Развитие речи учащихся — ключевая задача в формировании читательской компетентности младших школьников. Это связано с тем, что умение читать и обсуждать прочитанное является залогом успешного обучения и личностного роста.
Некоторые аспекты, связанные с развитием речи и формированием читательской компетентности:
- Развитие навыков критического мышления. Умение анализировать, синтезировать и оценивать информацию помогает ребёнку не просто запомнить текст, но и осознать его содержание. Эти навыки формируются через чтение различных жанров — от художественной литературы до научных статей.
- Организация обсуждения прочитанных материалов. Это может быть как коллективное обсуждение в классе, так и работа в маленьких группах, где дети учатся слушать друг друга, формулировать свои мысли и высказывать мнения.
- Использование игровых и творческих заданий. Например, создание собственного рассказа или рецензии на прочитанную книгу позволяет детям развивать креативное мышление, а также повышает интерес к чтению.
- Участие родителей. Чтение с родителями, обсуждение книг и совместные литературные вечера создают положительный имидж чтения как увлекательного и важного занятия.
Развитие речи младших школьников — это не только подготовка их к чтению и пониманию текстов. Это комплексный процесс, который включает в себя формирование мышления, умения излагать мысли и навыков критического осмысления информации.
В ходе словарной работы я выделяю несколько направлений:
- обогащение словарного запаса (усвоение новых слов);
- активизация словаря (включение новых слов в речь, составление предложений, точное применение слова);
- уточнение словаря (различие между синонимами, подбор антонимов, умение анализировать многозначность слов);
- исправление ошибочных выражений, ударений.
Приведу пример некоторых упражнений:
1. «Дополни словечко»: при чтении произносится только вторaя половинa словa. Ученики должны дополнить слово, произнеся его начало:
чтеНИЕ, тоЛЬКО, трАВА, солОМА, кроВАТЬ, кастРЮЛЯ, криЧАЛ.
2. «Дополни предложение»:
Тишина царит в дремучем _____. Чёрные _____ затянули солнце. Птицы умолкли. Вот-вот пойдёт _____.
3. «Составьте предложение»:
- придумайте предложения, используя следующие словосочетания: забавный щенок, спелая ягода, лесное озеро.
- слова в предложении перепутались, надо расставить их на свои места: дымок, идёт, трубы, из; стоят, вазе, цветы, в.
4. «Найдите ошибку»:
Послушайте предложения и скажите, всё ли в них верно:
Зимой в саду расцвели яблони.
В ответ я киваю ему рукой.
Скоро удалось мне на машине.
Мальчик стеклом разбил мяч.
5. «Подбери действие для предмета»:
- Я буду называть слова, а вы говорить, что этот предмет может делать: метель – метёт, гром, ветер, снег, дождь, солнце. Важно, чтобы подбирали как можно больше слов, обозначающих действие. «А что ещё делает солнце? Оно ведь не только светит?»
6. «Замени название предмета на признак»: если предмет сделан из железа, то какой он: железо, бумага, дерево, снег, пух, стекло.
7. «Скажи наоборот»:
- скажи наоборот: холодный, тупой, просторный, поднять, низко, весна.
8. «Один и много»:
- я назову один предмет, а вы измените слово так, чтобы стало много: озеро, имя, друг, человек, стол.
- я буду говорить слово, обозначающее много предметов, а вы – один: листья, молодцы, когти.
9. «Уменьшение»:
- скажите, как будет называться маленький предмет: мяч – мячик, рука, флаг, шапка, солнце, стул.
10. «Объясни слово»: письмо, гвоздь, храбрый, зонтик, алмаз.
Конечная цель словарной работы в том, чтобы активизировать максимальное количество усваиваемых слов, научить использовать их правильно, уместно, научить выбирать единственно необходимое слово.
При работе в обогащении словаря учеников использую упражнения из Азбуки:
- образование новых слов путём замены одной буквы
- добавлении буквы в начале или в конце слова
- чтение слов перевёртышей.
Значения новых незнакомые слов ученики пытаются объяснить друг другу или обращаются за помощью к словарю или учителю.
Одно из любимейших упражнений моих учеников на уроках является работа со скороговорками.
Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным.
Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью.
Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали.
Лена искала булавку, А булавка упала под лавку. Под лавку залезть было лень, искала булавку весь день.
У маленькой Сани сани едут сами.
У Сени и Сани сом с усами.
Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении.
Он также учится не только говорить, но и слушать. Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают.
Кроме того, это самое настоящее развлечение! От души смеяться над собственными и чужими ошибками в произношении.
Овладение грамматически прaвильной речью окaзывaет влияние нa мышление ребенка. Он начинaет мыслить более логично, последовательно, обобщaть, отвлекaться от конкретного, прaвильно выражать свои мысли.
В наше время невозможно представить человека успешным, если он в совершенстве не владеет языком, не владеет хорошей разговорной речью. Язык обеспечивает нам все необходимые средства для общения в любой ситуации, и богатство языка нужно уметь использовать. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.