Конспект урока литературы по теме "Русские народные песни. Календарно-обрядовые песни"

Разделы: Русский язык

Класс: 6

Ключевые слова: обрядовые праздники, русские народные песни


Класс: 6.

Предмет: литература.

ЕС: выделять жанровые особенности обрядовых песен для формирования навыков выявления отличительных черт предметов или явлений в жизни.

Цели:

обучающий аспект:

  • знать виды календарно-обрядовых песен (познавательные УУД);
  • уметь выделять отличительные особенности календарно-обрядовых песен (познавательные УУД);

развивающий аспект:

  • развивать умение оценивать свою деятельность (регулятивные УУД);
  • развивать логическое мышление (познавательные УУД);
  • развивать монологическую речь (уметь аргументировать свою точку зрения) при работе в паре (коммуникативные УУД);
  • развивать коммуникативные способности (уметь работать в группах)

воспитывающий аспект:

  • воспитывать культуру продуктивной совместной деятельности при работе в группах (коммуникативные УУД);
  • воспитывать организованность и ответственное отношение к своей работе (личностные УУД).

Тип урока: урок изучения нового.

Этапы урока:

  1. подготовка к активной учебно-познавательной деятельности;
  2. информация о домашнем задании;
  3. усвоение новых знаний и способов действий;
  4. первичная проверка;
  5. этап подведения итогов урока на рефлексивной основе.

Ход урока

1. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности – 6 мин.

Задача: обеспечение мотивации, актуализация знаний
Методы: продуктивный
Форма работы: фронтальная, индивидуальная

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организует прослушивание аудиофайлов

2. Объявляет тему урока. Мотивирует учащихся к постановке целей урока

1.Угадывают по аудиофайлу жанр фольклора
Проверка по ключу (на слайде)

  • 2 балла – нет ошибок
  • 1 балл – 1-2 ошибки
  • 0 баллов 3 и более ошибок

2.Формулируют цели урока

2. Информация о домашнем задании – 3 мин.

Задача: фиксация содержания домашнего задания
Методы: репродуктивный
Форма работы: фронтальная, индивидуальная

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Объясняет домашнее задание по выбору. В конце урока фиксирует выбор дз.

Творческое: написать небольшое эссе (5-7 предложений) на тему «О чём могла бы рассказать современная народная песня?».
Исследовательское: найти в повести А.С.Пушкина «Дубровский» или в других изученных произведениях пример народной песни (или упоминание о ней) и объяснить её роль в произведении (устно).

Слушают варианты домашнего задания, задают уточняющие вопросы.

3. Усвоение новых знаний – 20 мин.

Задача: обеспечение восприятия и осознания нового материала
Методы: репродуктивный, продуктивный
Форма работы: фронтальная, индивидуальная, групповая

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организует работу в группах (группы образованы случайным образом, с помощью цветных листочков).
Раздает задание каждому ученику (запись на карточке).
Перед выступлением групп звучит запись песни.

Оценивание: за каждый правильный ответ - 2 б
Максимальное количество баллов - 6 б

2. Распределяются на группы, занимают свои места, получают инструкции по выполнению задания (за каждым участником закреплён определённый вопрос).
Ученики на местах заполняют информационную таблицу
Проверка:
Каждый участник отвечает на свой вопрос, получает 2 б за правильный ответ

4. Первичная проверка новых знаний – 11 мин.

Задача: обеспечение контроля усвоения новых знаний на первичном уровне
Методы: продуктивный
Форма работы: групповая

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Раздаёт каждой группе по 3 текста песен (на каждого участника группы по одной)
Задание: по заполненной таблице определить принадлежность песни к конкретному виду календарно-обрядовых песен

Выполняют задание по определению принадлежности песни к конкретному виду календарно-обрядовых песен
Оценивание: 1 балл

5. Этап подведения итогов урока на рефлексивной основе – 5 мин.

Задача: обеспечение оценки собственной деятельности с учетом поставленных в начале урока целей
Методы: репродуктивный, продуктивный (выбрать один или оба метода)
Форма работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая (выбрать, возможно, несколько)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Итог по оцениванию:

  • 9–8 б – «5»
    7-6 б – «4»
    5-4 б – «3»

Комментарии по д-з: фиксация выбора варианта д/з.
Организация рефлексии: кубик рефлексий

Подсчитывают баллы, выставляют отметки

Приложения

1. Ключ

1) скороговорка
2) русская народная сказка
3) песня
4) былина
5) фольклор

2. Групповая работа

Группа №1. Зимние песни. Колядки с.32

1. Какой праздник или событие (название, время года) сопровождались исполнением данных обрядовых песен?

2. Какие обряды при этом совершались? С какой целью?

3. Подготовьте выразительное чтение песни, сопровождавшей данный обряд

Коляда-коляда
Накануне Рождества
Хоть рубль, хоть пятак –
Не уйдем мы просто так!
Коляд-коляд-колядушек,
Хорош с медком оладушек,
А без мёда не таков,
Дайте, тётя (или дядя) пирогов!

 

Группа №. 2 Весенние песни с. 34

1.Какой праздник или событие (название, время года) сопровождались исполнением данных обрядовых песен?

2.Какие обряды при этом совершались? С какой целью?

3.Подготовьте выразительное чтение песни, сопровождавшей данный обряд (в учебнике)

 

Группа №3 Летние песни с.34

1.Какой праздник или событие (название, время года) сопровождались исполнением данных обрядовых песен?

2.Какие обряды при этом совершались? С какой целью?

3.Подготовьте выразительное чтение песни, сопровождавшей данный обряд (в учебнике)

 

Группа №4 Осенние песни с.34

1.Какой праздник или событие (название, время года) сопровождались исполнением данных обрядовых песен?

2.Какие обряды при этом совершались? С какой целью?

3.Подготовьте выразительное чтение песни, сопровождавшей данный обряд (в учебнике)

3. Индивидуальная работа

1. Определи вид календарно-обрядовой песни

Ты подай пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком!
Отворяйте, хозяева, сундучки,
Вынимайте пятачки».

Ответ:

2. Определи вид календарно-обрядовой песни

Золотой мой каравай,
Красный борщик молодой,
Рассыпчатый капустняк -
Хлеб да соль да добрый мак!
Собрали последний сноп,
Мы теперь гулять пойдем.
Выходите все кругом,
Покажем пляску молодецкую,
Подарим счастье вечное!

Ответ:

3. Определи вид календарно-обрядовой песни

Прилетите к нам,
Принесите нам лето тёплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила».

Ответ:

4. Определи вид календарно-обрядовой песни

Пусть огонь священный
Горит ярко-ярко,
Пусть вода чистая
Нас омоет чистой силой.
Иван Купала придет,
Красоту подарит,
Любовь принесёт,
Добро и изобилие.