Сборник методических материалов для учителей начальных классов «Образовательные возможности на уроках и занятиях внеурочной деятельности для детей с ОВЗ»

Разделы: Начальная школа, Классное руководство

Классы: 1, 2, 3, 4


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«Образовательные возможности на уроках и занятиях внеурочной деятельности для детей с ОВЗ» – сборник материалов для учителей начальных классов, разработанный учителем начальных классов высшей категории ОГАОУ ОК «Алгоритм Успеха», Победитель регионального конкурса педагогического мастерства «Самый классный классный» (2022 год). Никитина Галина Павловна представила собственные практические разработки для детей с ОВЗ (инклюзивное обучение) с использованием цифровых возможностей современного образования, а также адаптированных форм проведения уроков и занятий внеурочной деятельности.

Дети с ОВЗ требуют особого внимания и применения адаптированных форм, приёмов и средств обучения.

В сборнике представлены следующие методические разработки:

  • Игра-путешествие, посвященный Дню России»;
  • Урок-практикум по окружающему миру: с использованием информационно-образовательной платформы «Мобильное Электронное Образование» для детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • Квест-игра;
  • Занятие внеурочной деятельности по программе «Я исследователь».

Особого внимания требуют творческие работы детей, которые автор предлагает посмотреть в приложении к урок-практикуму по окружающему миру: «Что такое здоровье. Твои помощники – органы чувств – слух» (1 КЛАСС) с использованием информационно-образовательной платформы «Мобильное Электронное Образование» для детей с ограниченными возможностями здоровья (с. 34). Данные видео детей – результат выполнения ими домашнего задания – впечатляют своей искренностью, ответственностью и храбростью. Ребята качественно и профессионально подошли к выполнению творческого задания. Молодцы!

1. ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ «Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, РОССИЯ!», ПОСВЯЩЕННЫЙ ДНЮ РОССИИ» (12 ИЮНЯ)

Пояснительная записка

Патриотизм (от греческого - соотечественники, родина, отечество) - любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. Такое определение дается в энциклопедии. Но есть и другое толкование этого слова русским историком Н.М.Карамзиным. В статье «О любви к Отечеству и народной гордости» он писал: «Патриотизм - есть любовь к благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях. Он требует рассуждения, - и поэтому не все люди имеют его». Патриотизм предполагает в настоящее время не только эмоции, но и умственное усилие. История современной России показывает, что только активная гражданская позиция является необходимым условием становления полноценного гражданского общества и демократического правового государства.

Вызывает тревогу всё более заметная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Не всегда подростки уважительно относятся к прошлому России, культуре и участникам различных событий прошлого. Хотя в России с древнейших времён патриотизм является одним из главных приоритетов. Сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность. Поэтому воспитательный компонент ориентирован на формирование у школьников активной гражданской позиции социальной ответственности, патриотизма, обеспечение наиболее полной реализации воспитательного потенциала образовательных учреждений. Важным является и своевременность воспитания, и его активность в присвоении опыта поколений. Чем сознательнее ребёнок усвоит определённый минимум историко-обществоведческих знаний, тем адекватнее будет воспринимать и активнее действовать в сложной системе отношений «Я − моя страна − мой мир».

Именно в школьном возрасте в силу его психологических особенностей необходимо формировать представления о Родине, показывать неразрывную связь истории, культуры народов России, уважения к Конституции, государственной символике. «Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы». Игра-путешествие «Я люблю тебя, Россия!» - один из шагов в формировании гражданственности, патриотизма, любви к своей Родине. На уроках, во внеурочной деятельности дети знакомятся с государственной символикой, героическими страницами истории страны, ценностями отечественной культуры.

Летний отдых сегодня − это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка. В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних оздоровительных лагерях.

Каникулы − это значительная часть свободного времени детей. Таким образом, период каникул необходимо эффективно использовать для воспитания детей, развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, формирования патриотизма.

Летние лагеря имеют свои традиции. Одной из них является проведение тематической гражданско-правовой игры. Поскольку смену начинают организовывать в июне, то планируется проведение таких тематических дней как День России - 12 июня, День памяти и скорби - 22 июня.

Игра-путешествие «Я люблю тебя, Россия!» проводится в рамках празднования Дня России и имеет ярко выраженную гражданско-патриотическую направленность. В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина России провозглашается целью современного образования, одной из приоритетных задач общества и государства. Гражданин России − это человек, любящий свою Родину, человек с активной жизненной позицией.

Мероприятие «Я люблю тебя, Россия!» способствует воспитанию патриотизма, формированию гражданской позиции школьника. Тематика данного мероприятия соответствует возрастным (7-13 лет) и психологическим возможностям учащихся, так как дети этого возраста находятся перед осознанием своей позиции в жизни.

Педагогическая ценность данного мероприятия заключается в формировании отношения к таким понятиям как патриот, гражданин, Родина, Россия, формировании чувства гордости за свою страну, а также в том, чтобы показать детям, как можно выразить своё отношение к Родине в стихах, песне, игре. Педагогическая ценность также в том, что дети приобретают новые знания о России, о родном крае, о культуре, получают возможность новых знаний о родном крае проявить свои творческие способности, продемонстрировать свои знания.

Цель мероприятия − формирование гражданско-патриотического сознания, нравственных позиций и самоопределения на основе расширения и систематизации общественно значимых представлений ребёнка о нашей Родине - России.

Задачи:

  1. Воспитание уважения и почтительного отношения к государственным символам Российской Федерации.
  2. Пробуждение у детей интереса к истории своей страны.
  3. Углубление знаний о культуре России, сохранение этнокультурных традиций, обычаев, обрядов.
  4. Изучение прошлого и настоящего родного города, Отечества, знакомство с трудовыми и боевыми подвигами народа.
  5. Привлечение учащихся к всенародному движению по охране природы, истории и культуры.
  6. Совершенствование физической подготовки учащихся.
  7. Стимулирование интереса школьников к государственному устройству России
  8. Обогащение учащихся знаниями о родной стране, нормах морали и нравственности, общечеловеческих ценностях.

Особенностью данного мероприятия является то, что в ходе мероприятия используются приемы, на первый взгляд не сочетаемые: соревновательный элемент, дискуссия, ток-шоу, инсценирование, применение qr-кодов, квест и т.д. Ключевая цель − воспитание гражданственности и патриотизма − достигается через основные направления работы: военно-патриотическое, этнокультурное, эколого-краеведческое, спортивно-оздоровительное.

Все данные направления включают в себя воспитание понимания величия Родины, ее истории, культуры, воспитание интернациональных чувств, гражданского достоинства личности, пробуждение высоких, благородных чувств души, готовность служить Родине, защищать ее; воссоздание героических и трагических страниц прошлого, раздумье над проблемами сегодняшнего дня. Обращение к России мыслящей, создавшей литературу, богатую культурными традициями, воспевающую величие русской души. Воспитание любви к малой родине, ее народам, их традициям, обычаям, обрядам.

Игра-путешествие применима для детей любого возраста, так как, во-первых, присутствует интересный сюжет; во-вторых, ребята могут «путешествовать» с маршрутными картами; в-третьих, в целом содержание станций расширяет кругозор, пополняет его знаниями из различных областей, обогащает знакомством с разнообразными видами деятельности: познавательной, игровой, поисковой, трудовой, художественной, спортивной, деятельностью общения. Игра-путешествие − это коллективное творческое дело, участники которого делятся друг с другом своими знаниями, впечатлениями, предложениями.

Первое направление - военно-патриотическое - является приоритетным.

Мероприятие рассчитано на активное участие ребят: команды выполняют задания на каждой станции путешествия, зарабатывая баллы. Мероприятие «Я люблю тебя, Россия!» носит интегративный характер. Оно охватывает материалы по обществознанию, географии, истории, литературе, музыке, художественно - прикладному творчеству.

В игре принимают участие дети 7-13 лет, команды по 10 человек.

Продолжительность мероприятия 60 минут. Игра проходит в форме путешествия по станциям, очередность прохождения станций определяется по маршрутному листу. Четкое соблюдение маршрута позволяет избежать задержек. На каждой станции команда находится в течение 6-10 минут. Ведущими на станции являются педагоги и кружковцы-старшеклассники.

Перед началом путешествия команды собираются на линейке, где им предлагается информация о Дне России, и команды получают маршрутные листы. Количество станций в зависимости от играющих команд может быть сокращено.

Данное мероприятие предполагает небольшую предварительную подготовку (можно дополнить данными о своем родном крае):

  1. Узнать о флаге, гербе, гимне, столице России.
  2. Найти информацию о самых известных россиянах.
  3. Разучить народные игры и песни, прочитать народные сказки.
  4. Провести беседу по теме Русская армия.

Ожидаемые результаты.

В результате реализации программы данного мероприятия предполагается:

  1. Формирование у детей позитивного отношения к истории, культуре, государственным символам своей страны, своего края.
  2. Повышение духовной культуры детей.
  3. Увеличение числа детей, занятых в культурно-досуговой деятельности.
  4. Уважительно относиться к символам России, к истории Родины.
  5. Анализировать ответы товарищей.
  6. Осваивать коммуникативные навыки.
  7. Рассказывать о родной стране с гордостью.

Такую игру можно проводить не только в летнем оздоровительном лагере, но и в осенние каникулы, приурочив её проведение ко Дню народного единства.

СЦЕНАРИЙ ИГРЫ-ПУТЕШЕСТВИЯ «Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, РОССИЯ!», ПОСВЯЩЕННЫЙ ДНЮ РОССИИ» (12 ИЮНЯ)

Перед началом игры – общий сбор.

Ведущий 1: Здравствуйте, ребята! Мы рады вас видеть на сегодняшнем празднике.

Ведущий 2: Мы искренне поздравляем вас с Днём России! Желаем вам, конечно, хорошо отдохнуть в лагере, набраться сил для отличной учебы.

Под большим шатром голубых небес –
Вижу – даль степей зеленеется.
И на гранях их, выше тёмных туч,
Цепи гор стоят великанами…
Широка та, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася.
И во всех концах света белого
Про тебя идёт слава громкая.
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью…[17]
(И.Никитин)

Ведущий 1:

Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Вместе дружно мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер под окном.
Что мы Родиной зовем?
Все, что в сердце бережем,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлем [29]

День России - один из самых молодых и, наверное, один из самых главных государственных праздников страны. Его начали отмечать с 1994 года. 12 июня 1990 года I съезд народных депутатов РСФСР принял декларацию о суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.

Ведущий 2: В 1994 году первый Президент России Борис Ельцин своим указом придает 12 июня государственное значение - День принятия декларации о государственном суверенитете России.

Выступление вокального ансамбля. Песня «Россия»

Ведущий 1: В декабре 2000 года этот праздник был переименован, теперь он называется День России.

Дети:

Моя великая Россия!
Священная моя страна!
Ее равнины снеговые,
Ее порывы огневые,
Ее мечты передовые,
Ее писатели живые,
Постигшие ее до дна!
Ее полеты голубые,
Ее наряды расписные,
И наше солнце, и луна!
И песни наши разрывные,
Такие русские, родные,
И рек безбрежных глубина.
Ты в этом вся, моя Россия,
Моя крылатая страна!
Если скажут слово - Родина,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной уютный двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная.
Но у всех она одна [26]

Ведущий 2: Этот день стал днём рождения нового, независимого государства, днём рождения нашей Родины.

Дети:

Нет чувства Родины без чувства человечности.
От бессердечности ничто не родилось.
Любите Родину, как чувство бесконечности,
Как ветер вечности, коснувшийся волос.
Любите Родину, как вашу нареченную,
Чтобы за вас ей не почувствовать стыда,
Любите Родину, но только не расчетливо.
Любите Родину, и только навсегда [6].

Ведущий 1: Ну и как на всяком дне рождении сегодня нет места грусти и печали. Ведь с древнейших времён на Руси ни один праздник не обходился без весёлых игр и конкурсов!

Ведущий 2: Сегодняшняя игра будет посвящена государственным символам России, её истории и культуре.

Ведущий 1: Послушайте правила игры:

Наша игра-путешествие будет проходить по станциям:

  1. Станция «Флаг и герб России»
  2. Станция «Гимн России»
  3. Станция «Моя Родина - Россия»
  4. Станция «Русские пословицы».
  5. Станция «Народные загадки»
  6. Станция «Народные сказки»
  7. Станция «Народные игры»
  8. Станция «Народные песни»
  9. Станция «Русская армия»
  10. Станция «Самые знаменитые русские»

Ведущий 2: На каждой станции вам будут заданы вопросы или даны задания. За правильный ответ и хорошую работу команда получает баллы в маршрутный лист.

Ведущий 1: Итак, начинаем наше путешествие. Командиры команд, получите маршрутные листы.

Выдаются маршрутные листы.

Ведущий 2: Путешествие началось. В путь, ребята.

Команды отправляются по станциям.

СТАНЦИЯ 1 «ФЛАГ И ГЕРБ РОССИИ»

Ведущий: Каждый гражданин своей страны должен знать государственные символы. Есть они и у России. Это гимн, герб и флаг. На этой станции мы с вами вспомним всё, что вы знаете о флаге и гербе.

Предлагаю выполнить несколько заданий.

1. «Флаг России».

Вопрос: «Что такое флаг?»

Ответ: Флаг - полотнище правильной геометрической (как правило, прямоугольной) формы, имеющее какую-либо специальную расцветку.

Задание: Из предложенных заготовок ткани (или бумаги) разного цвета выберите нужные и выложите флаг России. (выкладывают)

Вопрос: «Что означают цвета российского флага?»

Ответ: Цвета российского флага выбраны не случайно:

  • белый - благородство;
  • синий - верность и честность;
  • красный - мужество, отвага, героизм, смелость.

Государственный флаг - важный символ страны. Он постоянно поднят над правительственными зданиями. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Флаг России − это святыня, ему отдают почести, его защищают и берегут.

2. «Герб России»

Вопрос: Что такое герб?

Ответ: Герб − это отличительный знак, эмблема государства, города.

Вопрос: Назовите, что является гербом России?

Ответ: Герб России - золотой двуглавый орёл на фоне красного цвета. Орёл - символ вечности, уважения к своей истории. Две головы орла символизируют единство Европы и Азии. Три короны − союз народов, живущих в России. На груди орла помещено изображение всадника − это Георгий Победоносец. Всадник − это символ победы добра над злом, готовности нашего народа защищать страну от врагов.)

Где мы встречаемся с изображением герба? (на паспорте граждан РФ, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы, на денежных знаках, почтовых марках, открытках, правительственных наградах).

Задание - Из фрагментов составьте герб России (пазлы)

СТАНЦИЯ 2 «ГИМН РОССИИ»

Ведущий: в особенно торжественных случаях, на государственных праздниках, военных парадах, при подъёме флага и во время спортивных соревнований исполняется государственный гимн.

Вопрос: «Что такое гимн?»

Ответ: Гимн − это торжественная песня или мелодия.

Вопрос: «Как нужно слушать гимн?»

Ответ: гимн слушают стоя, мужчины - без головных уборов, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины.

Вопрос: «Кто знает авторов современного гимна?»

Ответ: Автор современного текста гимна России - С.В.Михалков, музыку написал А.В.Александров.

Задание - восстановите текст гимна России

(получают карточку с текстом гимна и с пропущенными словами в тексте)

Гимн России

Россия - …………………….. наша держава!
Россия – любимая наша …………………..!
………………………. Воля, великая слава -
Твое достоянье на все ……………………….
Славься, …………………… наше свободное -
Братских народов ………………….вековой.
…………………..данная мудрость народная.
Славься, страна! Мы ………………… тобой!
От ………………… морей до …………. Края
Раскинулись наши ………………… и поля.
……………ты на свете! ………….. ты такая!
Хранимая Богом родная ……………………

Славься, ……………………….. наше свободное -
Братских народов ……………………… вековой.
Предками данная ………………………. Народная.
………………………, страна! Мы гордимся тобой!
………………….. простор для мечты и для жизни,
Грядущие нам ………………………………… года.
Нам ……………….. дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет ……………………!
Славься, ……………………….. наше свободное -
……………………………. Народов союз вековой.
Предками данная мудрость …………………………
Славься, страна! Мы гордимся …………………….!

(сравнение с исходным текстом на слайде или плакате)

Гимн России

(Официальный текст гимна Российской Федерации)

Россия - священная наша держава!
Россия - любимая наша страна!
Могучая воля, великая слава -
Твое достоянье на все времена.

Славься, Отечество наше свободное -
Братских народов союз вековой.
Предками данная мудрость народная.
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая!
Хранимая Богом родная земля.

Славься, Отечество наше свободное -
Братских народов союз вековой.
Предками данная мудрость народная.
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни,
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

Славься, Отечество наше свободное -
Братских народов союз вековой.
Предками данная мудрость народная.
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

СТАНЦИЯ 3 «МОЯ РОДИНА - РОССИЯ»

Ведущий: Россия. Родина. Это священные для русского человека слова.

Вопрос: «Откуда же произошло слово родина

Ответ: Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. От этого слова произошло и много других.

Первое задание для команды - подобрать как можно больше однокоренных слов к слову «Родина», за каждое слово - 1 балл.

Ответ:

  • родня,
  • родословная,
  • народ,
  • родина,
  • родич,
  • родители.

Второе задание - Викторина

Каждый правильный ответ в этом конкурсе оценивается в 1 балл.

  • Как сейчас называется наше государство? (Российская Федерация)
  • Назовите столицу нашей Родины России? (Москва)
  • Кто является главой государства, гарантом Конституции РФ. (Президент РФ)
  • Назовите Президента России. (Владимир Владимирович Путин)
  • Как называется самый главный документ граждан РФ, в котором отражены все законы? (Конституция)
  • Какие самые древние города России вы знаете? Можно перечислить или при наведении на QR-код можно получить информацию о древнем городе иотгадать его.(Новгород, Ростов, Смоленск, Псков, Муром, Владимир, Дербент)

Например,

  • Какие крупные реки России вам известны? (Волга, Дон, Амур, Енисей)
  • Какая река считается главной рекой России и самой длинной в Европе? (Волга - самая длинная река Европы. Её протяжённость около 3 тыс. 530 км)
  • Какие национальности проживают на территории России? (Мордва, чуваши, татары, карелы, чеченцы, калмыки, якуты, башкиры, аварцы, ненцы, чукчи, немцы, ханты, манси, черкесы…)

СТАНЦИЯ 4 «РУССКИЕ ПОСЛОВИЦЫ»

Ведущий: На этой станции мы с вами вспомним русские пословицы.

Пословицы - это краткие устойчивые изречения, употребляемые в разговорной речи для углубления ее смысла или для украшения. В пословицах отражается жизнь народа, особенности национального характера. Пословицы - коллективное творчество народа, и они употребляются в речи всем народом. Много пословиц и поговорок сложено народом про нашу любимую Родину - Россию. Вот и сейчас задание командам - вспомнить пословицы и поговорки про Родину.

Вам будут даны тексты пословиц и поговорок. Но… все слова заменены антонимами.

Кто знает, что такое антоним?

Антоним − это слово с противоположным значением.

Давайте попробуем:

  • Сухой - мокрый
  • Грустный - веселый
  • Умный - глупый
  • Хорошо - плохо

Каждый правильный ответ в этом конкурсе оценивается в 1 балл.

  • В гостях и потолок мешает. (Дома и стены помогают)
  • Чужбина - отец, не умей за него полежать. (Родина - мать, умей за неё постоять)
  • У себя плохо, а у чужих - хуже. (В гостях - хорошо, а дома - лучше)
  • Много у зверя мачех, много и чужбин. (Одна у человека мать, одна у него и Родина).
  • Где чужая окраина - там и ад (Где родной край, там и рай).
  • Зверь с чужбиной, что рыба с молчанием (Человек без родины, что птица без песни)
  • Чужое небо и в ноге ненавистно (Своя земля и в горсти (в руке) мила).

СТАНЦИЯ 5 «НАРОДНЫЕ ЗАГАДКИ»

Ведущий: Основой русской культуры является фольклор: сказки, песни, загадки, пословицы и поговорки. Загадка − это краткое описание неизвестного предмета или явления по сходным или намекаемым признакам другого предмета и явления. Загадки вы знаете с раннего детства. Русские загадки очень эмоциональны, в них много сравнений красочных определений, т.е. загадка - это поэтическое описание какого-либо предмета или явления, сделанное чтобы испытать сообразительность человека и в то же время привить ему поэтический взгляд на действительность.

Задание: И сейчас я попрошу вас отгадать народные загадки. Каждый правильный ответ - 1 балл.

Дверь не открывает,
А в комнату попадает.

(Карельская загадка. Ответ: солнечный свет)

Слаще меда, тяжелее свинца;
взвалишь на спину - не понесешь;
на базар вынесешь - никто не купит

(Кабардинская загадка. Ответ: сон)

На наш двор одно дерево свалилось -
ни ветвей у него, ни веток;
одна птица пришла, его съела -
ни языка у нее, ни клюва

(Татарская загадка. Ответ: снег и солнце)

Самая сытая, но самая ненасытная на свете

(Даргинская загадка. Ответ: земля)

Я черен, но не медведь;
рогат, но не пегий бык; шестиногий,
но никогда не подковываюсь.

(Бурятская загадка. Ответ: муравей)

На вершине золотого дерева
золотая кукушка, распустив крылья, сидит.

(Шорская загадка. Ответ: кедровая шишка)

Уголек нырнул, на другой год вынырнул.

(Кетская загадка. Ответ: медведь)

Телятки гладки,
Привязаны к грядке.

(Русская загадка. Ответ: огурцы)

Дверь не открывает,
А в комнату попадает.

(Карельская загадка. Ответ: солнечный свет)

Меня ждут не дождутся,
А как увидят –
Разбегутся.

(Чувашская загадка. Ответ: дождь)

См. продолжение материала