Класс: 6.
Предмет: литература.
ЕС: выделять жанровые особенности обрядовых песен для формирования навыков выявления отличительных черт предметов или явлений в жизни.
Цели:
обучающий аспект:
- знать виды календарно-обрядовых песен (познавательные УУД);
- уметь выделять отличительные особенности календарно-обрядовых песен (познавательные УУД);
развивающий аспект:
- развивать умение оценивать свою деятельность (регулятивные УУД);
- развивать логическое мышление (познавательные УУД);
- развивать монологическую речь (уметь аргументировать свою точку зрения) при работе в паре (коммуникативные УУД);
- развивать коммуникативные способности (уметь работать в группах)
воспитывающий аспект:
- воспитывать культуру продуктивной совместной деятельности при работе в группах (коммуникативные УУД);
- воспитывать организованность и ответственное отношение к своей работе (личностные УУД).
Тип урока: урок изучения нового.
Этапы урока:
- подготовка к активной учебно-познавательной деятельности;
- информация о домашнем задании;
- усвоение новых знаний и способов действий;
- первичная проверка;
- этап подведения итогов урока на рефлексивной основе.
Ход урока
1. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности – 6 мин. |
|
Задача: обеспечение мотивации, актуализация знаний |
|
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
1. Организует прослушивание аудиофайлов 2. Объявляет тему урока. Мотивирует учащихся к постановке целей урока |
1.Угадывают по аудиофайлу жанр фольклора
2.Формулируют цели урока |
2. Информация о домашнем задании – 3 мин. |
|
Задача: фиксация содержания домашнего задания |
|
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Объясняет домашнее задание по выбору. В конце урока фиксирует выбор дз. Творческое: написать небольшое эссе (5-7 предложений) на тему «О чём могла бы рассказать современная народная песня?». |
Слушают варианты домашнего задания, задают уточняющие вопросы. |
3. Усвоение новых знаний – 20 мин. |
|
Задача: обеспечение восприятия и осознания нового материала |
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Организует работу в группах (группы образованы случайным образом, с помощью цветных листочков). Оценивание: за каждый правильный ответ - 2 б |
2. Распределяются на группы, занимают свои места, получают инструкции по выполнению задания (за каждым участником закреплён определённый вопрос). |
4. Первичная проверка новых знаний – 11 мин. |
|
Задача: обеспечение контроля усвоения новых знаний на первичном уровне |
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Раздаёт каждой группе по 3 текста песен (на каждого участника группы по одной) |
Выполняют задание по определению принадлежности песни к конкретному виду календарно-обрядовых песен |
5. Этап подведения итогов урока на рефлексивной основе – 5 мин. |
|
Задача: обеспечение оценки собственной деятельности с учетом поставленных в начале урока целей |
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Итог по оцениванию:
Комментарии по д-з: фиксация выбора варианта д/з. |
Подсчитывают баллы, выставляют отметки |
Приложения
1. Ключ
1) скороговорка
2) русская народная сказка
3) песня
4) былина
5) фольклор
2. Групповая работа
| Группа №1. Зимние песни. Колядки с.32 |
1. Какой праздник или событие (название, время года) сопровождались исполнением данных обрядовых песен? |
2. Какие обряды при этом совершались? С какой целью? |
3. Подготовьте выразительное чтение песни, сопровождавшей данный обряд Коляда-коляда |
Группа №. 2 Весенние песни с. 34 |
1.Какой праздник или событие (название, время года) сопровождались исполнением данных обрядовых песен? |
2.Какие обряды при этом совершались? С какой целью? |
3.Подготовьте выразительное чтение песни, сопровождавшей данный обряд (в учебнике) |
Группа №3 Летние песни с.34 |
1.Какой праздник или событие (название, время года) сопровождались исполнением данных обрядовых песен? |
2.Какие обряды при этом совершались? С какой целью? |
3.Подготовьте выразительное чтение песни, сопровождавшей данный обряд (в учебнике) |
Группа №4 Осенние песни с.34 |
1.Какой праздник или событие (название, время года) сопровождались исполнением данных обрядовых песен? |
2.Какие обряды при этом совершались? С какой целью? |
3.Подготовьте выразительное чтение песни, сопровождавшей данный обряд (в учебнике) |
3. Индивидуальная работа
1. Определи вид календарно-обрядовой песни Ты подай пирога, Ответ: |
2. Определи вид календарно-обрядовой песни Золотой мой каравай, Ответ: |
3. Определи вид календарно-обрядовой песни Прилетите к нам, Ответ: |
4. Определи вид календарно-обрядовой песни Пусть огонь священный |