Психоэмоциональное выгорание педагогов в образовательных учреждениях

Разделы: Профессия — педагог

Класс: д/с

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, профессиональное выгорание


Под «психоэмоциональным выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляются в профессиях эмоциональной сферы.

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Современная система образования находится в состоянии постоянного реформирования. Каждое новое поколение федеральных образовательных стандартов предъявляет все более высокие требования к профессиональным и личностным качествам педагогов, что является дополнительным источником напряженности в деятельности педагогов всех уровней.

В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии, освоение нового содержания учебного предмета, новых форм и методов преподавания.

Увеличивается не только нагрузка на педагога, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем и проверками.

Действие многочисленных факторов вызывает у педагогов нарастающее чувство неудовлетворенности, ухудшение самочувствия и настроения, накопление усталости.

Эти физиологические показатели характеризуют напряженность работы, что приводит к профессиональным кризисам, стрессам, истощению и выгоранию.

Результатом этих процессов является снижение эффективности профессиональной деятельности педагога: он перестает справляться со своими обязанностями, теряет творческий настрой относительно предмета и продукта своего труда, деформирует свои профессиональные отношения, роли и коммуникации.

Факторы, способствующие выгоранию педагогов и воспитателей

К личностным факторам относятся:

  • трудоголизм;
  • заниженная самооценка;
  • склонность к перфекционизму;
  • низкий или слишком высокий уровень эмпатии;
  • проявление авторитарности по отношению к окружающим.

К выгоранию склонны трудоголики-перфекционисты. Полная погруженность в профессию и желание идеально выполнять свою работу быстро приводят к усталости.

Статусно-ролевые

Среди факторов этой группы:

  • отверженность;
  • завышенные ожидания;
  • поведенческие установки;
  • низкое социальное положение;
  • отрицательные гендерные установки;
  • неудовлетворенность профессиональным развитием.

Опустошение испытывают не только учителя с 20-летним опытом работы. Начиная трудовую деятельность, молодые педагоги ощущают разочарование из-за несбывшихся надежд, необходимости придерживаться плана, неудовлетворительного поведения школьников и т.д.

Корпоративные

Корпоративные факторы:

  • загруженность;
  • монотонность деятельности;
  • отсутствие морального поощрения;
  • конфликты с коллегами и руководством.

За последние 10–15 лет нагрузка на школьных учителей увеличилась. Зарплаты при этом повысились незначительно, что снижает стимул качественно выполнять свою работу.

Этапы выгорания педагогов

Американские исследователи К.Маслач и С.Джексон выделяют 3 стадии эмоционального опустошения:

  • На первом этапе педагог начинает ощущать усталость и беспомощность. Во время занятий он перестает придерживаться плана, может неожиданно изменить тему урока, часто ошибается. Возникают сомнения относительно правильности выбора профессии.
  • На второй стадии синдрома наблюдается деперсонализация. Изменяются отношения с окружающими. Педагог становится нетерпеливым. Может возникнуть зависимость от другого человека. В некоторых случаях педагог становится замкнутым, избегает социальных контактов. На этом этапе появляются проблемы со здоровьем.
  • Третий этап развития патологии отличает утрата интереса не только к профессии, но и к жизни. Педагог может полностью потерять аппетит. Он проявляет агрессию по отношению к школьникам (воспитанникам), их родителям, коллегам и своим родственникам. Возможны нервные срывы.

Психосоматические проявления профессионального выгорания

  • хроническая усталость, мышечная слабость, вялость.
  • частые головные боли
  • нарушение сна и аппетита.
  • подверженность инфекциям (снижение иммунитета)
  • перепады кровяного давления
  • головокружение
  • приступы потливости и озноба потемнение в глазах - ноющие боли в суставах, особенно в области спины
  • артериальное давление
  • заболевание пищевой и сердечно-сосудистой системы
  • поздние стадии психосоматические заболевания и депрессия
  • сезонные инфекции (грипп, ОРВИ, ангина)
  • мигрени, гипертония, остеохондроз.

Литература

  1. Михайлова А.В., Власова К.М «Профессиональные деформации и профессиональные выгорания педагогов. Педагогическая перспектива №2 2022 г.
  2. Водопьянова Н.Е Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях по редакцией Г.С.Никифорова. - СПб.: издательство СПбГУ, 2000.
  3. Ахрарова О.Н. «Психоэмоциональное выгорание педагогов». - Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров, 2010.
  4. Аракчеева З.В., Великанова С.С. Профессиональная ответственность, как фактор психоэмоционального выгорания педагога, 2018.