УМК: Школа России.
Предмет: математика.
Класс: 1.
Тема урока: «Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Повторение. Что узнали. Чему научились».
Базовый учебник: Моро, М.И. Математика: в 2 ч. / М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова. – М.: Просвещение, 2023.
Цели урока:
- Обучающие:
- в ходе практической работы отрабатывать вычислительные навыки устного счета, решение задач, сравнивание математических выражений;
- моделировать свое понимание результатов, включая арифметические задачи;
- уметь объяснять результаты друг другу и слушать объяснения других.
- Развивающие:
- Способствовать развитию интереса к математике, активации мыслительной деятельности.
- Способствовать развитию творческого мышления обучающихся.
- Способствовать развитию готовности обучающихся нацеливать себя на самостоятельное выполнение поставленной задачи.
- Воспитательные:
- Воспитывать познавательный интерес, самостоятельность в получении знаний.
- Воспитывать эстетических качеств, умения общаться.
Задачи:
- Продолжить работу над решением текстовых задач;
- Создать условия для развития навыков устного счёта;
- Закрепления знаний состава изученных чисел;
- Показать обучающимся значение математики в жизни путем практической деятельности;
- Развивать внимание, наблюдательность;
- Прививать интерес к математике.
Планируемые результаты:
Предметные:
- обучающиеся научатся решать задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц;
- в результате практических действий моделировать действия сложения и вычитания
- с помощью предметов, рисунков;
- выполнять задания в рабочей тетради, записывать решение и ответ задачи.
Метапредметные:
- учиться понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
- искать разные способы решения задачи, находить более эффективные.
Личностные:
- проявлять интерес к математике;
- осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке;
- развивать навыки сотрудничеств;
- проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
Форма: практическая работа.
На уроке использовались элементы педагогических технологий:
- игровая;
- развивающая.
Межпредметные связи: окружающий мир.
Принципы: наглядности, доступности, деятельности и творчества.
Инвентарь: проектор, рабочие листы, наборы конструктора Lego, магнитно-маркерная доска.
Ход урока
Звонок
Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности
- Здравствуйте, дети, обратите внимание, сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем их.
- Чему мы с вами учимся на уроках математики? (считать, решать примеры, решать задачи).
- А сейчас я задаю вопросы, а вы отвечаете только да или нет.
- Математика веселая? (Да)
- Математика полезная? (Да)
- Математика скучная? (Нет)
Вы всегда даете правильный ответ! (палец вверх)
Актуализация знаний
- У вас в самом верху рабочего листа есть шифровка, и при помощи неё расшифруйте, что же сегодня нам с вами пригодится на уроке математики.
(шифровка слова ЛЕГО).
Выдаю лего по одному набору на парту.
- На прошлом практическом уроке мы с вами строили зеленую гусеницу. Посмотрите на экран. Сколько кубиков длина гусеницы? Ширина? Высота? Запишите в рабочий лист.
- Постройте зеленую гусеницу по середине планшетки.
Постановка задач урока
- Сегодня при помощи лего мы с вами построим насекомое. Но сделаем мы это при помощи вашего умения решать задачи и знания состава числа.
- Тема нашего урока «Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Повторение».
- Целью сегодняшнего урока является продолжение работы над решением текстовых задач, а также повторение состава чисел первого десятка.
- Предположите, какое насекомое мы с вами будем строить, если у нас уже есть гусеница? (бабочка)
- Как вы уже поняли, сегодня мы будем строить из лего бабочку.
- Работаем вместе с соседом по парте. Открывайте наборы.
- Ребята, я не успела разложить в ваши наборы красные кирпичики.
- Договоритесь с напарником, кто из вас пойдет за кирпичиками, подходите к коробкам и берите нужное количество – 10 штук.
- Обратите внимание на экран. Перед вами изображение бабочки Павлин. Ее назвали так потому, что узор её глазных пятен на крыльях очень похож на узор на перьях павлина (фото бабочки рядом с фото павлина, затем остается только фото бабочки; фото бабочки вывешивается на доску)
- Что вы можете сказать о ее крыльях? (симметричные)
- Так как крылья у бабочки справа и слева одинаковые, то я вам предлагаю разделиться, чтобы каждый строил только одну сторону крыльев бабочки. Но помните, что у вашей бабочки крылья симметричные, работайте сообща.
Закрепление. Решение задач на увеличение (уменьшение) на несколько единиц
- Тело напоминает уже знакомую всем нам гусеницу. (слайд) Она и будет телом бабочки.
Задания на рабочих листах:
- Первый ряд начинается от тела бабочки в правую и левую стороны. Он состоит из одного кирпичика оранжевого цвета с двумя гвоздиками.
- Второй ряд состоит из кирпичиков зеленого цвета. Во втором ряду всего 4 гвоздика. Подумай, сколько кирпичиков нужно поставить.
- Третий ряд состоит из голубых кирпичиков. Их на 2 больше, чем в первом ряду. Сколько гвоздиков у вас получилось?
- Последний ряд состоят из фиолетовых кирпичиков. Их на 3 больше, чем в первом ряду. Сколько гвоздиков у вас получилось?
- У вас получилась бабочка? Замечательно! Предлагаю каждой паре продемонстрировать свою бабочку одноклассникам.
Физкультминутка
Дети встают в два ряда между партами. По команде учителя на скорость подбегают к доске, ищут деталь и строят цветок из лего по образцу. Действие может сопровождаться веселой музыкой.
- Я построила цветок для ваших бабочек из лего Дупло. Предлагаю вам повторить за мной, но на скорость. Как только заиграет музыка – начинайте.
Творческое применение знаний в новой ситуации
- Ребята, кто знает, что едят бабочки? (нектар, пыльцу, сок фруктов и ягод)
- Наши с вами бабочки очень любят сок ягод (слайд с фото бабочки на ягоде), как и эта бабочка.
- Предлагаю сейчас собрать ягоды для бабочки.
Задание на рабочих листах:
На двух кустах росло 9 клубничек. Каждый из вашей пары собрал несколько ягод. Вместе вы собрали 7 клубничек. Сколько ягод осталось на двух кустах? В качестве ягодок будем использовать кубики с одним гвоздиком или конусы белого цвета.
Запишите, сколько клубничек собрал каждый из вас.
Вызвать к доске каждую группу по очереди, чтобы они записали свой вариант. Остальные ставят галочки в рабочих листах, если назвали вариант, который у них уже записан.
Сколько ягод осталось на двух кустах? (9-7=2). Запиши.
- Далее мы перешли на полянку, где растут цветы. На двух полянках росло 10 цветов. Сколько цветов росло на каждой полянке? Запишите возможные варианты.
Детям предлагается взять 10 цветов и распределять на 2 кучки разными способами.
Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности
- Какие математические навыки пригодились тебе сегодня на уроке? (порядковый счет, арифметические действия, знание алгоритма решения задач на увеличение и остаток)
- Сегодня на занятии у нас получилось 7 прекрасных бабочек. Мы собрали много ягод для них. А помогло вам умение считать, знание состава чисел.
- Давайте поселим ваших бабочек на цветочную полянку. Но полянки с цветами пока у нас нет – мы ее создадим.
Сегодня каждый из вас работал на уроке, предлагаю вам оценить вашу деятельность самостоятельно. Выберите цветок соответствующего цвета и напишите на нём свое имя, приклейте на полянку к вашей бабочке.
- Зеленый цветок – мне было интересно, у меня все получилось.
- Желтый цветок – мне было интересно, но я иногда ошибался.
- Красный цветок – мне было не интересно или я ничего не смог сделать.
- Ребята, спасибо за работу на уроке. Соберите, пожалуйста, конструктор в лотки и закройте крышкой. Кто будет готов, покажите свою готовность.
Звонок