Под «психоэмоциональным выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляются в профессиях эмоциональной сферы.
Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Современная система образования находится в состоянии постоянного реформирования. Каждое новое поколение федеральных образовательных стандартов предъявляет все более высокие требования к профессиональным и личностным качествам педагогов, что является дополнительным источником напряженности в деятельности педагогов всех уровней.
В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии, освоение нового содержания учебного предмета, новых форм и методов преподавания.
Увеличивается не только нагрузка на педагога, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем и проверками.
Действие многочисленных факторов вызывает у педагогов нарастающее чувство неудовлетворенности, ухудшение самочувствия и настроения, накопление усталости.
Эти физиологические показатели характеризуют напряженность работы, что приводит к профессиональным кризисам, стрессам, истощению и выгоранию.
Результатом этих процессов является снижение эффективности профессиональной деятельности педагога: он перестает справляться со своими обязанностями, теряет творческий настрой относительно предмета и продукта своего труда, деформирует свои профессиональные отношения, роли и коммуникации.
Факторы, способствующие выгоранию педагогов и воспитателей
К личностным факторам относятся:
- трудоголизм;
- заниженная самооценка;
- склонность к перфекционизму;
- низкий или слишком высокий уровень эмпатии;
- проявление авторитарности по отношению к окружающим.
К выгоранию склонны трудоголики-перфекционисты. Полная погруженность в профессию и желание идеально выполнять свою работу быстро приводят к усталости.
Статусно-ролевые
Среди факторов этой группы:
- отверженность;
- завышенные ожидания;
- поведенческие установки;
- низкое социальное положение;
- отрицательные гендерные установки;
- неудовлетворенность профессиональным развитием.
Опустошение испытывают не только учителя с 20-летним опытом работы. Начиная трудовую деятельность, молодые педагоги ощущают разочарование из-за несбывшихся надежд, необходимости придерживаться плана, неудовлетворительного поведения школьников и т.д.
Корпоративные
Корпоративные факторы:
- загруженность;
- монотонность деятельности;
- отсутствие морального поощрения;
- конфликты с коллегами и руководством.
За последние 10–15 лет нагрузка на школьных учителей увеличилась. Зарплаты при этом повысились незначительно, что снижает стимул качественно выполнять свою работу.
Этапы выгорания педагогов
Американские исследователи К.Маслач и С.Джексон выделяют 3 стадии эмоционального опустошения:
- На первом этапе педагог начинает ощущать усталость и беспомощность. Во время занятий он перестает придерживаться плана, может неожиданно изменить тему урока, часто ошибается. Возникают сомнения относительно правильности выбора профессии.
- На второй стадии синдрома наблюдается деперсонализация. Изменяются отношения с окружающими. Педагог становится нетерпеливым. Может возникнуть зависимость от другого человека. В некоторых случаях педагог становится замкнутым, избегает социальных контактов. На этом этапе появляются проблемы со здоровьем.
- Третий этап развития патологии отличает утрата интереса не только к профессии, но и к жизни. Педагог может полностью потерять аппетит. Он проявляет агрессию по отношению к школьникам (воспитанникам), их родителям, коллегам и своим родственникам. Возможны нервные срывы.
Психосоматические проявления профессионального выгорания
- хроническая усталость, мышечная слабость, вялость.
- частые головные боли
- нарушение сна и аппетита.
- подверженность инфекциям (снижение иммунитета)
- перепады кровяного давления
- головокружение
- приступы потливости и озноба потемнение в глазах - ноющие боли в суставах, особенно в области спины
- артериальное давление
- заболевание пищевой и сердечно-сосудистой системы
- поздние стадии психосоматические заболевания и депрессия
- сезонные инфекции (грипп, ОРВИ, ангина)
- мигрени, гипертония, остеохондроз.
Литература
- Михайлова А.В., Власова К.М «Профессиональные деформации и профессиональные выгорания педагогов. Педагогическая перспектива №2 2022 г.
- Водопьянова Н.Е Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях по редакцией Г.С.Никифорова. - СПб.: издательство СПбГУ, 2000.
- Ахрарова О.Н. «Психоэмоциональное выгорание педагогов». - Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров, 2010.
- Аракчеева З.В., Великанова С.С. Профессиональная ответственность, как фактор психоэмоционального выгорания педагога, 2018.