Ключевое отличие обновлённых ФГОС — конкретизация, где каждое требование раскрыто и четко сформулировано:
- Вариативность. Она выражается в следующем: школам дали возможность разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы, которые предусматривают углубленное изучение отдельных учебных предметов.
- Единство обучения и воспитания. Новый ФГОС делает упор на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной деятельности для достижения личностных результатов освоения программы.
Были уточнены направления воспитания: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, экологическое воспитание и ценности научного познания. При этом каждый пункт конкретизирован, и поэтому становится понятным, что в него входит. А главное место в воспитательной деятельности отводится патриотическому воспитанию. Если раньше прописывалось, что оно как бы должно быть, то сейчас у него появились конкретные черты.
«Гражданский» блок должен привить неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, готовность к участию в гуманитарной деятельности и понимание роли различных социальных институтов в жизни человека.
Патриотизм понимается как:
- интерес к изучению родного языка, понимание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, истории и культуры;
- ценностное отношение к достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, к боевым подвигам и трудовым достижениям россиян;
- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в стране.
Для подготовки к урокам по математике и воспитания патриотизма у обучающихся можно порекомендовать сборник «Математические патриотические задачи», автором которого является Пластун Сергей Владимирович.
Появилось новое понятие «функциональная грамотность». Она вошла в состав государственных гарантий качества основного общего образования.
ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Ученики должны понимать, как изучаемые ими предметы помогают найти профессию и место в жизни.
Исключение второго иностранного языка из обязательных предметов. Второй иностранный язык теперь перестал быть обязательным. Изучение второго иностранного языка решается с учетом мнения родителей и возможности школы.
Основной задачей ФГОС третьего поколения является создание единого образовательного пространства по всей России. Предполагается, что оно обеспечит комфортные условия обучения для детей при переезде в другой город или, к примеру, при переходе на семейное обучение.
ФГОС также обеспечивает преемственность образовательных программ. Считается, что каждый ученик на предыдущей ступени обучения получает все знания, необходимые для его перехода на следующую. То есть, нельзя перейти в пятый класс, не овладев знаниями и умениями начальной школы.
Чтобы обеспечить познавательную активность и познавательный интерес учащихся на различных этапах урока, я использую активные формы и методы работы. В начальных классах при проведении уроков наиболее продуктивными являются такие формы работы как: игровая и конкурсная форма; организация групповой и парной работы; организация самостоятельной деятельности учащихся; создание проблемных ситуаций, их анализ; графический метод и работа по опорным схемам.
Положительную динамику в обучении дают такие формы работы, как работа по опорным схемам и таблицам, создание проблемной ситуации. Также повышают мотивацию обучающихся применение на уроках информационно-коммуникативных технологий.
Использование компьютерных технологий в учебно-педагогическом процессе представляет, по мнению специалистов, новый этап в теории и практике педагогики, который должен повысить качество обученности школьников. Умея работать с необходимыми в повседневной жизни информационными и вычислительными системами, базами данных и электронными таблицами, персональными компьютерами и информационными сетями, человек информационного общества приобретает не только инструменты деятельности, но и новое видение мира.
Каждый урок должен быть интересен и понятен обучающемуся. Использование новых информационных технологий в процессе обучения позволяет добиться качественно высокого уровня эффективности уроков, позволяет значительно расширить возможности активизации деятельности обучающихся, ведет к формированию положительного отношения к изучаемому материалу.
Эффективность применения новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе зависит не только от качества и дидактических возможностей аппаратных и программных средств, но и от мастерства педагога, его компетентности и готовности к практическому их применению в процессе преподавания, готовности самому учиться новому.
И, все-таки, определенные сложности и негативные моменты возникают в результате применения современных поисково-навигационных систем. Это, в первую очередь, связано со свободой, которой не так просто управлять. Нелинейная архитектура найденной информации подвергает обучающегося следовать по предлагаемым ссылкам, что может очень отвлечь от основного русла изложения учебного материала. Ещё одна причина – так называемый «информационный мусор», который сопровождает практически любой запрос в сети Интернет.
Тематическое планирование по обновлённому ФГОС предполагает обеспечение обучающихся ссылками на электронные и цифровые образовательные ресурсы. И компетентность педагога состоит в том, чтобы грамотно и умело использовать эти ресурсы при подготовке к уроку.
"Российская электронная школа" сегодня не единственная площадка, позволяющая заниматься дистанционным обучением, но именно эта платформа является проектом, над которым была проделана большая методическая работа. На сегодняшний день на платформе уже снято и опубликовано огромное количество видео-уроков по всем областям школьных знаний. Все они распределены по предметам и классам. Каждый урок снабжен определенным количеством дополнительных материалов, краткими конспектами, а также проверочными и контрольными работами по каждой теме. Также разработчики проводят работу над встраиванием в систему комплексы материалов для промежуточного контроля знаний и подготовки к написанию ВПР и ЕГЭ. При подготовке к урокам, я использую накопленные материалы этой платформы.
Что является самым важным для успешной работы учителя по новым стандартам? Важным является желание учителя меняться (в этом задача института повышения квалификации – чтобы это желание появилось после обучения, ведь часто учителя считают что они самодостаточны и способны видеть проблемы, но не видят их следствия). Чтобы формировать свою профессиональную компетентность каждый учитель должен учиться, чтобы научить чему – либо других, он должен быть способным к творчеству, научиться проводить нетрадиционные уроки. Ведь урок интересен тогда, когда он современен.