Урок «Эра дипфейков – как защититься от подделок»

Разделы: Презентация к уроку с применением искусственного интеллекта

Классы: 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: дипфейк


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (32 МБ)


В эпоху стремительного развития цифровых технологий и генеративного искусственного интеллекта всё более актуальной становится тема информационной безопасности. Одним из самых опасных и быстро развивающихся инструментов мошенничества стали дипфейки. Под дипфейками понимаются тексты, изображения, видео и аудиозаписи, которые созданы с помощью алгоритмов искусственного интеллекта (далее – ИИ), для создания реалистичного, но поддельного контента [1].

Технология deepfake с каждым годом становится совершенней, и всё труднее отличить настоящие видеоролики от поддельных. Страдают не только знаменитости и публичные деятели, но и обычные пользователи [2].

Данный урок позволяет учащимся разобраться в природе дипфейков, научиться распознавать подделки и осознать важность критического мышления в цифровом мире.

Цель занятия: Формирование у учеников представлений о технологиях по созданию дипфейков, их использовании в мошеннических целях и развитие навыков критического восприятия цифрового контента.

Задачи занятия:

  • Познакомить учащихся с понятием «дипфейк» и технологиями ИИ, используемыми для создания поддельного контента.
  • Показать реальные примеры использования дипфейков в мошенничестве.
  • Научить распознавать признаки дипфейков и защищаться от них.
  • Развивать навыки критического мышления и ответственного поведения в цифровой среде.
  • Повысить осведомлённость учащихся о правовых и этических аспектах использования ИИ.

Планируемые результаты

Личностные:

  • Осознание угроз, связанных с использованием ИИ в мошеннических целях.
  • Формирование ответственного и осознанного поведения в цифровой среде.

Метапредметные:

  • Развитие критического мышления и умение проверять достоверность информации.
  • Умение работать в команде, обсуждать и аргументировать свою точку зрения.

Предметные:

  • Знание ключевых терминов: ИИ, дипфейк, глубокое обучение.
  • Умение распознавать признаки поддельного контента.

Особенности

Для наибольшего вовлечения и удержания внимания учеников [3], автор урока использовал сервисы генеративного искусственного интеллекта для создания дипфейков со своим лицом в образовательных целях. Также в презентации использованы видеоматериалы расследований в области противоправного применения искусственного интеллекта. Из-за значительного размера презентации, она приводится в сокращенном виде, без части видеоконтента).

Подготовка к уроку и технические моменты

Для создания примеров дипфейков автор использовал кадры из известных фильмов и сервисы для замены лица и генерации голоса (Например, сервис от компании «Akool Inc» [4], «Alibaba Group» («Wan AI») [5], и других).

Рекомендации учителям

  1. Проводить урок в формате диалога, поощрять вопросы и обсуждение.
  2. Использовать интерактивные элементы (например, голосование
  3. Показывать не только технические, но и этические аспекты использования ИИ.
  4. Урок универсален и может проводится как в средней, так и в старшей школе.

Для создания и демонстрации материла требуется:

  • Современный персональный компьютер, оснащенный не менее 16 гигабайтами оперативной памяти, современным многопоточным процессором с тактовой частотой свыше 4 Гигагерц и дискретной видеокартой уровня не ниже RTX 3060.
  • Монитор с разрешением Full HD и выше, проектор, акустическая система, а также программное обеспечение для проведения видеоконференций (в случае проведения уроков в дистанционном формате).
  • Интерактивная презентация, содержащая видеоконтент и анимацию.

Сценарий урока

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Источник

1

Организационная часть

3 мин

Приветствие, постановка цели и задач урока. Дисклеймер (отказ от ответственности)

Восприятие информации, настрой на работу

Слайд-заставка и слайд-дисклеймер

2

Вводное слово: что такое ИИ и дипфейки

3 мин

Объяснение терминов, демонстрация слайдов с указанием статистики [6].

Запись ключевых понятий, вопросы

Слайды с терминологией

3

Примеры дипфейков

10 мин

Показ видео, содержащих дипфейки,

Голосование на выбор наиболее реалистичного дипфейка, обсуждение

3 слайда с реальными примерами

4

Видеоматериалы

7 мин

Просмотр видео расследований в области противоправного применения ИИ

Просмотр, обсуждение увиденного

Видеозаписи с расследованием журналистов

5

Реальные примеры мошенничества

5 мин

Просмотр видео с рассказами о случаях обмана людей при помощи с дипфейков

Просмотр,
обсуждение

Видеозаписи с расследованием журналистов

6

Как защититься?

8 мин

Объяснение правил безопасности, демонстрация слайдов

Запись, обсуждение, примеры из жизни

Слайды, содержащие принципы защиты

7

Рефлексия

5 мин

Обсуждение: «Что нового вы узнали?», «Как теперь будете себя вести?»

Ответы, обмен мнениями

-

8

Домашнее задание (по желанию)

2 мин

Подготовить короткий рассказ или презентацию о любом известном случае дипфейка

В любом формате

-

Урок о дипфейках — это не просто знакомство с новой технологией. Это шаг к формированию цифровой грамотности и безопасности подрастающего поколения. В условиях, когда даже эксперты не всегда могут отличить подделку, важно учить детей думать, сомневаться, проверять и защищаться. Только так можно вырастить поколение, способное не только пользоваться технологиями, но и управлять ими с ответственностью и пониманием последствий.

* * *

При разработке данных материалов текстовые промпты не требовались. Замена лица осуществлялась через загрузку фото учителя в соответствующий сервис. В дальнейшем сервис самостоятельно накладывал лицо на существующий видеоряд.

Список используемых источников

  1. Лемайкина С.В. Проблемы противодействия использованию дипфейков в преступных целях // Юристъ-Правоведъ. – 2023. – № 2(105). – С. 143–148.
  2. Бычинская А.А., Иванова С.И. Deepfake: новая реальность // Новизна. Эксперимент. Традиции (Н.Экс.Т). – 2024. – Т. 10, вып. 2 (26).
  3. Белякин Н.В. Урок по финансовой грамотности как блокбастер или как создавать запоминающийся контент // Финансовое просвещение: XХ Всероссийская научно-практическая конференция по финансовому просвещению в России «Финансово-здоровое поведение населения как драйвер устойчивого роста экономики». Сборник материалов. Часть 2/ под общ. ред. С.А.Лочана – Москва: Ассоциация развития финансовой грамотности, 2023.
  4. Akool: сервис искусственного интеллекта для создания видеоконтента [Электронный ресурс]. – URL: https://akool.com/ru-ru (дата обращения: 01.12.2025).
  5. Create.Wan.Video: сервис искусственного интеллекта для создания видеоконтента [Электронный ресурс]. – URL: https://create.wan.video/ (дата обращения: 02.12.2025).
  6. Искусственный интеллект в цифрах и фактах [Электронный ресурс] // РБК. – URL: https://trends.rbc.ru/trends/industry/657963559a79474dd4bc9b88 (дата обращения: 25.11.2025).