Магнит в нашей жизни

Разделы: Начальная школа

Классы: 2, 3, 4

Ключевые слова: магнит


Цель: исследовать свойства магнитов.

Класс: 2.

Область ФГ: Читательская, естественно-научная грамотность и креативное мышление.

Планируемые результаты:

  • объяснять результаты проведённых опытов;
  • умения формулировать собственную точку зрения и излагать ее в устной форме;
  • способствовать развитию активности, самостоятельности и креативности обучающихся путем вовлечения их в поисковую и познавательную деятельность.

I. Организационный момент

- Как вы понимаете значение слов «функционально грамотный человек»?

- Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать постоянно приобретаемые в течении жизни знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач

- Для чего нужны эти способности?

II. Актуализация

- Я принесла вам подарок, который будет очень интересен Артёму.

Догадайтесь, что это может быть?

- Шахматы

- Молодцы, а как вы догадались?

- Артём выступал с исследованием об этой игре и показывал свою коллекцию шахмат.

- Прекрасно, но мои шахматы не совсем обычные, у фигурок есть помощник.

Бывает маленьким, большим.
Железо очень дружит с ним.
С ним и незрячий непременно
Найдёт иголку в стоге сена.

III. Прогнозирование темы, цели и задач урока

Правильно, сегодня гость нашего урока магнит.

IV. Работа над темой

Распределение детей на группы по цветам магнитиков (4 группы)

- Назовите, где мы встречаемся с магнитом? (Магнитная азбука и цифры, магнитная доска, магнитный конструктор, магнитные шашки, магниты-держатели).

- На столах лежат тексты о магните. Ваша задача, изучив текст, ответить на вопросы в буклете.

- Теперь у Вас есть минута на обсуждение ваших ответов и выбор спикера от каждой группы.

Знакомство с разными видами магнитов. Работа с образцами магнитов, их изучение и сравнение со схемой.

Опыты: «Воздействие магнита на разные предметы».

Перед проведением опытов даю инструкцию по технике безопасности при использовании острых, колющих и режущих предметов.

Действуем по плану:

  1. определяем предметы, которые притягивает магнит.
  2. группируем тела, обладающие магнитными свойствами.
  3. делаем выводы по результатам опыта.
  4. результаты фиксируем в буклете.

Опыт 1 «Полюс магнита»

- Посмотрите на магнит. Определите цвета магнита?

- А почему одна сторона у магнита имеет красный, а другая сторона синий цвет? (синий - северный полюс и красный - южный полюс).

– Ребята, попробуйте прикоснуться магнитами друг к другу так, чтобы цвет совпадал. А теперь объясните, почему магниты отталкивают друг друга? (Разные полюса притягиваются, одинаковые – отталкиваются).

- Наша Земля – это огромный магнит, полюса которого находятся совсем рядом с географическими полюсами планеты. Магнитное поле всех наших магнитов взаимодействует с магнитным полем Земли. Взаимодействие полюсов магнитной стрелки компаса с магнитными полюсами Земли ориентирует ось стрелки в направлении с севера на юг.

  1. Проводим опыт с компасом, определяем стороны света
  2. По наблюдениям делаем выводы, результат фиксируем в буклете

Работа в группах.

Опыт 2 «Действует ли притяжение магнита через предмет?»

1 группа – отделить предметы из крупы с помощью магнита.

Для проведения исследования насыпаем крупу в банку, смешать в ней несколько железных гвоздей, шурупов, болтиков, опилки, кусочки пластмассы и резины.

2 группа – достать предметы из банки воды с помощью магнита.

В банку следует налить воду, бросить маленькие железные болты или гайки, а также кусочек резины. Предлагаю детям, не выливая воду из банки, достать из нее все эти предметы.

3 группа – Вытащить из стеклянной банки предметы, с помощью магнита.

В стеклянную банку следует насыпать мелкие железные предметы – железные опилки, скрепки, маленькие гвозди.

4 группа – Вытащить из фольгированной формы предметы, с помощью магнита.

В фольгированную форму следует насыпать мелкие железные предметы –железные опилки, скрепки, маленькие гвозди.

Спикеры от каждой группы после выполнения опыта группой последовательно - определяют действие магнитных волн через различные предметы (крупа, вода, стекло, фольга).

  1. Проводим опыт с действием магнитных волн через различные предметы
  2. По наблюдениям делаем выводы, результат фиксируем в буклете

Опыт 3 «Превращаем железо в магнит»

- Можно ли передать магнитные свойства металлическим предметам?

Намагничивание скрепки, Магнитная «рыбалка».

  1. Проводим опыт с намагниченной скрепкой. Составляем длинные цепочки скрепок.
  2. По наблюдениям делаем выводы, результат фиксируем в буклете

Опыт 4 «Создание компаса»

- Мы уже знаем, что можно намагнитить металлические предметы.

  1. Приготовим тарелку с водой
  2. Намагнитим один конец иглы, потерев его о магнит
  3. Осторожно, чтобы она не утонула, положим иголку на кусочек бумаги в тарелке с водой
  4. Медленно вращаем тарелку
  5. Игла постоянно показывает на север. Компас готов.

1. Проводим опыт по изготовлению компаса.

2. По наблюдениям делаем выводы, результат фиксируем в буклете.

V. Подведение итогов

- Закончи фразу:

  • Притягиваются предметы из … (металла)
  • Одинаковые полюса на магните... (отталкиваются).
  • Разные полюса на магните … (притягиваются)

VI. Рефлексия «Лестница успеха»

Учащиеся прикрепляют свои магнитики к ступенькам в соответствии с уровнем понимания учебного материала.

- Знания каких предметных областей вам пригодились для решения поставленных задач?

- В какой ситуации вы чувствовали себя увереннее и почему?