Использование дидактических игр и игровых упражнений на уроках ручного труда в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

Разделы: Коррекционная педагогика

Классы: 1, 2, 3, 4


«Игры служат прекрасным средством практического применения и использования школьных знаний. Более удобного способа трудно придумать».
В.П.Кащенко

Введение

Основные задачи специальной (коррекционной) школы VIII вида - максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы школьников с нарушением интеллекта, подготовка их к участию в производительном труде, социальная и правовая адаптация в условиях современного общества.

Главная общедидактическая задача обучения ручному (занимательному) труду – формирование прикладных умений и навыков, необходимых в бытовой и профессиональной деятельности.

Задача учителя любого учебного предмета - показать, что знания, полученные по какому–либо предмету, обогащают, дополняют знания по другим учебным предметам, и тогда учащиеся получат не разобщенные знания, а систему знаний, которая может быть широко использована.

Реализация при обучении ручному (занимательному) труду образовательных, коррекционно-воспитательных и практических задач в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида возможна лишь при осуществлении тесной связи преподавания ручного труда с другими учебными предметами. Особенно с развитием устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности («окружающий мир»), математикой, изобразительным искусством. Процесс обучения ручному труду следует строить так, чтобы знания, полученные на других уроках, использовались на уроках ручного (занимательного) труда, повышали интерес учащихся к изучению этого предмета, показывали жизненную необходимость полученных знаний.

Усвоение программного материала зависит от правильного выбора метода обучения. При этом каждый педагог должен помнить о возрастных особенностях детей, об отклонениях в развитии характерных для той или иной категории детей с интеллектуальными нарушениями. Обучение должно строиться таким образом, чтобы формировалась стойкая заинтересованность в получении знаний. Для этого необходимо применять такие методические приемы, которые привлекают внимание, заинтересовывают каждого ребенка. Учителю необходимо создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры, если их периодически и правильно использует учитель.

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия на ребенка. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации с определенными предметами или без них, приобретая, таким образом, собственный действенный и чувственный опыт. Ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуются многократные повторения. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на уроке с использованием разных материалов при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию. Что позволяет с успехом использовать ее на уроках ручного труда для достижения общеобразовательных, коррекционных и воспитательных задач.

Глава I. Ручной труд в системе обучения учащихся младших классов с нарушением интеллекта

1.1. Некоторые подходы к организации трудовой деятельности учащихся младших классов с нарушениями интеллекта

Включение детей с проблемами в развитии в трудовую деятельность с самого начала развития олигофренопедагогики признавалось одним из главных условий их подготовки к самостоятельной жизни, но роль труда понималась неодинаково. В одних случаях труд рассматривался как средство физического, умственного и нравственного воспитания (Э. Сеген), в других – как средство активизации учебной деятельности (Ж. Демор). Видный русский дефектолог В.П. Кащенко считал труд дефективных детей в первую очередь средством удовлетворения растущего организма в мышечной деятельности.

В годы становления отечественной вспомогательной школы многое для развития в ней трудового обучения сделал А.Н. Граборов. Он справедливо отмечал, что труд умственно отсталых школьников способствует развитию их восприятия, мышления, играет большую роль в деле воспитания, является основным средством коррекции, а также решает задачу профессиональной подготовки.

Однако работы олигофренопедагогов 30-40-х годов (как и более ранние), указывая на главенствующую роль трудовой деятельности в деле обучения и воспитания умственно отсталых, не раскрывали того, каким же должен быть труд учащихся. Фактически в этих работах проводилась мысль о том, что общественно полезный труд, независимо от его методической организации, имеет коррекционно-развивающее и воспитательное значение. В то время эта идея была положена и в основу практики трудового обучения во вспомогательных школах.

Широкое развитие получили исследования в области трудовой подготовки учащихся с интеллектуальными нарушениями в 50-70-е гг. (Д.М. Азбукина, С.Ш. Айтметова, В.И. Бондарь, Г.М. Дульнев, В.Ю. Карвялис, Е.А. Ковалева, М.И. Кузьмицкая, С.Л. Мирский, Н.П. Павлова, Б.И. Пинский и др.).

Исследования 60-х годов, проведенные в НИИ дефектологии, показали, что развитие умственно отсталого ребенка нельзя рассматривать как побочный результат его труда (Г.М. Дульнев). Эффективное развитие возможно только в таком труде, который специально организован для решения этой педагогической задачи. Практика работы вспомогательных школ убедительно подтвердило это положение.

Трудовое обучение содержит большие потенциальные возможности в деле исправления недостатков учащихся. Наличие таких возможностей подтверждается не только школьной практикой и психолого-педагогическими работами, но и физиологическими исследованиями (И.С. Гуревич, Н.М. Трофимов), в которых экспериментально установлено функциональное улучшение корковых нервных процессов у детей и взрослых олигофренов под влиянием трудовой деятельности. А.Н. Граборов отмечал, что труд является основным средством коррекции, наиболее полно и глубоко влияющим на весь процесс развития умственно отсталого ребенка.

В отечественной психологии и педагогике доказано, что познавательные процессы у ребенка успешнее всего формируются в процессе деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Б.М. Теплов, А.В. Запорожец и другие). Школьник с нарушениями интеллектуального развития в процессе обучения и воспитания развивается, меняется качественно, овладевает учебными знаниями, умениями и навыками.

Теоретические предложения, разработанные Л.С. Выготским, подтверждаются экспериментальными исследованиями, в которых вскрываются особенности учебной и трудовой деятельности детей с нарушенным интеллектом. В этих исследованиях было показано, что отношения между интеллектуальными и аффективными процессами изменяются не только по мере возрастного развития, но и по-разному проявляются у одного и того же ребенка в зависимости от содержания и сложности деятельности, в которую включается ребенок. Наиболее эффективной для формирования личностных качеств у учащихся специальных коррекционных школ является трудовая деятельность, которую легче других можно организовать и изменять с учетом содержания и форм обучения, учитывая в тоже время изменяющиеся соотношения в интеллектуальных и в эмоционально-волевых сторонах психической жизни ребенка. Все экспериментальные материалы поисков средств улучшения развития детей с нарушением интеллекта в процессе трудового обучения говорят о том, что успешность трудовой подготовки учащихся зависит от того, насколько «процесс обучения обеспечивает формирование специфических мыслительных действий, связанных с трудом, с производительной деятельностью» (Г.М. Дульнев, 1966г.) В частности, в трудовой деятельности состояние и характер эмоционально-волевых качеств учащихся, их уверенность, целенаправленность и самостоятельность в труде зависит от степени овладения логическими сторонами труда, как весьма простого по своему содержанию, так и более сложного.

Внимание к вопросам трудового обучения и воспитания учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида не ослабевает. В частности, в настоящее время в данном направлении работают Г.Г. Мозговая (учебные пособия по швейному делу), В.М. Мозговой (учебные пособия для студентов, методические материалы), А.М. Щербакова (новые учебные программы и методические материалы), Г.В. Васенков (разработка технологий КРО) и др.

1.2. Ручной труд как средство пропедевтики трудового обучения учащихся с нарушениями интеллекта

Система трудового обучения и воспитания, учащихся с нарушениями интеллекта включает в себя три уровня трудовой подготовки. Первый уровень – восьмилетнее образование, включающее в себя две ступени (с 1 по 4 классы – пропедевтический период; и с 5 по 8 классы – общий период трудовой подготовки). Второй уровень – третья ступень (9 класс – обобщающий период). Третий уровень – четвертая ступень (10 (11) классы – углубленная трудовая подготовка).

Неотъемлемой частью подготовки учащихся к профессиональному труду является профориентационная работа, для осуществления которой используются все звенья приведенной выше системы.

Раннее начало профессиональной подготовки учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида, более длительный ее период связаны с замедленным овладением учащимися с нарушениями интеллекта знаниями, умениями и навыками.

Обучение на уроках ручного труда в 1-4 классах является пропедевтикой трудового профессионального обучения. В этот период дети должны приобрести ряд организационных умений (организация рабочего места, умение концентрироваться на выполняемой работе), получить первоначальные навыки ориентировки в задании, планирования и контроля за его выполнением, усвоить предусмотренные программой сведения о свойствах материалов, правилах работы с ними, об устройстве инструментов, научиться соблюдать санитарно-гигиенические требования и правила техник безопасности, овладеть приемами работы с различными материалами. Уроки ручного труда в начальной школе VIII вида используются в целях профознакомительной работы.

Большое значение на этом этапе трудового обучения имеет и решение собственно воспитательных задач: формируются мотивы учебно-трудовой деятельности, воспитывается организованность, бережливость и другие личные качества.

Ученики младших классов, не владея профессиональными навыками, не могут еще выполнять сколько-нибудь сложных производственных заказов. Поэтому они привлекаются к уборке помещений и территории школы, к труду на учебно-опытном участке по уходу за растениями, изготовлению счетного материала, простейшему ремонту книг. Однако возможно и выполнение некоторых производственных заказов – комплектования наборов бумаги и картона, сборка картонных коробок и др.

Занятия общественно-полезным трудом представляют особую ценность для формирования у учащихся младших классов (начиная со 2 класса) положительного отношения к труду, ответственности за результаты своего труда и труда товарищей, коллективизма, организованности, дисциплинированности и других личностных качеств без которых невозможно дальнейшее профессионально-трудовое обучение.

В начальных классах начинается работа по комплектованию учебно-трудовых групп по имеющимся в школе профилям профессионально-трудовой подготовке. Элементы предварительной профессиональной диагностики в сочетании с профознакомительной работой образуют начальную ступень профориентации в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

1.3. Задачи и содержание уроков ручного труда в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

Трудовое обучение учащихся с интеллектуальной недостаточностью является важнейшим звеном в общей системе учебной и коррекционно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Занятия ручным трудом в младших классах направлено на решение общих и специальных задач, на подготовку учащихся к профессионально-трудовому обучению.

Общими задачами трудового обучения являются:

  • воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т.д.);
  • сообщение элементарных знаний по видам труда; формирование трудовых умений и навыков, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде;
  • привитие интереса к урокам труда;
  • формирование организационных умений: вовремя приходить на занятия по ручному труду, организованно входить в класс, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.

Специальной задачей трудового обучения, которая решается на уроках ручного труда является коррекция недостатков умственной деятельности учащихся. Коррекционная работа должна выражаться в развитии ряда умений, необходимых для выполнения трудовых заданий:

  • ориентироваться в задании (анализировать объект, актуализировать прошлый опыт), предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность действий, определять приемы работы и инструменты, нужные для ее выполнения, отчитываться о проделанной работе);
  • контролировать свою работу (определять правильность действий и их результатов, оценивать качество готовых изделий).

Ручной труд необходимо использовать для исправления недостатков познавательной деятельности, в первую очередь наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки. Внимание учителя должно быть направлено на воспитание у учащихся умения целенаправленно и планомерно наблюдать, представлять образ будущего изделия, опираясь на особенности материала, ориентироваться на ограниченной плоскости (листа бумаги, поверхности стола) и в окружающем пространстве.

На всех этапах трудовой деятельности осуществляется развитие речи учащихся. Оно должно происходить организованно, при постоянном внимании учителя к высказываниям детей (полноте и последовательности изложения, грамматическому строю обогащению словаря).

Коррекционного воздействия в процессе обучения ручному труду требуют также недоразвитие моторики, нарушение координации движений, общая физическая ослабленность умственно отсталых детей.

Особенности развития умственно отсталых школьников являются причиной того, что на первых порах обучения ученики нуждаются в значительной помощи учителя и не могут самостоятельно выполнять многие трудовые задания. Однако помощь учителя на разных этапах обучения должна варьироваться и постепенно уменьшаться.

Программа по ручному труду во 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида предусматривает проведение уроков на основе использования различных видов поделочных материалов. Это работа с пластилином, природным материалом, бумагой и картоном, текстильными материалами. Во 2 классе закрепляются (на других материалах и изделиях) навыки, приобретенные в 1 классе. Подробнее остановимся на двух разделах (работа с природными материалами и работа с пластилином), которые были выбраны для проведения экспериментальной работы.

Особое место занимают уроки ручного труда с использованием растительного материала. Это листья различных деревьев и кустарников, семена ясеня и клена, солома, шишки, мох и другие материалы.

Методика проведения уроков с природным материалом имеет ряд особенностей. Перед уроком-экскурсией ученики знакомятся с природными материалами и правилами их сбора, получают конкретные задания. В процессе самой экскурсии организуется не только сбор материалов, но и изучение объектов природы, к которым они относятся. Выясняются также форма, цвет, величина, особенности поверхности материалов, возможности их использования в поделках.

При изготовлении поделок из природных материалов используются их естественные свойства. Поэтому на этих уроках важно регулярно проводить анализ природного материала. Н.П. Павловой* рекомендуется следующая его последовательность:

  • определение материала и вида растения;
  • анализ внешнего вида материала с выделением свойств, позволяющих использовать его в поделке, и установление его сходства с натуральным предметом.

______________

* Павлова Н.П. Развитие наблюдательности и воображения у учащихся вспомогательной школы на уроках ручного труда // Повышение эффективности обучения учащихся младших классов вспомогательной школы: Сб. науч. тр. М., 1981. с. 33-54.

Анализ природных материалов может предшествовать анализу образца или рисунка изделия. Возможен и другой вариант: вначале анализируется натуральный объект или его изображение на рисунке, потом подбираются природные материалы, свойства которых подходят для воспроизведения объекта в поделке, и лишь затем анализируется сама поделка. Этот вариант можно использовать тогда, когда дети хорошо знакомы с различными природными материалами и их свойствами.

Природные материалы обычно используются в сочетании с другими видами поделочных материалов, что во многом определяет специфику обучения приемам работы.

Такие занятия являются питательной средой для закрепления понятий о форме, цвете и величине предметов, учащиеся знакомятся с предметами в их естественном виде.

Работа с пластилином требует постоянного анализа натурального предмета, образца или рисунка, сравнения их с выполняемыми изделиями. Поэтому учащихся нужно научить определять характерное в объекте и на этой основе планировать предстоящую работу.

Своеобразие этого вида труда состоит в том, что он относится к изобразительной деятельности детей, а это позволяет осуществлять задачи эстетического воспитания в процессе трудовой деятельности, дает возможность научить детей с интеллектуальными нарушениями образно отражать предметы и явления окружающей действительности. Такие понятия как форма, пропорции, композиционное решение, пространственное отношение предметов, формируются у младших школьников в процессе конкретно-предметной деятельности.

Кроме того, занятия лепкой требуют от учащихся затраты значительных физических усилий как при подготовке пластического материала к работе, так и непосредственно при выполнении изделия. Это дает возможность укрепить мышечные системы верхних конечностей, развивать координацию движений, осуществлять коррекцию физических недостатков, имеющихся у определенной группы учащихся. Этому же способствует и своеобразие трудовых приемов, не встречающихся более ни в каком виде трудовой деятельности и предполагающих главным образом ручную обработку материала.

В практике работы сложилось мнение, что основное содержание этой подготовки состоит в том, чтобы в процессе обучения сформировать у детей умения выполнять отдельные трудовые приемы, дать определенную сумму отдельных знаний. Однако было бы неверно сводить всю систему работы по ручному труду к решению только этих задач. Задачи трудовой подготовки младших школьников следует рассматривать в более широком плане.

Содержание программы по ручному труду дает возможность сообщить учащимся целый ряд элементарных теоретических сведений различного характера. Это способствует развитию познавательных способностей умственно отсталых детей, расширяет круг понятий и представлений о трудовой деятельности взрослых и об окружающем мире. Особенное значение в этом плане приобретает осуществление межпредметных связей. Именно в младшем школьном возрасте необходимо систематически приучать детей применять и использовать на уроках труда общеобразовательные знания. В свою очередь трудовая конкретно-предметная деятельность способствует более прочному их усвоению.

Особенно важно привить детям интерес к труду в самых различных его формах. На уроках ручного труда имеются возможности для поддержания интереса к труду в течение всех лет обучения. Большая роль в формировании интереса к труду принадлежит учителю, который должен использовать различные методы подачи учебного материала, давать посильные и общественно значимые задания, бережно относиться к детским поделкам, вносить в обучение элементы занимательности и игровой деятельности.

Вся коррекционная работа на уроках должна носить целенаправленный характер, учителю необходимо в каждом конкретном случае определить, на чем именно и каким образом заострить внимание учащихся.

См. продолжение статьи