Методики обучения сценической речи вокалистов для работы в музыкальном театре

Разделы: Дополнительное образование, Мастер-класс


Методики обучения сценической речи

Традиционные методики

- Классические упражнения для развития дикции и артикуляции вокалиста.

- Работа над интонационной выразительностью.

Важнейшими звеньями певческого процесса является артикуляция и дикция. Артикуляционный аппарат - это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав - артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных, согласных) называется артикуляцией. К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щеки, губы, зубы, язык, челюсти, небо, глотка, гортань). Артикуляция - активная работа рта в речи и в пении.

Чтобы сделать голос «управляемым», превратить его в послушный инструмент, способный передавать все тонкости эмоционального мира человека, необходима систематическая кропотливая работа над точностью координации всех частей голосообразующего аппарата.Артикуляционные упражнения и гимнастика направлены на то, чтобы натренировать мышцы речевого аппарата, добиться их свободной подвижности, т.к. вялый артикуляционный аппарат является причиной плохой дикции. [1]

Артикуляционная гимнастика помогает:

  • устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц;
  • разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность;
  • развить мимику, артикуляционную моторику;
  • развить выразительную дикцию.

1. Артикуляционный аппарат должен быть свободным, чтобы певец имел возможность мгновенно произносить различные звуки, не нарушая при этом певческой установки. Чёткость артикуляции помогает улучшить дикцию.

2. Лучшему формированию звука способствует свободная, незажатая нижняя челюсть. При зажатой нижней челюсти полезно петь йотированные гласные:

  • йа-йа
  • йе-йе
  • нэй-нэй-нэй

Упражнения для освобождения нижней челюсти. При пении следить, чтобы движение нижней челюсти не мешало ровному и связному звучанию.

  • дай-яй-яй
  • пой-ой-ой
  • дай-дай-дай

3. Развитию чёткости дикции мешают довольно часто встречающиеся недостатки – неподвижность верхней губы (так называемая «мёртвая губа») и вялость квадратных мышц щёк.

Упражнения на слоги

  • зе - зо-
  • зе - зу,

помогут устранить их, если на слоги «зе» быстрым утрированным движением растянуть губы (как бы в широкой улыбке), а на слоги «зу» или «зо» также быстро вытянуть их вперёд. Кроме «зе-зо», можно использовать и другие сочетания слогов, например:

  • ми-ма
  • ма-ми [2]

Дикция

Дикция является средством донесения текстового содержания до слушателей, и одним из важнейших средств художественной выразительности раскрытия музыкального образа. Главное правило дикции – полное освобождение артикуляционного аппарата от напряжения.

Дикция (лат. dictio — произнесение речи) — ясность, разборчивость произнесения текста. Хорошая дикция — непременное условие вокального исполнения. Особенно важно четкое произношение согласных.

Выразительная дикция — важнейшая характеристика актерского мастерства, певцов, выступающих.

Четкая дикция зависит от уровня натренированности активных органов речи — к таким органам относятся язык и губы. В связи с этим отработку выразительной дикции следует начинать с тренировки мышц — артикуляционной гимнастики.

Дикция показывает насколько человек правильно произносит слова и слоги, как четко он произносит звуки — все это поддается тренировке, совершенствованию.

Нечеткое произношение слов мешает их правильному восприятию, а плохо произнесенная фраза иногда даже лишается смысла. Искажение звуков может сильно отвлечь внимание аудитории, заставив их заострять внимание на дефектах звучания, а не на смысле сказанной фразы. [3]

Работа над дикцией и произношением

Для того чтобы избавиться от резкого «г», свистящего «с», шепелявого «ш», для того, чтобы улучшить произношение слов и слогов, для того, чтобы дикция стала более выразительной, придется немного поработать.

Для чистого звучания речи существует огромное количество упражнений, которые уже на протяжении длительного времени помогают людям стать интересными, увлекательными ораторами. Некоторые из упражнений были известны уже в Древней Греции.

Для развития и улучшения дикции существуют специальные упражнения.

Это:

Дыхание и осанка

Не многие знают то, насколько сильно зависит красиво поставленная речь от дыхания и осанки. В связи с этим даже существуют специальные упражнения:

  1. Следует стать прямо, ноги на ширине плеч, руки следует расположить на поясе. После этого необходимо приоткрыть рот, и, якобы преодолевая сопротивление, сделать медленный выдох. После тренировки следует усложнить упражнение прочтением на выдохе нескольких строк любимого стихотворения.
  2. Следует вернуться в исходное положение, а затем медленно наклоняясь вперед сделать вдох. Спину следует держать ровной, а на выдохе начать подниматься и продолжительно тянуть «гм-м-м».
  3. Для упражнения на осанку следует запастись книгой. Книгу необходимо расположить на голове, и медленно ходить с ней так, чтобы она не падала. Затем следует добавить жестикуляцию, приседания, более динамичную ходьбу.

Осанка — первый шаг на пути к красивой речи

Работа над интонационной выразительностью.

Выразительная интонация формируется всем комплексом выразительных средств актера-певца. Верно найденная пластика роли формирует весь комплекс выразительных средств актера: речь, мимику, восприятие, приемы внешней характерности. Так, Н.К.Черкасов вспоминает о том, что образы, которые создавал Шаляпин, проходили через внутренние и внешние данные Шаляпина, и абсолютное перевоплощение постоянно рождало на сцене новые, присущие данному образу, пластические движения, краски и интонации. «Отсюда менялся и тембр его неповторимого голоса, и вокальные интонации, начиная от раскатисто-наглых, гневно-грозных, с открытым, льющимся звуком, с волнительным трепетным клокотанием, кончая едва слышимыми, приглушенными, с хрипотцой интонациями. Или от громовых саркастически-сатанинских красок до мужественных, страдальческих и, наконец, до нежных глубоко лиричных вокальных откровений». [4]

Интонационная выразительность — это способность изменять высоту, громкость, темп и ритм речи или пения для передачи смысла, эмоций и настроений. Этот элемент является ключевым в любом исполнительском искусстве, будь то музыка, театр или публичные выступления. Интонация помогает создавать атмосферу, подчеркивать важные моменты и взаимодействовать с аудиторией на глубоком уровне.

Основные компоненты интонационной выразительности:

1. Высота звука (мелодичность):

- Изменение высоты звука добавляет музыке или речи эмоциональный оттенок. Высокие ноты ассоциируются с радостью, напряжением, волнением, тогда как низкие — с грустью, спокойствием или уверенностью.

2. Громкость (динамика):

- Громкость влияет на интенсивность передаваемых эмоций. Тихий голос может выражать интимность, тайну или нежность, тогда как громкий — уверенность, страсть или возмущение.

3. Тембр (окраска звука):

- Тембр — это индивидуальная характеристика каждого голоса. Использование различных тембральных оттенков может добавить тексту или песне дополнительную глубину и выразительность.

4. Ритм и темп:

- Замедленный темп создает ощущение задумчивости или трагичности, ускоренный — энергичности или тревоги. Ритмические акценты помогают подчеркнуть ключевые моменты в тексте.

5. Паузы и акценты:

- Паузы придают речи драматизм и помогают слушателю сосредоточиться на важных моментах. Акценты делают текст более структурированным и понятным.

Методы развития интонационной выразительности

1. Практика чтения вслух:

- Читайте разнообразные тексты, начиная от поэзии до прозы, обращая внимание на изменения интонации в зависимости от контекста. Экспериментируйте с разными эмоциями и стилями.

2. Анализ образцов:

- Изучайте записи известных актеров, ораторов или музыкантов, отмечая, как они используют интонацию для передачи настроения и смысла.

3. Тренировки с зеркалами:

- Наблюдение за собой в зеркале поможет увидеть, как ваши мимические движения и жесты влияют на звучание голоса.

4. Упражнения на дыхание:

- Правильная постановка дыхания важна для поддержания силы и стабильности голоса. Упражнения на контроль дыхания помогут улучшить динамический диапазон.

5. Скороговорки и артикуляционные упражнения:

- Эти упражнения развивают точность и четкость произношения, что непосредственно влияет на интонационную выразительность.

6. Импровизация:

- Попробуйте импровизировать, придумывая новые интонационные схемы для знакомых текстов. Это поможет расширить ваш репертуар выразительных приемов.

Применение в разных областях:

- Театр и кино:

Актёры используют интонацию для создания персонажей, передачи их внутреннего состояния и взаимодействия с партнёрами на сцене.

- Ораторское искусство:

Спикеры применяют интонацию для удержания внимания аудитории, выделения ключевых идей и эмоционального вовлечения слушателей.

- Музыкальное исполнение:

Музыканты и певцы используют интонацию для придания песням эмоциональной глубины и индивидуальности.

Важность интонационной выразительности

Интонация — это мощный инструмент коммуникации, позволяющий передать гораздо больше информации, чем просто слова. Она помогает создать связь между исполнителем и аудиторией, вызывая эмоциональный отклик и оставляя сильное впечатление.

Таким образом, развитие интонационной выразительности требует постоянной практики, анализа и экспериментов. Используя перечисленные методы и источники, можно хорошо усовершенствовать свои навыки и стать более уверенным и выразительным исполнителем. [5]

Современные подходы

- Интеграция телесных практик (например, йога, фельденкрайз)

- Использование элементов актерского мастерства в обучении сценической речи.

Использование телесных практик в процессе обучения сценической речи становится всё более популярным подходом, особенно среди педагогов, занимающихся театральной педагогикой и голосовыми техниками. Эти практики помогают актёрам развить осознанность тела, улучшить координацию движений, освободить дыхание и расслабить мышцы лица и шеи — всё это способствует лучшему звучанию голоса и выразительности речи.

Примеры телесных практик

1. Йога:

Йога помогает укрепить тело, улучшить гибкость и осознанность дыхания. В сценической речи важно научиться контролировать своё дыхание, чтобы лучше управлять голосом. Асаны, такие как позы кошки-коровы, собака мордой вниз или мостик, помогают растянуть мышцы груди, плеч и спины, что способствует свободному дыханию. [6]

2. Метод Фельденкрайза:

Метод Фельденкрайза направлен на улучшение осанки, координации и подвижности через небольшие, медленные движения. Это позволяет актёру осознать ненужные напряжения в теле и устранить их, создавая основу для естественного и свободного звучания голоса. [7]

3. Даосские упражнения (Цигун):

Цигун сочетает в себе элементы медитации, дыхательных упражнений и мягких физических движений. Он помогает снять стресс, улучшает циркуляцию энергии и гармонизирует внутреннее состояние, что полезно для сценического выступления. [8]

Эти методы интегрируются в обучение следующим образом:

1. Разминка перед занятиями:

Использование простых асан йоги или цигун для разогрева мышц и подготовки тела к работе над речью.

2. Работа с дыханием:

Практики, направленные на глубокое диафрагмальное дыхание, позволяют актёру расширить диапазон своего голоса и контролировать его силу и громкость.

3. Расслабление мышц:

Упражнения Фельденкрайза помогают избавиться от зажимов в шее, лице и плечах, что важно для чёткой артикуляции и свободы звучания.

4. Медитация и концентрация:

Медитативные техники, взятые из йоги и цигуна, способствуют улучшению концентрации и снижению уровня стресса перед выступлением.

Таким образом, интеграция телесных практик в процесс обучения сценической речи даёт актёрам инструменты для лучшего контроля над своим телом и голосом, что в конечном итоге повышает качество их выступлений.

Индивидуальные особенности обучающихся

- Учет физиологических особенностей голосового аппарата.

- Психологические аспекты обучения сценической речи.

- Учет физиологических особенностей голосового аппарата.

Обучение сценической речи требует учета индивидуальных физиологических особенностей каждого ученика. Голосовой аппарат — сложная система, включающая дыхательную систему, гортань, резонаторы и артикуляционный аппарат. Вот несколько ключевых аспектов, которые нужно учитывать:

  1. Дыхательная система: правильное дыхание является основой для полноценного звучания голоса. Важно научить учеников использовать диафрагму для контроля дыхания и поддержания устойчивого потока воздуха.
  2. Гортань: правильная работа гортани позволяет регулировать высоту звука и силу голоса. Нужно следить за тем, чтобы ученики не напрягали мышцы горла, что может привести к усталости и повреждению голосовых связок.
  3. Резонаторы: правильное использование резонаторов помогает создать объемный и насыщенный звук. Резонаторами являются грудная клетка, голова и лицевые полости. Обучающиеся должны научиться активизировать эти области для достижения наилучшего эффекта.
  4. Артикуляция: четкая дикция достигается благодаря правильной работе губ, зубов, языка и неба. Артикуляционные упражнения помогают улучшить произношение и ясность речи. [9-10]

Психологические аспекты обучения сценической речи

Психологический комфорт и уверенность в себе играют важную роль в обучении сценической речи. Преподаватели должны учитывать следующие психологические факторы:

  1. Страх сцены: многие начинающие актеры испытывают страх перед выступлением. Необходимо помочь им преодолеть этот страх через постепенное привыкание к публичным выступлениям и создание безопасной атмосферы на занятиях.
  2. Самооценка: положительное отношение к своему голосу и речи способствует успешному обучению. Важно поддерживать позитивную самооценку учащихся, акцентируя внимание на их успехах и прогрессе.
  3. Эмоциональный контроль: умение контролировать эмоции во время выступления важно для передачи нужного настроения зрителю. Тренировки эмоциональной выразительности помогут развить этот навык.
  4. Творческое мышление: обучение сценической речи должно стимулировать творческое мышление и воображение. Это поможет учащимся лучше понимать и интерпретировать тексты. [11-12]

Практический эксперимент по проблеме и его подтверждение

В современном мире классический подход обогащается новыми веяниями и было принято решение провести практический эксперемент. В нашей актерской группе на базе киноакадемии «Аркит» г.Ялта, где повышают мастерство 9 девушек/женщин и 1 юноша, большинство увлекается вокалом. Все в перспективе мечтают работать в профессиональном театре, в том числе в Государственном академическом музыкальном театре Республики Крым и его филиале, который планируется открыть в г.Ялта на базе театра им.А.П.Чехова.

Эксперимент с использованием даосских и восточных практик в сценической речи для артистов музыкального театра представляет собой интересный подход, который может значительно обогатить подготовку актеров и повысить их выразительность на сцене.

Подготовка к эксперименту

  1. Формирование группы: Группа была разделена на равное количество человек.
    5 человек занимались в течении 1,5 месяца (18 занятий) по традиционным классическим методикам (скороговорки, чистоговорки, языколомки, гимнастика Стрельниковой и т.д.), а 5 человек по восточным практикам.
  2. Выбор инструктора: Был приглашен специалист на добровольной основе, хорошо разбирающегося в даосских и восточных практиках, таких как цигун, тайцзи, йога и медитация. Она проводила занятия и помогала артистам освоить новые техники.
  3. Определение целей эксперимента: Улучшение дыхательной техники, повышение концентрации, развитие телесной осознанности и укрепление голоса.

Структура занятий

  1. Разминка и дыхательные упражнения: Начиналось каждое занятие с разминки, включающей дыхательные упражнения из цигуна или пранаямы. Эти практики помогают улучшить контроль над дыханием и увеличить объем легких.
  2. Телесные практики: Включили элементы тайцзи и йоги, направленные на развитие гибкости, силы и координации движений. Эти упражнения помогут артистам лучше чувствовать свое тело и управлять им на сцене.

Упражнения из тайцзицюань

1. Облачные руки.

Это одно из классических движений тайцзицюань, которое укрепляет плечи, спину и развивает чувство баланса.

Как выполнять:

- Встать прямо, ноги на ширине плеч.

- Подннять обе руки перед собой до уровня груди, ладони обращены друг к другу.

- Начать медленно перемещать руки вправо-влево, плавно вращая корпусом и перенося вес с одной ноги на другую.

- Держать спину прямой, а движения плавными и непрерывными.

2. Игра с хвостом феникса

Это упражнение помогает улучшить координацию и устойчивость.

Как выполнять:

- Встать в устойчивую позицию, ноги шире плеч.

- Переноса вес на одну ногу, поднимая вторую вверх и слегка сгибая колено.

- Плавный поворот корпуса в сторону поднятой ноги, как будто игра хвостом птицы.

- Повтор движения, меняя стороны.

3. Перемещение веса

Укрепляет ноги и улучшает равновесие.

Как выполнять:

- Встать в широкую стойку, одна нога впереди другой.

- Медленно перенести вес на заднюю ногу, согнув её в колене, а переднюю вытяните вперёд.

- Затем вернуться в исходное положение и повторить движение в обратном направлении.

Упражнения из йоги

1. Собака мордой вниз (Адхо Мукха Шванасана)

Отличное упражнение для укрепления рук, плеч и спины, а также для растяжки задней поверхности ног.

Как выполнять:

- Встать на четвереньки, руки под плечами, колени под бедрами.

- Подниматься на пальцы ног и выпрямлять ноги, толкая бедра назад и вверх.

- Стараться держать спину прямой, а голову между руками.

- Задерживаться в позе на 30 секунд, дышать глубоко.

2. Воин I (Вирабхадрасана I)

Развивает силу ног и улучшает баланс.

Как выполнять:

- Из положения стоя сделать широкий шаг вперёд одной ногой.

- Согнуть переднюю ногу в колене до угла 90 градусов, заднюю держать вытянутой.

- Поднять руки над головой, соедините ладони вместе.

- Держать спину прямой, грудь раскрыта.

- Задержаться на 30 секунд, затем поменять стороны.

3. Кобра (Бхуджангасана)

Улучшает гибкость позвоночника и укрепляет мышцы спины.

Как выполнять:

- Лячь на живот, руки под плечами, локти прижаты к телу.

- Медленно подняться вверх, отталкиваясь руками от пола, пока не почувствуете растяжение в спине.

- Держать шею нейтральной, взгляд направлен вперёд.

- Задержаться на 20–30 секунд, затем медленно опуститься обратно.

Комбинированный комплекс

Чтобы объединить элементы тайцзицюань и йоги, вы можете составить следующий комплекс:

1. Разминка: 5 минут кругов "Облачных рук" из тайцзицюань.

2. Основная часть.

- 3 круга Сурья Намаскар (Приветствие Солнцу).

- Воин I (по 30 секунд на каждую сторону).

- Собака мордой вниз (30 секунд).

- Кобра (30 секунд).

3. Завершение.

- Игра с хвостом феникса (2 минуты).

- Шавасана (5 минут отдыха).

3. Медитации и визуализации: Использывали медитативные техники для развития концентрации и внутреннего спокойствия. Артистам предлагалось визуализировать сцены из спектаклей, чтобы лучше понять своих персонажей и подготовиться к выступлениям.

4. Практика сценической речи: После выполнения физических упражнений переходим к работе над сценической речью. Здесь можно использовать традиционные методы, но также включить элементы восточных практик, такие как работа с энергией ци или использование мантр для улучшения звучания голоса.

Оценка результатов.

  1. Самооценка участников: Просили артистов вести дневник, где они будут записывать свои ощущения и прогресс после каждого занятия.
  2. Внешняя оценка: Организовывали небольшие показы или прослушивания, где артисты демонстрировали свои достижения перед коллегами и экспертами.

Результаты:

  1. В группе номер 1, где работа шла традиционным метододом артисты наработали навыки за отведенный промежуток времени, но каких-то кардинальных изменений не обнаружилось.
  2. Вторая же эксперементальная группа показала довольно высокий результат.Такой эксперимент привел к значительным изменениям в подходе артистов к своей профессии. Они стали более уверенными в себе, лучше контролируют свое тело и голос, а также стали глубже погружаться в образы своих персонажей. Восточные практики также поспособствовали снижению уровня стресса и улучшению общего самочувствия артистов.

Этот проект может стать ценным вкладом в развитие театрального искусства и показать, как интеграция различных культурных традиций может обогащать сценическое мастерство.

Литература

  1. Куликов Г.И. Теория и практика сценической речи. СПб.: Лань, 2016.
  2. «Артикуляционная гимнастика для вокалистов» — автор: И.Н.Соловьева. Издательство: «Музыка», 2010.
  3. «Основы вокальной техники» — автор: В.Н.Марченко. Издательство: «Композитор», 2005.
  4. Фонетика и артикуляция в вокале» — автор: А.И.Левин. Издательство: «Музыка», 2007.
  5. Толшин А.В., Богатырев В. Ю. Тренинги для актера музыкального театра: Учебно-методическое пособие, 2-е изд., испр. — СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2014.
  6. «Интонационно-выразительные возможности певческого голоса». Авторы: Н.М. Иванова, А.Н. Поднебеснова. Журнал: Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. Год: 2019.
  7. Татьяна Лискова, «Йога и актёрское мастерство» (2017).
  8. Сьюзан Ейтс, «Фельденкрайс для актеров» (1998).
  9. Чжоу Цзюэинь, «Искусство Цигун для здоровья и долголетия» (2006).
  10. Голубева О.А. "Основы вокальной методики". М.: Просвещение, 2018.
  11. 11. Костин В.Н. "Физиология голоса и речи". СПб.: Питер, 2009.
  12. Левина Л.В. "Психология актерского мастерства". М.: Академия, 2017.
  13. Захаров А.С. "Психологическая подготовка актера". СПб.: Издательство СПбГУ, 2016.