Под функциональной грамотностью понимается «способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом. Оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д., то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней».
Ведущий российский психолог и лингвист, Алексей Алексеевич Леонтьев писал «Функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
Сегодня формирование функциональной грамотности является одной из наиболее актуальных проблем образования. Актуальность этого вопроса обуславливается несоответствием школьного образования требованиям, предъявляемым социумом и временем, так показывают исследования организации (PISA).
Программа обучения иностранным языкам предполагает на разных ступенях обучения развитие навыков и умений, без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач. Подобные навыки и умения включают в себя умение осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты); умение извлекать информацию из разных источников; способность находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета; умение пользоваться источниками и ссылаться на них; умение читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и применять их при подготовке собственных текстов; способность реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом. И аудирование должно идти параллельно с чтением.
Таким образом, мы видим, что образовательные стандарты ориентируют учителя на развитие функциональной грамотности учащихся. А учителю необходимо подобрать, либо составить соответствующие задания.
В этой статье я хочу обратить внимание на упражнения, способствующие формированию у учащихся навыков функционального чтения «несплошных текстов» (в терминологии PISA). Несплошные тексты – это реклама в СМИ, ценники продуктов, этикетки на товарах, инструкции к товарам, различная реклама, буклеты, объявления, посты в блогах, документы, удостоверяющие личность и т.п. Именно на основе работы с такими текстами формируется способность решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизнедеятельности: прочитать и понять объявление (рекламу, афишу т.д.), заполнить бланк (миграционную карту, анкету и т.д.), написать письмо, e-mail и т.д.
Рассмотрим работу с «несплошным текстом» на примере упражнения из УМК «Spotlight 5» упр.4 с. 26. Учащимся предлагается прочитать текст, состоящий из объявлений в школе.
1.History Class Mondays and Wednesdays |
2.Please bring your Dictionary to English Class |
3.Green School |
4.Second hand geography and maths textbooks for sale! |
5.
No PE on Friday, 6th |
После прочтения текста, учащимся предлагается ответить на вопросы:
Which are from teachers? Which are from students?
То есть, первоначально учащиеся должны понять, какие объявления написаны учителями, а какие - студентами.
Кроме упражнений, которые предлагаются в учебнике, учащиеся выполняют задания (True/False). Такой формат заданий присутствует в ОГЭ/ЕГЭ, таким образом, учащиеся встречаются с подобными заданиями уже с 5 класса. Задание «верно», «неверно», «не сказано», обычно выполняет проверочную функцию, а нередко (если задание предлагается до прочтения текста) и мотивирующую. Очень важен выход работы с текстом на устную речь - не в формате пересказа, а в тематических ситуациях, смоделированных с учетом возрастных интересов, близких подросткам.
- Mr Brown is an English teacher. (True)
- Students in Green School usually have PE on Friday. (True)
- They have History class in Room D. (False)
- They have English on Mondays. (False)
- Paul wants to buy geography and maths textbooks. (False)
Выполняя данное упражнение, учитель решает сразу несколько задач:
1.Развитие умений ознакомительного чтения. Учитель сможет проконтролировать насколько хорошо учащиеся поняли текст объявлений.
2.Развитие умений устной речи на основе прочитанного текста (с переносом на личный опыт). Объясняя свой выбор, учащиеся активизируют лексику данного модуля в устной речи. Кроме этого, учащиеся могут рассказать о себе, своих школьных предметах и расписании.
3. Учащиеся знакомятся с заданиями формата ОГЭ/ЕГЭ.
Для учащихся старших классов можно предложить выполнить задания, прочитав следующую информацию.

После ознакомления с объявлением рекламного характера, учащиеся выполняют следующие упражнения:
- What kind of text is it? –
- an advertisement
- a recipe
- a medical poster
- a scheme of scientific research
- Who is the target reader of this information?
- teenagers
- parents and teachers
- disabled people
- elderly people
Выполнение данного упражнения позволяет учителю проконтролировать понимание прочитанного текста.
- Complete the sentences with a right word.
- If you’re looking for a better job, or _________ your job skills, now’s your chance to discover all that __________ Washington Technical College has to offer you.
- Choose from 38 specialized __________ and more 100 professional ______ and certificate options.
- For details about our information _______, and direction to our campus __________ our website.
- Information session takes place on __________, on the 9th of ___________ from 10 to noon.
- The adress of the college is 132nd ___________, Kirkland.
Выполнение данного упражнения требует более детального понимания прочитанного текста. Кроме того, можно выполнить его без опоры на текст, используя синонимы, там, где это возможно. Таким образом, учащиеся активизируют лексику в устной и письменной речи.
Подводя итоги, хочется отметить, что чтение на иностранном языке является одним из самых необходимых видов речевой деятельности для большинства людей. Не все из нас имеют возможность общаться с носителями языка (хотя в век высоких технологий это тоже не такая уж большая проблема), но читать могут все. Вот почему обучение чтению и пониманию прочитанного играет большую роль. Читающий человек способен мыслить проблемно, схватывать целое и выявлять противоречивые взаимосвязи явлений, адекватно оценивать ситуацию и находить верные решения. Чтение формирует качества социально ценного человека.