Негативные влияния гаджетов на детей школьного возраста на сегодняшний день имеют масштабы эпидемии. Существуют исследования, которые доказывают возникновение нарушение протекания психических процессов у детей, под влиянием чрезмерного использования цифровых средств. Внедрение электронных устройств в процесс воспитания и образования детей даже младшего дошкольного возраста в домашних условиях вызывает справедливое беспокойство медицинских работников и педагогов. Нередки случаи, когда ребенок в коляске по дороге на прогулку смотрит видео в телефоне мамы, или смотрит что-то в гаджете по дороге в детский сад. Подобная практика получает повсеместное распространение по ряду причин: дать телефон ребенку - это простой способ отвлечь его или успокоить, переключить внимание, или замотивировать сделать нужное родителям действие.
Однако, пролонгированные последствия такого способа решать проблемы, выливаются в серьезную цифровую зависимость, которая как правило, зарождаясь в дошкольном возрасте, приобретает характер устойчивой проблемы уже в школе.
Создание и реализация программы по пропаганде негативного влияния цифровых устройств требует от педагогов и Федеральная образовательная программа, и разработанные Государственным бюджетным учреждением города Москвы «Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы» «Недели профилактики».
Для повышения эффективности воздействия программа должна содержит:
- увлекательное интерактивное занятие для детей;
- план круглого стола для родителей “Цифровая гигиена у детей и взрослых”;
- информационные материалы для родителей.
Цель программы: профилактика негативного влияния цифровой среды на физическое и психическое здоровье детей и предотвращение цифровой зависимости в бедующем.
Задачи программы:
- проинформировать родителей о правилах безопасного использование цифровых технологий среди детей дошкольного возраста;
- развивать навыки цифровой гигиены у детей дошкольного возраста;
- проконсультировать родителей и воспитанников, диагностирующих компьютерную зависимость.
В результате реализации программы происходит повышение ответственного отношения среди родителей в пользовании электронными устройствами в процессе воспитания и ухода за детьми, сокращается общее время пребывания детей у экранов, снижается пагубное влияниее электронных устройств на физическое и психическое здоровье детей, улучшаются отношения в семье за счет снижения конфликтов из-за порядка использования гаджетов и снижения общей нервозности детей.
При подготовке занятия для детей мы считаем крайне важным выбрать такую форму воздействия, которая бы увлекает ребят. Поэтому мы решили дополнить формат беседы небольшой кукольной инсценировкой, герои которой протранслировали бы идеи цифровой безопасности, которые мы хотели бы вложить в детей.
Конспект занятия с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста на тему «Цифровая гигиена».
Цель занятия: привить ребятам правила безопасного использования цифровых средств.
Задачи занятия.
Образовательная:
- познакомить детей с историей потребления информации,
- обучить азам цифровой гигиены.
Воспитательная:
- воспитать ответственное отношение к своему здоровью.
Развивающая:
- способствовать развитию понимания о важности чувства меры в процессе взаимодействия с гаджетами.
Материалы и оборудование: ширма для кукольного театра, перчаточные куклы зайчика и медвежонка, страшная игрушка (символизирующая ночной кошмар), смартфон, дисковый телефон, книга, газета, «свиток».
План занятия
Педагог. Здравствуйте, ребята! Сейчас я вам расскажу, как раньше люди делились друг с другом новостями и важными сведениями. Когда-то давно в мире не было ни компьютеров, ни телевизоров, ни телефонов. И единственный способ передать друг другу что-то важное был один-рассказать из уст в уста!
Давайте поиграем в сломанный телефон!
Дети играют.
Еще существовали глашатаи на площадях (педагог показывает импровизированный свиток).
Потом появились газеты и книги (педагог показывает).
Потом появилось радио, потом телевидение, потом компьютеры и телефоны. Какие были раньше телефоны (показать картинку или аппарат, если есть). Может у кого-то дома еще сохранились такие аппараты.
Раньше по телефону можно было только звонить, сейчас смартфон это и телефон, и телевизор, и газета и многое другое.
Педагог. Ребята, почему вредно злоупотреблять смартфоном?
Дети:
- могут заболеть глазки,
- может заболеть голова,
- не сможешь заснуть,
- может быть плохое настроение,
- можно забыть о делах и опоздать и прочее.
А сейчас я покажу вам маленькую сказку о большом вреде просмотра страшных мультиков на ночь.
Основная часть. “Зайка и смартфон”
1 акт
Зайка сидит, играет с телефоном.
Приходит Мишка.
Мишка. Зайчик, пойдем погуляем!
Зайчик. Не могу, я занят.
Мишка. Чем ты занят?
Зайчик. ЭЭЭЭЭ, я новости читаю!
Мишка. Ну ладно.
Зайка (начинает плакать): У меня глазки болят! И головка!
Мишка: это потому, что ты слишком долго новости свои читал.
Зайка: Ну, пошли погуляем!
2 акт
Мишка. Зайка, пошли обедать!
Зайка. Ну пошли.
Зайка ест, но смотрит в телефон.
Мишка. Ну, ты хоть во время игры отложи свой телефон.
Зайка. Сейчас-сейчас! Еще 5 минут
Вдруг зайка подавился!
Мишка помогает ему выплюнуть кусок.
Мишка: Если параллельно с едой смотреть в телефон, то можно подавиться!
3 акт
Зайка. Я что-то утомился.
Ложится и продолжает смотреть в телефон.
Засыпает, начинает храпеть.
Большая игрушка изображает кошмар.
Большая игрушка. Басом говорит: Зайка, я тебя съем
Зайка с криком просыпается. Зовет мишку.
Зайка. Мишка, Мишка. Я боюсь. Мне приснился монстр. еще у меня голова болит и глазки слезятся
Мишка. Это потому, что ты все-время в телефоне сидел!
Зайка. Я не буду больше! Пойдем лучше погуляем!
Мишка. Пойдем!
Педагог. Ребята, чтобы глазки наши были всегда здоровые, нам надо делать зарядку для глаз!
Глазами смотрим вверх, потом вниз (5 раз).
Поморгаем быстро.
Влево-вправо.
По кругу по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
Заключительная часть
Педагог. Ребята, давайте проговорим, что делать, чтобы телефон не вредил?
Дети. Дделать перерывы, не играть долго, не играть перед сном, делать зарядку для глазок, потом идти гулять и прочее.
План круглого стола для родителей “Цифровая гигиена у детей и взрослых”.
- Представление Знакомство с участниками.
- Введение в тему, актуальность проблемы профилактики цифровой зависимости.
- О вреде чрезмерного использования гаджетов среди детей младшего школьного возраста.
- Обзор причин возникновения цифровой зависимости.
- Пути минимизации вредного влияния электронных устройств на физическое и психическое здоровье и социальные навыки у детей и взрослых.
- Методы борьбы с цифровой зависимостью у детей и взрослых: накопленный метод, адреса и контакты организаций, которые работают с данной проблемой.
- Приглашение к обмену опытом и открытому общению участников круглого стола.
Список литературы
- Данкли, Виктория Л. Положи телефон! 4-х недельный план, который поможет положить конец истерикам, повысить успеваемость и расширить кругозор ребенка/ - М.: Эксмо, 2023.