Развитие речи учащихся как одна из основных задач формирования читательской компетентности младшего школьника

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: читательская компетентность


Развитие речи учащихся — ключевая задача в формировании читательской компетентности младших школьников. Это связано с тем, что умение читать и обсуждать прочитанное является залогом успешного обучения и личностного роста.

Некоторые аспекты, связанные с развитием речи и формированием читательской компетентности:

  • Развитие навыков критического мышления. Умение анализировать, синтезировать и оценивать информацию помогает ребёнку не просто запомнить текст, но и осознать его содержание. Эти навыки формируются через чтение различных жанров — от художественной литературы до научных статей.
  • Организация обсуждения прочитанных материалов. Это может быть как коллективное обсуждение в классе, так и работа в маленьких группах, где дети учатся слушать друг друга, формулировать свои мысли и высказывать мнения.
  • Использование игровых и творческих заданий. Например, создание собственного рассказа или рецензии на прочитанную книгу позволяет детям развивать креативное мышление, а также повышает интерес к чтению.
  • Участие родителей. Чтение с родителями, обсуждение книг и совместные литературные вечера создают положительный имидж чтения как увлекательного и важного занятия.

Развитие речи младших школьников — это не только подготовка их к чтению и пониманию текстов. Это комплексный процесс, который включает в себя формирование мышления, умения излагать мысли и навыков критического осмысления информации.

В ходе словарной работы я выделяю несколько направлений:

  • обогащение словарного запаса (усвоение новых слов);
  • активизация словаря (включение новых слов в речь, составление предложений, точное применение слова);
  • уточнение словаря (различие между синонимами, подбор антонимов, умение анализировать многозначность слов);
  • исправление ошибочных выражений, ударений.

Приведу пример некоторых упражнений:

1. «Дополни словечко»: при чтении произносится только вторaя половинa словa. Ученики должны дополнить слово, произнеся его начало:

чтеНИЕ, тоЛЬКО, трАВА, солОМА, кроВАТЬ, кастРЮЛЯ, криЧАЛ.

2. «Дополни предложение»:

Тишина царит в дремучем _____. Чёрные _____ затянули солнце. Птицы умолкли. Вот-вот пойдёт _____.

3. «Составьте предложение»:

  • придумайте предложения, используя следующие словосочетания: забавный щенок, спелая ягода, лесное озеро.
  • слова в предложении перепутались, надо расставить их на свои места: дымок, идёт, трубы, из; стоят, вазе, цветы, в.

4. «Найдите ошибку»:

Послушайте предложения и скажите, всё ли в них верно:

Зимой в саду расцвели яблони.

В ответ я киваю ему рукой.

Скоро удалось мне на машине.

Мальчик стеклом разбил мяч.

5. «Подбери действие для предмета»:

- Я буду называть слова, а вы говорить, что этот предмет может делать: метель – метёт, гром, ветер, снег, дождь, солнце. Важно, чтобы подбирали как можно больше слов, обозначающих действие. «А что ещё делает солнце? Оно ведь не только светит?»

6. «Замени название предмета на признак»: если предмет сделан из железа, то какой он: железо, бумага, дерево, снег, пух, стекло.

7. «Скажи наоборот»:

  • скажи наоборот: холодный, тупой, просторный, поднять, низко, весна.

8. «Один и много»:

  • я назову один предмет, а вы измените слово так, чтобы стало много: озеро, имя, друг, человек, стол.
  • я буду говорить слово, обозначающее много предметов, а вы – один: листья, молодцы, когти.

9. «Уменьшение»:

  • скажите, как будет называться маленький предмет: мяч – мячик, рука, флаг, шапка, солнце, стул.

10. «Объясни слово»: письмо, гвоздь, храбрый, зонтик, алмаз.

Конечная цель словарной работы в том, чтобы активизировать максимальное количество усваиваемых слов, научить использовать их правильно, уместно, научить выбирать единственно необходимое слово.

При работе в обогащении словаря учеников использую упражнения из Азбуки:

  • образование новых слов путём замены одной буквы
  • добавлении буквы в начале или в конце слова
  • чтение слов перевёртышей.

Значения новых незнакомые слов ученики пытаются объяснить друг другу или обращаются за помощью к словарю или учителю.

Одно из любимейших упражнений моих учеников на уроках является работа со скороговорками.

Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным.

Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью.

Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали.

Лена искала булавку, А булавка упала под лавку. Под лавку залезть было лень, искала булавку весь день.

У маленькой Сани сани едут сами.
У Сени и Сани сом с усами.
Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.

Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении.

Он также учится не только говорить, но и слушать. Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают.

Кроме того, это самое настоящее развлечение! От души смеяться над собственными и чужими ошибками в произношении.

Овладение грамматически прaвильной речью окaзывaет влияние нa мышление ребенка. Он начинaет мыслить более логично, последовательно, обобщaть, отвлекaться от конкретного, прaвильно выражать свои мысли.

В наше время невозможно представить человека успешным, если он в совершенстве не владеет языком, не владеет хорошей разговорной речью. Язык обеспечивает нам все необходимые средства для общения в любой ситуации, и богатство языка нужно уметь использовать. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.