Контрольно-измерительные материалы по дисциплине "Химия"

Разделы: Химия, Общепедагогические технологии

Классы: 8, 9, 10, 11


Пояснительная записка

Контрольно-измерительные материалы предназначены для оценки качества освоения обучающимися программы учебной дисциплины Химия.

Задания подготовлены по основным разделам программы учебной дисциплины:

1. Органическая химия

  • Предмет органической химии. Теория строения органических соединений
  • Предельные углеводороды
  • Этиленовые и диеновые углеводороды
  • Ацетиленовые углеводороды
  • Ароматические углеводороды
  • Природные источники углеводородов
  • Гидроксильные соединения
  • Альдегиды и кетоны
  • Карбоновые кислоты и их производные
  • Углеводы
  • Амины, аминокислоты, белки
  • Азотсодержащие гетероциклические соединения. Нуклеиновые кислоты
  • Биологически активные соединения

2. Общая и неорганическая химия

  • Химия – наука о веществах
  • Строение атома
  • Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева
  • Строение вещества
  • Полимеры
  • Дисперсные системы
  • Химические реакции
  • Растворы
  • Окислительно-восстановительные реакции. Электрохимические процессы
  • Классификация веществ. Простые вещества
  • Основные классы неорганических и органических соединений
  • Химия элементов
  • Химия в жизни общества

Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачёта за счет времени, отведенного на данную учебную дисциплину. Время выполнения – 90 минут. Работа состоит из 2-х вариантов, каждый из которых содержит инструкцию по выполнению, критерии оценки, 2 части разноуровневых заданий.

Результаты дифференцированного зачета фиксируются в журнале теоретического обучения.

Вариант 1

Инструкция: На выполнение зачетной работы отводится 90 минут. Работа состоит из 2 частей.

Часть 1 состоит из заданий, требующих краткого ответа. Ответами к заданиям 1-15 является последовательность цифр. Последовательность цифр записывайте без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Ответом к заданиям 16-19 является число. Единицы измерения физических величин писать не нужно. В заданиях 20-25 к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца и запишите получившуюся последовательность цифр. Цифры в ответе могут повторяться. Максимальная оценка верно выполненного задания составляет 2 балла.

Часть 2 содержит задания 1-5 с развернутым ответом. Максимальная оценка верно выполненных заданий 1-2 составляет 3 балла, заданий 3-4 – 4 балла, задание 5-5 баллов.

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как Вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа. Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. К пропущенному заданию Вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.

Критерии оценки:

Сумма баллов

Оценка

62-69

отлично

55-61

хорошо

48-54

удовлетворительно

менее 48

неудовлетворительно

Часть 1

Выберите два правильных ответа

1. Атомный радиус больше, чем у лития, имеют атомы:
1) Са
2) С
3) N
4) Nа

2. В ряду элементов Mg → Ca → Sr → Ba:
1) уменьшается радиус атомов
2) возрастает способность атомов отдавать электроны
3) уменьшается число энергетических уровней
4) уменьшается электроотрицательность

3. В нитрате калия присутствуют химические связи:
1) ионные
2) ковалентные полярные
3) ковалентные неполярные
4) водородные

4. Среди перечисленных элементов постоянную степень окисления в соединениях имеют:
1) азот
2) сера
3) калий
4) фтор

5. Выберите формулы двух амфотерных оксидов:
1) ВеО
2) Rb2O
3) CO
4) Al2O3

6. Магний реагирует с:
1) СаО
2) Br2
3) H2SO4
4) Na

7. В заданной схеме превращений:

веществами X и Y являются:
1) H2SO3
2) H2SO4
3) SO3
4) SO2

8. Все атомы углерода находятся в состоянии sp3-гибридизации в молекуле:
1) пропанола – 1
2) пропена
3) пропина
4) пропана

9. Алкены, в отличие от алканов, вступают в реакции:
1) горения
2) галогенирования
3) гидрирования
4) гидратации

10. Этанол образуется при:
1) сбраживании сахаристых веществ
2) гидрировании ацетилена
3) гидратации этилена
4) окислении ацетальдегида

11. Для уксусной кислоты верны следующие утверждения:
1) молекула содержит 4 атома кислорода
2) все атомы в молекуле соединены ковалентными связями
3) реагирует с активными металлами
4) не имеет запаха

12. Природными полимерами являются:
1) крахмал
2) белки
3) полиэтилен
4) поливинилхлорид

13. На открытом пламени газовой горелки нельзя нагревать:
1) водный раствор КОН
2) спиртовой раствор КОН
3) раствор ацетата натрия
4) ацетон

14. Из предложенного перечня выберите две характеристики реакции: N2 + 3H2 = 2NH3 + Q
1) ионного обмена
2) экзотермическая
3) соединения
4) замещения

15. Сокращенное ионное уравнение Al(OH)3 + 3H+ = Al3+ + 3H2O соответствует растворению гидроксида в кислоте:
1) азотной
2) фосфорной
3) соляной
4) сероводородной

Напишите ответ цифрами

16. Сумма коэффициентов в уравнении реакции горения метанола равна ______.

17. Массовая доля кислорода в гидроксиде бария равна: ________ %. (Ответ запишите в процентах).

18. Масса 2,5 моль серной кислоты равна ______ г. (Ответ запишите в граммах).

19. В соответствии с термохимическим уравнением С6Н12О6 + 6О2 = 6СО2 + 6Н2О + 2800 кДж для получения 280 кДж теплоты потребуется кислород объемом ______ л (н. у.). (Запишите ответ в литрах с точностью до сотых).

Установите соответствие

20. Установите соответствие между классом (группой) неорганических соединений и химическими формулами веществ, к которому они принадлежат.

Класс (группа) неорганических соединений Химическая формула
А) средняя соль

1) Аl(ОН)Сl2

Б) кислая соль

2) Н2S

В) кислота

3) МnО

Г) основание

4) NН4Сl

5) NаНСО3
6) Мg(ОН)2

21. Установите соответствие между формулой соли и средой ее водного раствора.

Формула соли

Среда раствора

A) Na2HPO4

1) нейтральная

Б) Fe(NO3)2

2) кислая

B) K2SO4

3) щелочная

Г) NH4Cl

22. Установите соответствие между формулой вещества и реагентами, с которыми это вещество может взаимодействовать.

Формула вещества

Реагенты

А) С

1) АgNO3, Na3PO4, Cl2

Б) СО2

2) SrO, H2O, Ba(OH)2

В) SnBr2

3) H2, F2, Fe2O3

Г) Sn(OH)2

4) HBr, LiOH, HCOOH

5) H3PO4, BaCl2, CuO

23. Установите соответствие между веществом и его принадлежностью к определенному классу органических соединений.

Название вещества

Класс органических соединений

А) пентанол

1) углеводороды

Б) декан

2) спирты

В) бутаналь

3) амины

Г) пропин

4) альдегиды

5) эфиры

24. Установите соответствие между способом воздействия на равновесную систему и направлением смещения химического равновесия в результате этого воздействия.

Воздействие на систему

Направление смещения химического равновесия

А) уменьшение давления

1) в сторону продуктов реакции

Б) добавление катализатора

2) в сторону исходных веществ

В) увеличение температуры

3) практически не смещается

Г) уменьшение концентрации хлора

 

25. Установите соответствие между схемой реакции и формулой органического продукта, преимущественно образующегося в ходе реакции.

Часть 2

Напишите полный, развёрнутый ответ

1. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции

Сu2О + НNО3 → Сu(NО3)2 + NО + Н2О

Определите окислитель и восстановитель.

2. К 53 г раствора фосфата калия с массовой долей этой соли 8% добавили избыток раствора хлорида цинка. Определите массу выпавшего осадка.

3. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

S → SO2 → SО3 → H2SO4 → BaSO4

Укажите условия их протекания.

4. Некоторый алкин имеет относительную плотность по воздуху 1,862. Известно, что алкин присоединяет водород при повышенной температуре в присутствии катализатора. Реакция проходит в две стадии.

На основании данных условия задачи:
1) произведите вычисления, необходимые для установления молекулярной формулы органического вещества
2) запишите молекулярную формулу исходного органического вещества
3) составьте структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле
4) напишите уравнение реакции этого вещества с водородом в две стадии.

5. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

Вариант 2

Эталон ответов