Цель: исследовать свойства магнитов.
Класс: 2.
Область ФГ: Читательская, естественно-научная грамотность и креативное мышление.
Планируемые результаты:
- объяснять результаты проведённых опытов;
- умения формулировать собственную точку зрения и излагать ее в устной форме;
- способствовать развитию активности, самостоятельности и креативности обучающихся путем вовлечения их в поисковую и познавательную деятельность.
I. Организационный момент
- Как вы понимаете значение слов «функционально грамотный человек»?
- Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать постоянно приобретаемые в течении жизни знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач
- Для чего нужны эти способности?
II. Актуализация
- Я принесла вам подарок, который будет очень интересен Артёму.
Догадайтесь, что это может быть?
- Шахматы
- Молодцы, а как вы догадались?
- Артём выступал с исследованием об этой игре и показывал свою коллекцию шахмат.
- Прекрасно, но мои шахматы не совсем обычные, у фигурок есть помощник.
Бывает маленьким, большим.
Железо очень дружит с ним.
С ним и незрячий непременно
Найдёт иголку в стоге сена.
III. Прогнозирование темы, цели и задач урока
Правильно, сегодня гость нашего урока магнит.
IV. Работа над темой
Распределение детей на группы по цветам магнитиков (4 группы)
- Назовите, где мы встречаемся с магнитом? (Магнитная азбука и цифры, магнитная доска, магнитный конструктор, магнитные шашки, магниты-держатели).
- На столах лежат тексты о магните. Ваша задача, изучив текст, ответить на вопросы в буклете.
- Теперь у Вас есть минута на обсуждение ваших ответов и выбор спикера от каждой группы.
Знакомство с разными видами магнитов. Работа с образцами магнитов, их изучение и сравнение со схемой.
Опыты: «Воздействие магнита на разные предметы».
Перед проведением опытов даю инструкцию по технике безопасности при использовании острых, колющих и режущих предметов.
Действуем по плану:
- определяем предметы, которые притягивает магнит.
- группируем тела, обладающие магнитными свойствами.
- делаем выводы по результатам опыта.
- результаты фиксируем в буклете.
Опыт 1 «Полюс магнита»
- Посмотрите на магнит. Определите цвета магнита?
- А почему одна сторона у магнита имеет красный, а другая сторона синий цвет? (синий - северный полюс и красный - южный полюс).
– Ребята, попробуйте прикоснуться магнитами друг к другу так, чтобы цвет совпадал. А теперь объясните, почему магниты отталкивают друг друга? (Разные полюса притягиваются, одинаковые – отталкиваются).
- Наша Земля – это огромный магнит, полюса которого находятся совсем рядом с географическими полюсами планеты. Магнитное поле всех наших магнитов взаимодействует с магнитным полем Земли. Взаимодействие полюсов магнитной стрелки компаса с магнитными полюсами Земли ориентирует ось стрелки в направлении с севера на юг.
- Проводим опыт с компасом, определяем стороны света
- По наблюдениям делаем выводы, результат фиксируем в буклете
Работа в группах.
Опыт 2 «Действует ли притяжение магнита через предмет?»
1 группа – отделить предметы из крупы с помощью магнита.
Для проведения исследования насыпаем крупу в банку, смешать в ней несколько железных гвоздей, шурупов, болтиков, опилки, кусочки пластмассы и резины.
2 группа – достать предметы из банки воды с помощью магнита.
В банку следует налить воду, бросить маленькие железные болты или гайки, а также кусочек резины. Предлагаю детям, не выливая воду из банки, достать из нее все эти предметы.
3 группа – Вытащить из стеклянной банки предметы, с помощью магнита.
В стеклянную банку следует насыпать мелкие железные предметы – железные опилки, скрепки, маленькие гвозди.
4 группа – Вытащить из фольгированной формы предметы, с помощью магнита.
В фольгированную форму следует насыпать мелкие железные предметы –железные опилки, скрепки, маленькие гвозди.
Спикеры от каждой группы после выполнения опыта группой последовательно - определяют действие магнитных волн через различные предметы (крупа, вода, стекло, фольга).
- Проводим опыт с действием магнитных волн через различные предметы
- По наблюдениям делаем выводы, результат фиксируем в буклете
Опыт 3 «Превращаем железо в магнит»
- Можно ли передать магнитные свойства металлическим предметам?
Намагничивание скрепки, Магнитная «рыбалка».
- Проводим опыт с намагниченной скрепкой. Составляем длинные цепочки скрепок.
- По наблюдениям делаем выводы, результат фиксируем в буклете
Опыт 4 «Создание компаса»
- Мы уже знаем, что можно намагнитить металлические предметы.
- Приготовим тарелку с водой
- Намагнитим один конец иглы, потерев его о магнит
- Осторожно, чтобы она не утонула, положим иголку на кусочек бумаги в тарелке с водой
- Медленно вращаем тарелку
- Игла постоянно показывает на север. Компас готов.
1. Проводим опыт по изготовлению компаса.
2. По наблюдениям делаем выводы, результат фиксируем в буклете.
V. Подведение итогов
- Закончи фразу:
- Притягиваются предметы из … (металла)
- Одинаковые полюса на магните... (отталкиваются).
- Разные полюса на магните … (притягиваются)
VI. Рефлексия «Лестница успеха»
Учащиеся прикрепляют свои магнитики к ступенькам в соответствии с уровнем понимания учебного материала.
- Знания каких предметных областей вам пригодились для решения поставленных задач?
- В какой ситуации вы чувствовали себя увереннее и почему?