Вокальная пропедевтика в начальной школе

Разделы: Музыка, Начальная школа

Класс: 1


Начиная с младшего школьного возраста, в любой образовательной программе, пение является одной из важнейших форм музыкальной детальности с детьми. Она необычайно тонка и сложна. Работа с воспитанниками имеет множество ограничений, тонкостей. Далеко не всем педагогам удаётся достичь того качества, которое желаемо по стандартам прописанным в программах, а именно: пение интонационно верно и чисто, лёгким и светлым звуком без напряжения, исполнение произведения непринуждённо, но с хорошей артикуляцией и вообще любили петь. Вот этих, казалось бы, простых вещей, совсем не просто достичь. Поэтому хотелось бы начать с вещей глубинных, которых не сразу видно, понятно, не предполагая, что о них нужно думать при работе с младшими школьниками.

Первоклассники – это дети, которые даже не всегда чисто говорят, замкнуты, а живое пение вызывает у них чувство неловкости, стеснения. При работе педагог, конечно же, это должен учитывать. Вокализация, певческий голос, развивается в очень тесной связи с речевым голосом, хотя физиологически - это очень разные процессы. Различие между речевым и певческим голосами зависит, прежде всего, от целевых установок этих двух форм голоса. В речи на первом плане стоит ее содержание, ее смысловая сторона. В пении на первом плане стоит выражение чувств, воплощающееся в музыкальной мелодии; слово, смысловое содержание стоят на втором плане.

Разница целевых установок устной речи и пения приводит к тому, что один и тот же анатомо-физиологический аппарат используется неодинаково, механизмы его функционирования значительно отличаются друг от друга. В устной речи главную роль играет артикуляция, обеспечивающая устойчивость и определенность звуков. В пении голос, фиксированная мелодия являются одним из существенных признаков, тогда как произношение отходит на второй план — словом, гласные звуки начинают превалировать над согласными.

Соответственно мы можем об этом подумать и предположить, что говорение во много раз легче, чем пение и именно поэтому в процессе эволюции человек стал разговаривать, а не петь. Эволюция человеческого пути пошла по пути самого простого. Следовательно, исходя из простых наблюдений, можно сделать вывод, что петь сложно. Попробуйте встать и спеть от начала до конца любую детскую песенку, от начала до конца! Это большой труд: нужно всё сказать, следует правильно дышать, вокализировать, слушать, в общем, это достаточно психоэмоциональное и физическое напряжение.

Изначально, как нам кажется, эти песенки якобы очень лёгкие, а вот для детей на самом деле серьёзное испытание, потому что их голосовой аппарат не готов к процессу. У многих ещё только начинается само владение голосовым аппаратом, теми мышцами, которые управляют гортанью, исполняющие пока ещё роль заменителя связок у малышей, бывают не сформированы вообще на столько, что ребёнку практически бывает нечем петь.

Многие педагоги могут возразить, что дети могут петь в 3 года, выступать на сцене и в 4 и 5 лет, могут быть уже солистами. Да, такие дети встречаются, но это «чудо природы». Тот, кто работает с младшими школьниками очень давно, конечно знает, что в начальной школе дети поют не все, понимая под этим процесс вокализации. В целом, можно радоваться, когда в разученной песне дети могут изредка подпевать, подговаривать какие-то отдельные слова, слоги и таким образом участвовать в музицировании.

Учитель начальных классов работает с самыми обыкновенными малышами, поэтому, следует работать очень осторожно, понимая, что в младшем возрасте он имеет дело с процессом начала формирования предпосылок к вокализации, и не забывая, что это очень трудный процесс, в котором одновременно нужно решать целый комплекс задач.

С приходом ребят в школу, следует начинать учить детей вокализировать, а в этом очень помогает пропедевтика.

Пропедевтика (греч. propaideio – предваряю) – подготовительный, вводный курс в какую-либо науку. В данном случае в практику детского пения. Пропедевтика включает в себя голосовые, артикуляционно-фонемные, дыхательные и речевые игры. А как же это всё помогает на уроках литературного чтения!

Пропедевтика не просто упражнения, а целая серия упражнений и заданий, включающий в себя голосовые, артикуляционно-фонемные, дыхательные и речевые игры, которые педагог отчетливо осознает, когда и для чего он их применяет. Данные упражнения помогают в укреплении мышц гортани, развитии подвижности, одновременно дают детям представление о том, каковы будут ощущения, когда голос звучит высоко, когда низко, когда звучит staccato, а когда legato. Это считывается исключительно всё интуитивно. Поэтому пропедевтические игры (игры голосом) одна из важнейших подходов, это целый раздел методики, который позволяет в игровой форме заниматься развитием голосового аппарата, до того момента, когда наступит момент вокализации.

Перед основной темой урока, использую различные виды упражнений, игры на развитие певческих навыков. В этом мне помогает методика преподавания Т.Э.Тютюнниковой [1], игровые диски «Музыкальная арифметика», «Золотые ворота», интерактивные музыкально-дидактические игры: «Угадай мелодию», «Барабанщик» и др. - эти игры способствуют развитию устойчивости и распределению внимания, формируют самостоятельность, а также социальной адаптации детей, подражательных и танцевальных движений, развивают воображение детей и память, координацию движений, а также чувство ритма и музыкальный слух.

Пример: занятия с использованием голосовых карт «Музыкальные узоры», по методике Т.Э.Тютюнниковой.

Каждая карта имеет своё название, которая превращает технологичную работу в игру для детей, где ребенок через образ и через зрительное восприятие понимает длину звука, его протяженность. Это очень интересная работа как для детей, так и для педагога.

Карта 1. «Точки». Изображено много точек. Учитель предлагает детям посмотреть на карту и рассказать, что они видят, педагог может подать идею названия, например: «Курочкам рассыпали много зерна», а может быть это «Звёздочки», которые находятся наверху, на небе.

Развивающие карты «Точки»

Затем детям поступает предложение постучать пальчиком, будто показывает их около себя и попробуем спеть. Обычно предлагается исполнить на звук «У». Звук «У», правильно собирает во рту мышцы и позволяет сделать округлый звук. Получается такая работа с голосом, когда ребенку не нужно ещё ни к чему прислушаться, он просто свободно пробует голосом верхний и нижний регистр на коротких, активных звуках. Движение пальцем помогает выполнить это движение внутри. Он немножко его копирует.

Карта 2. «Цветная ниточка». Изображена одна горизонтальная линия во весь лист. Учитель воспроизводит её непрерывно на звук «У» - уточняя, что это её ниточка. Затем предлагает каждому попробовать спеть звук со своей рукой, ниточку. Такая работа она помогает детям понять, что такое вокализация. Для повторных занятий можно придумать игру, например, кто дольше протянет звук.

Постепенно, по мере того как дети учатся тянуть ниточку, просим подстраиваться к голосу учителя. Дети с каждым разом больше и больше сливаются в унисон. Дети пытаются попасть в то правильное звучание, которое называется «унисон», постепенно толщина этой ниточки всё уменьшается и дети, которые были высоко или низко, подбираются к той толщине, которой нужно.

Развивающие карты «Цветная ниточка»

В первом классе сложно добиться унисона, так как голос ещё не способен следовать за слухом. Во втором, качество звука улучшается. В 3-4-х классах, можно получить результат красивого и чистого звучания.

На самом деле работа над детским голосом – это одновременно работа над детским слухом. Координация слуха и голоса – это важная функция педагога.

Карта 3. «Пирамида» (линии расположены пирамидой вверх). Детям даёт представление о том, как может развиваться высота звука и длина звука. Ребенок, проводя пальцем понимает длину звука. Длина звука расписана в графическом понимании. Карту можно заменить шерстяными ниточками. Это превращает технологичную работу, в игру для детей, где ребенок через образ и через зрительное восприятие понимает длину звука, его протяженность. Это очень интересная работа, как для детей, так и для педагога.

Развивающая карта «Пирамида»

Одной из важных задач в обучении пению, является развитие артикуляции. Активизация работы над артикуляцией заключается в тренировке мышц детей, на чёткое и правильное произношение слов песни. И опять же, как эта вся методичная работа помогает на этапе обучения чтению! Можно проводить соревновательные игры «Кто быстрее?», «Кто чётче?», «Кто тише, шёпотом?», разучивание скороговорок, потешек, пение подгруппами, половинками, всё это создает замечательную игровую атмосферу, при которой дети хотят сами добиться результата.

Проанализировав свой опыт работы, можно сделать вывод, что работа над пением должна быть постоянной, планомерной и разнообразной. Данный вид деятельности должен быть превращён в незатейливую игру, который обязательно привлечет внимание детей и даст положительные результаты.

Список использованной литературы и источников

  1. Тютюнникова Т.Э. Ушки на макушке. Методическое пособие по пению. М.,2013.
  2. Музыкальная арифметика... Музыкальные развивайки с Плюхом. Общее время звучания 55:43. Формат: Audio-CD. Производитель: Би Смарт
  3. Золотые ворота. Музыкальные обучалочки Железновых. Для детей от 3 до 6 лет. Серия: Музыкальные обучалочки. Производитель: Весть-ТДА.
  4. Интерактивная игра «Угадай мелодию». Перфильева К.С. МКОУ «Ситцевская СОШ» учитель информатики.
  5. Логопедическая игра «Барабанщик».
    http://мишуткина-школа.рф/publ/rabota_logopeda/
    logopedicheskaja_igra/logopedicheskaja_igra_quot_barabanshhik_quot/
    93-1-0-1361