
Цель: обобщить знания учащихся о звуках и буквах русского языка.
Задачи:
- развитие познавательной активности и творческих способностей детей через поисковую деятельность;
- развитие умения работать в группах;
- воспитание у учащихся интереса к чтению; дружеское взаимоотношение в коллективе.
Учитель:
- Праздник начинается, гости улыбаются,
А дети постараются сегодня показать,
Всё чему учились, всё, к чему стремились,
Потому что много надо рассказать.
Чтобы отправиться в путешествие, нужно как следует размяться.
Разминка
(Танец-игра с ускорением)
Мы пойдём налево, мы пойдём направо,
Два раза повернёмся, потянемся. Проснёмся.
Попрыгаем на месте, шагнём вперёд все вместе,
Обратно, как пингвины, покатимся со льдины.
И руки поднимем. Опустим, поднимем,
Опустим, поднимем. Да! И друга обнимем
Учитель. - Начинаем своё путешествие.
1-й ученик:
Ель, топор, лопата, руки -
В каждом слове слышны звуки.
Звуки эти разные:
Гласные, согласные.
2-й ученик:
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В темном лесу звать и аукать
И в колыбельке сестренку баюкать.
Но не желают свистеть и ворчать.
3-й ученик:
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Мы - не буквы, мы звуки речи.
Изучает фонетика нас.
Мы - не буквы, мы звуки речи.
Произносят и слышат нас.
Учитель: - Как мы обозначали звуки, когда не знали буквы? (Карточками разных цветов)
- Угадайте слово по звукам: [к а р а н д а ш]
Соотнесение схемы с картинкой (схема к слову «школьник»)
Слова: школьник, ручка, учебник, карандаш, ранец, альбом, букварь, тетрадь.
- Как назвать предметы, одним словом?
Какой предмет лишний? Как ещё можно назвать школьника? (ученик)

Перед вами теремок.
И красив он, и высок.

Здесь жители прекрасные!
Гласные! Согласные!
Звонкие! Глухие!
Разные такие!Только буквы растерялись
И местами поменялись.
- Помогите буквам найти своё место.

Игра на внимание «Ловим только гласные»
Учитель:
- Со звуками нельзя шутить,
Вмиг могут слово изменить!
Послушайте стихи. Что неправильно? Исправьте.
Работа с паронимами
На поляне весной вырос зуб (дуб) молодой.
Мама с бочками (дочками) пошла
По дороге вдоль села.Закричал охотник «Ой!»
Двери (звери) гонятся за мной!Сидит на грядке крепко
Оранжевая кепка (репка).Лежит лентяй на раскладушке,
Грызёт, похрустывая пушки (сушки)
Учитель: - Мы с вами не будем лениться, пойдём дальше.
Учитель:
- Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит.
И называются все…(алфавит)
Повторяем алфавит с песней Р.Паулса и И.Резника
Загадки про буквы
-Учитель:
Два барашка-братца
Вышли пободаться.
Положи конец борьбе —
Преврати их в букву… (Ответ Б)Если букву потерять,
Гусь не сможет гоготать,
Гавкать пёс цепной не сможет.
Что за буква? Кто поможет? (Ответ Г)Енот жуёт, жуёт енот,
Ежевику он жуёт,
И на розовой стене
Он рисует букву … (Ответ: Е)Зебра, ты сестра лошадки?
Поиграй-ка с нами в прятки.
Спрячься где-нибудь, в лозе,
Говорим про букву… (Ответ: З)Лев — он лев, он царь зверей,
Потому, что всех смелей.
Примеряет лев шинель,
А шинель под буквой … (Ответ: Л)Попугайчик, попугай,
Папу с мамой не пугай.
Не ищи жучка в крупе,
А найди нам букву… (Ответ: П)
«Хи-хи-хи, да ха-ха-ха!» — так хохочет буква … (Ответ: Х)«Горячо как мне в свече!» — Причитает буква … (Ответ: Ч)
Он заносчивый и гордый, потому что самый твёрдый.
Яблочко растёт на ветке,
Его любят наши детки.
Яблочко люблю и я —
С ним запомню букву … (Ответ: Я)
Учитель: - А вы что знаете про буквы?
Дети читают стихи.
Зрительная гимнастика
Дети ищут среди букв, расположенных на стене, указанную учителем и называют её местоположение.
Учитель:
- Расскажу я вам, ребятки,
Как играли буквы в прятки
Собрались они в лесочке:
Кто попрятался за кочки,
Кто на дерево залез,
Кто ушёл подальше в лес.
Найди букву (Сюжетные картинки)

Игра «Зашумлённые буквы»

Игра «Половинки»

Игра «Волшебный мешочек»

Учитель: - Молодцы, ребята, справились со всеми моими заданиями. Буквы вы знаете отлично! А наше путешествие продолжается.
Ученик:
- Дружат гласные с согласной,-
Составляют вместе слог.
«Ма» и «ма», а вместе «мама»
К нам явились на урок.- В Буквограде яблонька есть.
Спелых яблочек на яблоньке несчесть.
Чтобы яблочки сорвать,
Нужно слово отгадать.
Слова: азбука, грамота, алфавит.

Учитель: Сейчас мы проверим, как вы умеете находить слоги. Для выполнения этого задания надо из слогов составить слова.
Учитель: Молодцы! И с этим заданием вы справились!
Работа с омографами
Учитель: - Наше путешествие продолжается. Мы приближаемся к ещё одной волшебной яблоньке. Прочтите надпись на кроне дерева.

Учитель: - Что такое ударение?

- Соберем яблочки, если правильно поставим ударение в словах.
Ученик:
- На листья делится листва,
На слоги делятся слова.
Мы в слове слог ударный
Найдем элементарно.
А когда его найдем,
Громче всех произнесем.

Учитель: - Эти слова называются омографами - одинаковые по написанию, но разные по звучанию и значению.
Мы справились с этим заданием. Отправляемся дальше.
Работа с деформированным предложением
«Собери и объясни пословицу»
Азбука - | к мудрости |
ступенька. |
Без терпенья |
нет |
уменья. |
Человек |
славен |
умом. |
Грамота |
второй |
язык. |
Без муки |
нет |
и науки |
Учить - |
ум |
точить. |
Знания - |
твои |
друзья. |
Чтение - |
лучшее |
учение. |
Молодцы, ребята. И с этим заданием вы справились успешно. Наше путешествие сегодня заканчивается.
Рефлексия

Учитель: - Спасибо, ребята, за старание и умения, а зрители за внимание и терпение. До новых встреч, друзья!