Дополнительная образовательная программа. Обучение грамоте по методике «Кубики Зайцева»

Разделы: Дополнительное образование

Класс: д/с


Направленность программы – социально-педагогическая.

Название программы –  Обучение грамоте по методике «Кубики Зайцева».

Возраст обучающихся – младший дошкольный и старший дошкольный возраст.

Срок реализации программы – 1 год.

Уровень программы – ознакомительный.

Разработчик программы –  педагог дополнительного образования Ертулова И.В.

1.  Пояснительная записка

Направленность дополнительной общеобразовательной программы.

Настоящая программа разработана на основе методики Н.А.Зайцева «Обучение чтению детей дошкольного возраста» и является адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой социально-педагогической направленности.

Актуальность дополнительной общеобразовательной программы.

Актуальность развивающего обучения детей дошкольного возраста в наше время не вызывает сомнения. По словам Л.С.Выготского «только - то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперёд развития и ведёт развитие за собой». Многие авторы (Глен, Доман, Никитины, Н.А.Зайцев) настаивают на том, что такое раннее – не раннее, а как раз своевременное развитие. Раннее развитие – это интенсивное развитие способностей ребёнка в раннем возрасте. Наша задача состоит в том, чтобы прививать пожизненную любовь к познанию. Чтение – один из важнейших источников познания и речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи. Чтение заложено в основу обучения и является одним из необходимых навыков в жизни. Оно играет ключевую роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это неисчерпаемый источник обогащения знаниями. Универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребёнка, его творческих сил. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обще учебный характер. Это и повседневное общение, и залог успешного обучения в школе, овладение будущей профессией.

Одним из мощных средств развития ребенка является игра. Но, пожалуй, никому не удавалось с такой полнотой и эффективностью встроить игру в сложный процесс овладения чтением, как это сделал Николай Александрович Зайцев - автор новых направлений в методике обучения чтению. У него ребёнок в короткие сроки осваивает то, что с таким трудом даётся в школе. Чтение, как и любое, успешно освоенное дело, благодаря новой методике превращается в желанное, доставляющее радость занятие буквально с первых шагов обучения.

Методика Н.А.Зайцева является как самостоятельной методикой, так и может гармонично сочетаться с многообразными наработанными методическими приемами; кроме обучения чтению ребенок учится грамотному письму (таблицы, кубики); вследствие постоянного повторения складов, ребенок начинает чище и отчетливее говорить; увеличивается словарный запас; стимулируется развитие логики; вырабатывается самостоятельность.

Методика Н.А.Зайцева действенная, прогрессивная, соответствует запросам настоящего времени.

Педагогическая целесообразность

 По методике Н.А.Зайцева игра, как одно из мощнейших средств развития ребенка, органично встраивается в сложный процесс овладения различными учебными умениями и навыками. При этом ребёнок играючи осваивает то, что требует большого труда в школе. Буквально с первых шагов обучения благодаря данной методике чтение превращается для детей в желанное, доставляющее радость занятие. Техника чтения Зайцева даёт интенсивное развитие таких психических функций, как внимание, память, абстрактное мышление. На занятиях чтения по методике Зайцева малыш достигает всего сам.

Педагогическая целесообразность программы состоит еще и в том, что данная программа основана на здоровье сберегающей методике обучения детей чтению по кубикам Зайцева, что позволяет полноценно развивать и образовывать детей. Важные достоинства учебных приемов Н.А.Зайцева - это формирование правильной осанки, высокий уровень двигательной активности, улучшение дикции, правильная фиксация взора и еще немало дополнительных факторов, связанных с возможностью активного раскрепощения индивидуальных способностей ребенка.

Таким образом, использование методик, предлагаемых Н.А.Зайцевым, отвечает жизненно важным интересам маленького ребенка, его биологическим потребностям, нацеленным на познание мира в игре, в движении, в радости успешного соперничества. - обучение чтению по методике Зайцева с применением кубиков является хорошо продуманной системой; - благодаря кубикам значительно быстрее исправляются дефекты речи; - кубики помогают в общении молчащим детям; - на занятиях дети не портят зрение и осанку, т.к. всегда находятся в движении. Ребята не только не теряют в результате обучения здоровье, но и исправляют уже имеющиеся недостатки (улучшение зрения, выравнивание начинающегося сколиоза). Дети постоянно сменяют вид деятельности – то стоя у складовых блоков на таблице с высоко поднятой головой, следя издали (3-5 метров) за движением указки и пропевая склады, то сидя на ковре «угадывая» по складовым картинкам слова, то стоя или сидя за столом, собирая слова из кубиков, а то и бегом от стола к столу, сортируя кубики по одному из признаков (классификации) и т.д. Таблицы – это настоящая сокровищница всевозможных мыслительных операций. Когда ребенок пропоет по ним песенки, напишет десяток-другой слов с помощью указки (вместе с педагогом), это даст толчок развитию внимания, памяти, пространственной ориентировки.

Письмо указкой по клеточкам таблиц подключает еще и "память тела": сверху, снизу, слева, посредине или справа нужные буквы расположены? Метод «кубиков» затрагивает 3 сенсорные области: слуховую, зрительную, тактильную. Кубики и таблицы у Зайцева поются. Отслеживание "песенок" глазами (поначалу за учительской указкой) тоже способствует запоминанию складов. Но это еще и упражнение на удержание внимания, а также подготовка глазных мышц к движениям, совершенно необходимым для будущего чтения: равномерное скольжение взгляда по строчке слева направо, быстрое и безошибочное его перебрасывание справа налево с фиксацией на следующей нижней строчке и т.п.

Цель дополнительной общеобразовательной программы: Обучить детей дошкольного возраста читать слова по складам, «писать» слова кубиками.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • обучать воспитанников читать слова по складам;
  • обучать «писать» слова (собирать) из кубиков и по таблицам посредством чтения и «письма»;
  • формировать, уточнять, закреплять знания детей о классификации предметов, различных явлений в природе, окружающем мире;
  • формировать активный словарь;
  • формировать социальную позицию воспитанников.

Развивающие задачи:

Посредством пропевание «попевок» кубиков» и таблиц способствовать:

  • улучшению дикции;
  • развитию фонематического и музыкального слуха;
  • развивать познавательный интерес к чтению;
  • развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес к родному языку;
  • воспитывать интерес к чтению.

Отличительные особенности

«Обучение чтению по кубикам Зайцева» - игры-занятия, в основе которых лежит складовой принцип обучения Н.А.Зайцева (заучивание складов, их пропевание). По методике Зайцева всё обучение чтению строится на кубиках и настенных таблицах. Используются большие и маленькие кубики, есть одинарные и двойные, золотые, железные, деревянные. Имеется белый кубик со знаками препинания. Буквы на кубиках написаны разным цветом. Они отличаются по весу, по звучанию и вибрации наполнителя и т.п. Каждая особенность имеет свою цель, чтобы решать определенные задачи по обучению чтению. Играя в кубики, у ребёнка увеличивается число каналов восприятия, по которым поступает информация, в результате чего повышается эффективность обучения. Одновременно с кубиками при обучении используются специальные таблицы складов.

Принципиальное отличие методики обучения чтению Н.А.Зайцева от традиционных методик в том, что ребенок учится читать, не составляя слова из отдельных букв, и не по слогам, а по складам. Склады - это комбинации из: пары согласный-гласный; из согласной и твердого или мягкого знака; одной согласной. Склады органично связаны с речью и потому легче усваиваются. Важно то, что ребёнок видит все склады сразу, а не по одному. Из этих складов, как из кирпичиков, малыш строит слово, постепенно переходя от письма к чтению. Выход в чтение через пение - это неотъемлемый принцип в методике Н.А.Зайцева. Поэтому склады поются, а не проговариваются. Поётся и алфавит, с которым дети знакомятся чуть позже.

 Игра выстраивается в сложный процесс овладения многими учебными умениями. Она предполагает взаимопроникновение разных видов деятельности: наблюдение, обследование, беседа, чтение по таблице, чтение и «письмо» кубиками, чтение произведений русского народного творчества (колыбельные песенки, считалки, скороговорки, дразнилки, небылицы и др.). Занятия рассчитаны на мини-групповую и индивидуальную работу. Они построены с максимальным использованием крупной моторики ребенка, чтения посредством пения, подвижных игр. Таким образом, на занятии ребенок постоянно передвигается: бегает, прыгает, ищет слова в специально созданных сенсорных игрушках, поет. Все это позволяет превратить такую сложнейшую мыслительную деятельность, как чтение в игру-забаву, что ведет к сохранению здоровья и радость от получения знаний.

Возраст обучающихся. Предлагаемая программа разработана для детей младшего и старшего дошкольного возраста, описывает курс подготовки детей 4, 5, 6 лет. Наполняемость воспитанников в группах устанавливается в количестве до 11 человек, т.к. занятия рассчитаны на мини-групповую и индивидуальную работу.

Сроки реализации. Сроки реализации данной программы - 1 год.

Режим занятий

Форма организации занятий групповая. Занятия проводятся с 01 октября по 30 апреля, за исключением государственных праздников.  Занятия организуются во второй половине дня 2 раза в неделю. Каждое занятие предусматривает распределение воспитанников по группам:

  • 1-я подгруппа - 4-5 лет
  • 2-я подгруппа -  5-6 лет

Продолжительность занятий

  • 4-5 лет – до 25 мин
  • 5-6 лет – до 30 мин

Ожидаемые результаты дополнительной образовательной программы

В результате обучающийся сможет продемонстрировать по завершении срока реализации программы:

  • правильно озвучивать и показывать «золотые», «железные», «деревянные» склады (таблица и кубики); 
  • читать попевки (слева – направо, сверху – вниз);
  • классифицировать кубики;
  • уметь голосом выделять ударный склад;
  • овладеть складовым чтением слов.
  • уметь выделять ударный склад;
  • освоить чтение алфавитных песенок;
  • читать слова и составлять их из кубиков, понимать смысл прочитанного.

Способы определения результативности

Оценка индивидуального развития обучающихся проводится педагогами в ходе внутреннего мониторинга становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка, результаты которого используются только для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности. Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними.

Формы контроля

Основными формами контроля программы являются:

  • открытое занятие,
  • викторины,
  • соревнования,
  • видеоматериалы и фотоотчеты.
  • игровые занятия.

2. Учебный (тематический) план

Данная программа рассчитана на один год и предназначена для детей от 4 до 6 лет. Её основу составляет обучение дошкольников по методике Н.А.Зайцева. Занятия построены на совместной деятельности ребёнка и взрослого, проводятся 2 раза в неделю, с группой детей, не превышающей 11 человек, в специально отведённом кабинете с использованием таблиц и кубиков Н.А.Зайцева.

Структурно занятия разделяются на несколько этапов. В зависимости от содержания занятий и форм организации образовательного процесса на различные этапы отводится определённое количество времени. На некоторых занятиях работа с кубиками и таблицами может проводиться параллельно с изучением темы по окружающему миру, т.е. в течение всего занятия. При дифференциации заданий может быть использована индивидуальная или групповая форма работы с детьми по формированию и развитию навыка чтения. В таблице приведены примерные показатели использования времени на определённых этапах занятия.

Этапы

Содержание работы

Продолжительность

I

Артикуляционная гимнастика, логопедические упражнения. Проговаривание чистоговорок, скороговорок.

2 мин

II

Работа с таблицами по методике Н.А.Зайцева Игры с кубиками.

20 мин. (4-5 лет)
25 мин. (5-6 лет)

III

Ознакомление с окружающим миром (беседа, игра, пословицы, отгадывание загадок и т.д.)

3 мин (ср. и ст. гр.)

 

Группа

Количество занятий
в неделю

количество занятий
в год

Младший дошкольный возраст

2

56

Старший дошкольный возраст

2

56

См. продолжение программы