Особенности мотивационной сферы подростков

Разделы: Профессия — педагог

Ключевые слова: психология подросткового возраста, подросток и школа, подростковый возраст


Подростковый возраст в жизни человека считается насыщенным множеством эмоций, поэтому, изучая особенности развития интеллекта у подростков, современная психология все чаще стала отдавать должное внимание исследованию эмоционального мышления в среде детей старшего и младшего школьного возраста.

Огромное влияние на особенность интеллекта современного среднестатистического подростка делает интернет и особенно социальные сети.

Благодаря этим нововведениям детям школьного возраста стало легко заводить новые контакты, предоставляющая как положительный, так и отрицательное влияние на интеллектуальный и эмоциональный уровень развития еще незрелой личности.

Благодаря повальному увлечению социальными сетями и игровой индустрией в характере школьников средней и старшей возрастной группы начинает преобладать такая опасная и деформирующая психику черта, как игровая и интернет-зависимость.

Но другая зависимость влияет на личностный рост подростков и притупляет не только умственную деятельность, но и эмоциональный и интеллектуальное развитие.

Многое, что вменяют подросткам в качестве обязанностей, неинтересное или не вдохновляющее. При этом взрослые не объясняют значимость этих занятий, а говорят: «Так надо», «Сказали – делай», «Потом поймешь», «В будущем пригодится». Ни одна из этих фраз не мотивирует. Тогда подросток вынужден действовать под страхом осуждения и наказания либо искать способы избежать этого.

Не всякое дело приятно, но можно найти методы сделать его таким: убираться под музыку, начать изучать нелюбимый предмет с талантливым педагогом (и тогда он может понравиться). Взрослым необходимо учить детей делать скучное интересным, а для этого нужно обладать данными навыками. Можно вместе с подростками строить смысловые цепочки: зачем это надо, что изменится, если этого не сделать? Порой не хочется заниматься какими‑то мелочами, но именно из них складывается большой и важный нам результат. В силу возраста подросток не всегда способен построить эту цепочку самостоятельно, и допустимо иногда делать это вместе со взрослым.

Подростки склонны уделять большое внимание друг другу – как бы учитель ни старался, в классе будет идти параллельная жизнь, вовлекающая ребят в свои процессы. Конфликты с одноклассниками, учителями и родителями, влюбленности, страхи, комплексы – это и многое другое захватывают внимание, отвлекая от важных вещей.

Современные игры и сериалы тоже увлекают подростков. Это допустимо, если ребенок поглощен ими в свободное время, но бывает, что подросток начинает пренебрегать учебой и своими обязанностями. Важно не ругать, а помочь посмотреть на ситуацию со стороны: что происходит, когда подросток погружается в игру, какую позицию он там занимает, какие результаты дает эта деятельность, почему она ему нравится? Важно, чтобы подросток сделал собственные выводы.

Самая эффективная мотивация – внутренняя, когда подросток осознает интерес и смысл занятия. Поэтому не эффективно мотивировать детей деньгами или дорогими вещами за выполнение обязанностей и хорошие оценки. В нормальном состоянии подростки живые, активные и очень небезразличные. По сравнению со взрослыми, детей намного проще вдохновить, но при условии, что взрослый участвующий в процессе увлечен и верите в то, что предлагаете. Большинство подростков – максималисты, следуют идеалам и принципам. Для них они часто важнее, чем практическая польза. Подростки с упоением и полной самоотдачей делают то, что любят и во что верят. Задача взрослых – помочь им полюбить себя и то, что сделает лучше их сегодняшний и завтрашний дни.