Пояснительная записка
Контрольно-измерительные материалы предназначены для оценки качества освоения обучающимися программы учебной дисциплины Химия.
Задания подготовлены по основным разделам программы учебной дисциплины:
1. Органическая химия
- Предмет органической химии. Теория строения органических соединений
- Предельные углеводороды
- Этиленовые и диеновые углеводороды
- Ацетиленовые углеводороды
- Ароматические углеводороды
- Природные источники углеводородов
- Гидроксильные соединения
- Альдегиды и кетоны
- Карбоновые кислоты и их производные
- Углеводы
- Амины, аминокислоты, белки
- Азотсодержащие гетероциклические соединения. Нуклеиновые кислоты
- Биологически активные соединения
2. Общая и неорганическая химия
- Химия – наука о веществах
- Строение атома
- Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева
- Строение вещества
- Полимеры
- Дисперсные системы
- Химические реакции
- Растворы
- Окислительно-восстановительные реакции. Электрохимические процессы
- Классификация веществ. Простые вещества
- Основные классы неорганических и органических соединений
- Химия элементов
- Химия в жизни общества
Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачёта за счет времени, отведенного на данную учебную дисциплину. Время выполнения – 90 минут. Работа состоит из 2-х вариантов, каждый из которых содержит инструкцию по выполнению, критерии оценки, 2 части разноуровневых заданий.
Результаты дифференцированного зачета фиксируются в журнале теоретического обучения.
Вариант 1
Инструкция: На выполнение зачетной работы отводится 90 минут. Работа состоит из 2 частей.
Часть 1 состоит из заданий, требующих краткого ответа. Ответами к заданиям 1-15 является последовательность цифр. Последовательность цифр записывайте без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Ответом к заданиям 16-19 является число. Единицы измерения физических величин писать не нужно. В заданиях 20-25 к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца и запишите получившуюся последовательность цифр. Цифры в ответе могут повторяться. Максимальная оценка верно выполненного задания составляет 2 балла.
Часть 2 содержит задания 1-5 с развернутым ответом. Максимальная оценка верно выполненных заданий 1-2 составляет 3 балла, заданий 3-4 – 4 балла, задание 5-5 баллов.
Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как Вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа. Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. К пропущенному заданию Вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.
Критерии оценки:
Сумма баллов | Оценка |
62-69 |
отлично |
55-61 |
хорошо |
48-54 |
удовлетворительно |
менее 48 |
неудовлетворительно |
Часть 1
Выберите два правильных ответа
1. Атомный радиус больше, чем у лития, имеют атомы:
1) Са
2) С
3) N
4) Nа
2. В ряду элементов Mg → Ca → Sr → Ba:
1) уменьшается радиус атомов
2) возрастает способность атомов отдавать электроны
3) уменьшается число энергетических уровней
4) уменьшается электроотрицательность
3. В нитрате калия присутствуют химические связи:
1) ионные
2) ковалентные полярные
3) ковалентные неполярные
4) водородные
4. Среди перечисленных элементов постоянную степень окисления в соединениях имеют:
1) азот
2) сера
3) калий
4) фтор
5. Выберите формулы двух амфотерных оксидов:
1) ВеО
2) Rb2O
3) CO
4) Al2O3
6. Магний реагирует с:
1) СаО
2) Br2
3) H2SO4
4) Na
7. В заданной схеме превращений:
веществами X и Y являются:
1) H2SO3
2) H2SO4
3) SO3
4) SO2
8. Все атомы углерода находятся в состоянии sp3-гибридизации в молекуле:
1) пропанола – 1
2) пропена
3) пропина
4) пропана
9. Алкены, в отличие от алканов, вступают в реакции:
1) горения
2) галогенирования
3) гидрирования
4) гидратации
10. Этанол образуется при:
1) сбраживании сахаристых веществ
2) гидрировании ацетилена
3) гидратации этилена
4) окислении ацетальдегида
11. Для уксусной кислоты верны следующие утверждения:
1) молекула содержит 4 атома кислорода
2) все атомы в молекуле соединены ковалентными связями
3) реагирует с активными металлами
4) не имеет запаха
12. Природными полимерами являются:
1) крахмал
2) белки
3) полиэтилен
4) поливинилхлорид
13. На открытом пламени газовой горелки нельзя нагревать:
1) водный раствор КОН
2) спиртовой раствор КОН
3) раствор ацетата натрия
4) ацетон
14. Из предложенного перечня выберите две характеристики реакции:
N2 + 3H2 = 2NH3 + Q
1) ионного обмена
2) экзотермическая
3) соединения
4) замещения
15. Сокращенное ионное уравнение
Al(OH)3 + 3H+ = Al3+ + 3H2O
соответствует растворению гидроксида в кислоте:
1) азотной
2) фосфорной
3) соляной
4) сероводородной
Напишите ответ цифрами
16. Сумма коэффициентов в уравнении реакции горения метанола равна ______.
17. Массовая доля кислорода в гидроксиде бария равна: ________ %. (Ответ запишите в процентах).
18. Масса 2,5 моль серной кислоты равна ______ г. (Ответ запишите в граммах).
19. В соответствии с термохимическим уравнением С6Н12О6 + 6О2 = 6СО2 + 6Н2О + 2800 кДж для получения 280 кДж теплоты потребуется кислород объемом ______ л (н. у.). (Запишите ответ в литрах с точностью до сотых).
Установите соответствие
20. Установите соответствие между классом (группой) неорганических соединений и химическими формулами веществ, к которому они принадлежат.
Класс (группа) неорганических соединений | Химическая формула |
А) средняя соль | 1) Аl(ОН)Сl2 |
Б) кислая соль |
2) Н2S |
В) кислота |
3) МnО |
Г) основание |
4) NН4Сl |
|
5) NаНСО3 |
21. Установите соответствие между формулой соли и средой ее водного раствора.
Формула соли |
Среда раствора |
A) Na2HPO4 |
1) нейтральная |
Б) Fe(NO3)2 |
2) кислая |
B) K2SO4 |
3) щелочная |
Г) NH4Cl |
|
22. Установите соответствие между формулой вещества и реагентами, с которыми это вещество может взаимодействовать.
Формула вещества |
Реагенты |
А) С |
1) АgNO3, Na3PO4, Cl2 |
Б) СО2 |
2) SrO, H2O, Ba(OH)2 |
В) SnBr2 |
3) H2, F2, Fe2O3 |
Г) Sn(OH)2 |
4) HBr, LiOH, HCOOH |
|
5) H3PO4, BaCl2, CuO |
23. Установите соответствие между веществом и его принадлежностью к определенному классу органических соединений.
Название вещества |
Класс органических соединений |
А) пентанол |
1) углеводороды |
Б) декан |
2) спирты |
В) бутаналь |
3) амины |
Г) пропин |
4) альдегиды |
5) эфиры |
24. Установите соответствие между способом воздействия на равновесную систему и направлением смещения химического равновесия в результате этого воздействия.
Воздействие на систему |
Направление смещения химического равновесия |
А) уменьшение давления |
1) в сторону продуктов реакции |
Б) добавление катализатора |
2) в сторону исходных веществ |
В) увеличение температуры |
3) практически не смещается |
Г) уменьшение концентрации хлора |
|
25. Установите соответствие между схемой реакции и формулой органического продукта, преимущественно образующегося в ходе реакции.
Часть 2
Напишите полный, развёрнутый ответ
1. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции
Сu2О + НNО3 → Сu(NО3)2 + NО + Н2О
Определите окислитель и восстановитель.
2. К 53 г раствора фосфата калия с массовой долей этой соли 8% добавили избыток раствора хлорида цинка. Определите массу выпавшего осадка.
3. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
S → SO2 → SО3 → H2SO4 → BaSO4
Укажите условия их протекания.
4. Некоторый алкин имеет относительную плотность по воздуху 1,862. Известно, что алкин присоединяет водород при повышенной температуре в присутствии катализатора. Реакция проходит в две стадии.
На основании данных условия задачи:
1) произведите вычисления, необходимые для установления молекулярной формулы органического вещества
2) запишите молекулярную формулу исходного органического вещества
3) составьте структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле
4) напишите уравнение реакции этого вещества с водородом в две стадии.
5. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: