Квест "Путешествие по Буквограду"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цель: обобщить знания учащихся о звуках и буквах русского языка.

Задачи:

  • развитие познавательной активности и творческих способностей детей через поисковую деятельность;
  • развитие умения работать в группах;
  • воспитание у учащихся интереса к чтению; дружеское взаимоотношение в коллективе.

Учитель:

- Праздник начинается, гости улыбаются,
А дети постараются сегодня показать,
Всё чему учились, всё, к чему стремились,
Потому что много надо рассказать.

Чтобы отправиться в путешествие, нужно как следует размяться.

Разминка

(Танец-игра с ускорением)

Мы пойдём налево, мы пойдём направо,
Два раза повернёмся, потянемся. Проснёмся.
Попрыгаем на месте, шагнём вперёд все вместе,
Обратно, как пингвины, покатимся со льдины.
И руки поднимем. Опустим, поднимем,
Опустим, поднимем. Да! И друга обнимем

Учитель. - Начинаем своё путешествие.

1-й ученик:

Ель, топор, лопата, руки -
В каждом слове слышны звуки.
Звуки эти разные:
Гласные, согласные.

2-й ученик:

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В темном лесу звать и аукать
И в колыбельке сестренку баюкать.
Но не желают свистеть и ворчать.

3-й ученик:

А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Мы - не буквы, мы звуки речи.
Изучает фонетика нас.
Мы - не буквы, мы звуки речи.
Произносят и слышат нас.

Учитель: - Как мы обозначали звуки, когда не знали буквы? (Карточками разных цветов)

- Угадайте слово по звукам: [к а р а н д а ш]

Соотнесение схемы с картинкой (схема к слову «школьник»)

Слова: школьник, ручка, учебник, карандаш, ранец, альбом, букварь, тетрадь.

- Как назвать предметы, одним словом?

Какой предмет лишний? Как ещё можно назвать школьника? (ученик)

Перед вами теремок.
И красив он, и высок.

Здесь жители прекрасные!
Гласные! Согласные!
Звонкие! Глухие!
Разные такие!

Только буквы растерялись
И местами поменялись.

- Помогите буквам найти своё место.

Игра на внимание «Ловим только гласные»

Учитель:

- Со звуками нельзя шутить,
Вмиг могут слово изменить!

Послушайте стихи. Что неправильно? Исправьте.

Работа с паронимами

На поляне весной вырос зуб (дуб) молодой.

Мама с бочками (дочками) пошла
По дороге вдоль села.

Закричал охотник «Ой!»
Двери (звери) гонятся за мной!

Сидит на грядке крепко
Оранжевая кепка (репка).

Лежит лентяй на раскладушке,
Грызёт, похрустывая пушки (сушки)

Учитель: - Мы с вами не будем лениться, пойдём дальше.

Учитель:

- Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит.
И называются все…(алфавит)

Повторяем алфавит с песней Р.Паулса и И.Резника

Загадки про буквы

-Учитель:

Два барашка-братца
Вышли пободаться.
Положи конец борьбе —
Преврати их в букву… (Ответ Б)

Если букву потерять,
Гусь не сможет гоготать,
Гавкать пёс цепной не сможет.
Что за буква? Кто поможет? (Ответ Г)

Енот жуёт, жуёт енот,
Ежевику он жуёт,
И на розовой стене
Он рисует букву … (Ответ: Е)

Зебра, ты сестра лошадки?
Поиграй-ка с нами в прятки.
Спрячься где-нибудь, в лозе,
Говорим про букву… (Ответ: З)

Лев — он лев, он царь зверей,
Потому, что всех смелей.
Примеряет лев шинель,
А шинель под буквой … (Ответ: Л)

Попугайчик, попугай,
Папу с мамой не пугай.
Не ищи жучка в крупе,
А найди нам букву… (Ответ: П)

«Хи-хи-хи, да ха-ха-ха!» — так хохочет буква … (Ответ: Х)

«Горячо как мне в свече!» — Причитает буква … (Ответ: Ч)

Он заносчивый и гордый, потому что самый твёрдый.

Яблочко растёт на ветке,
Его любят наши детки.
Яблочко люблю и я —
С ним запомню букву … (Ответ: Я)

Учитель: - А вы что знаете про буквы?

Дети читают стихи.

Зрительная гимнастика

Дети ищут среди букв, расположенных на стене, указанную учителем и называют её местоположение.

Учитель:

- Расскажу я вам, ребятки,
Как играли буквы в прятки
Собрались они в лесочке:
Кто попрятался за кочки,
Кто на дерево залез,
Кто ушёл подальше в лес.

Найди букву (Сюжетные картинки)

Игра «Зашумлённые буквы»

Игра «Половинки»

Игра «Волшебный мешочек»

Учитель: - Молодцы, ребята, справились со всеми моими заданиями. Буквы вы знаете отлично! А наше путешествие продолжается.

Ученик:

- Дружат гласные с согласной,-
Составляют вместе слог.
«Ма» и «ма», а вместе «мама»
К нам явились на урок.

- В Буквограде яблонька есть.
Спелых яблочек на яблоньке несчесть.
Чтобы яблочки сорвать,
Нужно слово отгадать.

Слова: азбука, грамота, алфавит.

Учитель: Сейчас мы проверим, как вы умеете находить слоги. Для выполнения этого задания надо из слогов составить слова.

Учитель: Молодцы! И с этим заданием вы справились!

Работа с омографами

Учитель: - Наше путешествие продолжается. Мы приближаемся к ещё одной волшебной яблоньке. Прочтите надпись на кроне дерева.

Учитель: - Что такое ударение?

- Соберем яблочки, если правильно поставим ударение в словах.

Ученик:

- На листья делится листва,
На слоги делятся слова.
Мы в слове слог ударный
Найдем элементарно.
А когда его найдем,
Громче всех произнесем.

Учитель: - Эти слова называются омографами - одинаковые по написанию, но разные по звучанию и значению.

Мы справились с этим заданием. Отправляемся дальше.

Работа с деформированным предложением

«Собери и объясни пословицу»

Азбука -

к мудрости

ступенька.

Без терпенья

нет

уменья.

Человек

славен

умом.

Грамота

второй

язык.

Без муки

нет

и науки

Учить -

ум

точить.

Знания -

твои

друзья.

Чтение -

лучшее

учение.

Молодцы, ребята. И с этим заданием вы справились успешно. Наше путешествие сегодня заканчивается.

Рефлексия

Учитель: - Спасибо, ребята, за старание и умения, а зрители за внимание и терпение. До новых встреч, друзья!