Игры с природным материалом рано входят в жизнь ребенка. Ребенок, только научившись ходить, тянется к лопатке, пытается копать снег, песок, любит играть с водой, подбирает шишки, палочки, листья. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми.
У детей формируются конкретные первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают им увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Игры с природным материалом помогают развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививают любовь к прекрасному, способствуют сенсорному развитию детей, стимулируют познавательную активность, формируют навыки конструктивной и трудовой деятельности. Необходимо подчеркнуть, что использование природных материалов (песка, снега, воды, льда, глины, камней) ценно в развитии чувствительности пальцев рук, тактильной стимуляции, кинестетических ощущений, совершенствовании моторных возможностей.
Игры с природными материалами содержат в себе значительный познавательный элемент. Это сближает их с дидактическими играми. Но в дидактической игре обучающее начало выступает как основное содержание игры, а в играх с природными материалами оно включено в процесс созидания, деятельности, где дети практически применяя природный материал, познают его качества, свойства.
Преимущества игр с природными материалами перед дидактическими играми объясняется тем, что ребенок является не пассивным созерцателем, а активным участником разыгрываемых событий. Вследствие этого изучаемые природные материалы осваиваются как бы изнутри, на фоне личных игровых мотиваций, переживаний и эмоций. Знания в таких играх усваиваются, укореняясь на основе индивидуального опыта каждого ребенка. Наличие в каждой игре элемента поисковой деятельности стимулирует мотивацию, не позволяет расслабиться, заставляет искать, думать.
Игры с песком, снегом и водой содержат и элемент движения. Сооружение построек из песка и снега, плескание в воде позволяют удовлетворить растущую потребность ребенка в движении. Начиная строить из снега, дети катают снежные комы, переносят их к месту постройки, затрачивают известные физические усилия, размещают его на земле, при этом активно действуют их руки, дети переходят с места на место, наклоняются. В играх с водой, песком, льдинками развивается мелкая мускулатура рук. Производимые движения требуют активной деятельности различных мышц. Эта сторона игр с природными материалами сближает их с подвижными играми и способствует развитию физических сил ребенка. Но если в подвижных играх движение является основным содержанием, то в играх с природными материалами движения – естественный процесс созидания.
Игры с природными материалами способствуют формированию представления о многообразии свойств и особенностей этих материалов.
Природа - замечательная мастерская. Природа дает возможность ребенку развивать собственные творческие способности, он приобщается к эстетическому восприятию. Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. С прогулки дети часто приносят желуди, шишки, ветки; с экскурсии к водоему — красивые камушки, ракушки. Ребята подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала. Например, дети узнают, что орехи круглые, коричневые, с бугристой поверхностью; желуди овальные, блестящие, желтовато-коричневатые; рогоз цилиндрический, с мягкой бархатистой поверхностью, коричневый и т.д.
В чём же польза взаимодействия с природой?
- Экологичность, безопасность (нетоксичность) материалов.
- Развитие различных органов чувств: природные материалы довольно часто имеют яркий внешний вид, запах, необычную поверхность, издают звуки (шум в ракушке, стук ядра ореха об стенки…).
- Развитие мелкой моторики.
- Неповторимость каждого природного объекта (развивает живое восприятие мира).
- Развитие фантазии, творческого начала, нестандартного мышления.
- Ощущение природной гармонии.
- Познание окружающего мира, его законов, механизмов (происходит развитие исследовательских навыков).
- Развитие таких качеств, как бережность и забота об окружающем мире (эко-мышление).
Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.
Дошкольный возраст — особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей.
Мы, взрослые, должны с детства вселить в душу ребёнка любовь к прекрасному. И в этом наш помощник - природа.