Основные формы и методы профилактической работы классного руководителя во внеурочной деятельности

Разделы: Социальная педагогика


Проблема помощи детям и подросткам с отклонениями в поведении обозначена в нашем обществе особенно остро (в последнее время наблюдается повышенная агрессия, хамство, наглость, цинизм). Сегодня каждое одиннадцатое преступление совершает подросток. К сожалению, факторов, негативно влияющих на развитие и поведение детей и подростков, как внешних, так и внутренних, много.

«Профилактика» - это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям несовершеннолетних.

Основная задача классного руководителя – скоординировать все воспитательные влияния на обучающихся в целях развития личности посредством включения их в многообразные виды деятельности и взаимоотношений.

Поэтому одной из важных целей работы классного руководителя является профилактика и оказание своевременной и квалифицированной помощи детям, подросткам и (или) их семьям, попавшим в сложные социальные, семейные, педагогические и прочие ситуации.

В начале каждого учебного года классный руководитель ставит перед собой следующие задачи:

  • создать условия, способствующие социальной адаптации обучающихся;
  • оказать помощь в достижении позитивного разрешения проблем;
  • сформировать у обучающихся позитивные ценностные отношения к обществу, учебе, труду, людям, самому себе, общественным нормам и законам;
  • оказать семье обучающегося квалифицированную педагогическую помощь в воспитании.

Все эти задачи классный руководитель реализует с помощью следующих методов и форм: беседа, наблюдение, тестирование, анкетирование, анализ, консультирование, индивидуальная работа, групповая работа, диагностика.

В классном коллективе создаются условия нормального воспитания и развития личности обучающегося.

Работа классного руководителя по правовому воспитанию и профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних должна носить систематический характер. Работа ведется в соответствии с планом воспитательной работы и согласно плану мероприятий по предупреждению правонарушений среди трудновоспитуемых несовершеннолетних по следующим направлениям: профилактическая работа (индивидуальная работа, вовлечение обучающихся в классные и общешкольные мероприятия, классные часы, профилактические инструктажи, рейды по месту жительства), организация досуговой деятельности, работа с родителями, правовой всеобуч, организация каникул.

В начале каждого учебного года классный руководитель формирует социальный паспорт класса. Выявляются обучающиеся и семьи, находящиеся в социально-опасном положении, с целью оказания последующей помощи. Классные руководители 1, 5, 10 классов посещают семьи обучающихся с целью ознакомления с социально-бытовыми условиями проживания семей, составляю акты ЖБУ (все классные руководители предоставили акты ЖБУ).

К основным формам профилактики правонарушений обучающихся относятся:

1. Ликвидация пробелов в знаниях обучающихся является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения.

Регулярный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и информирование родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с неуспевающими обучающимися, организовать помощь учителей-предметников. Классный руководитель совместно с учителями предметниками осуществляет контроль за подготовкой обучающихся к учебным занятиям, проверяет наличие школьных принадлежностей, выполнение домашних заданий, наличие дневника и его ведение.

2. Борьба с пропусками занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.

Классный руководитель ведет ежедневный контроль посещаемости уроков, учет пропусков обучающимися занятий по уважительной или без уважительной причины. В случае пропуска занятий обучающимися в соответствии с ст.9 Закона Иркутской области № 7 – ОЗ от 05.03.2010, родители, законные представители в течение 3 часов должны проинформировать классного руководителя о причинах отсутствия ребенка. Если этого не происходит, классный руководитель принимает меры по уведомлению родителей и выяснению причин неявки. Если причина неявки ребенка неуважительная классный руководитель информирует социального педагога, который в свою очередь направляет уведомление в КДН и ЗП Правобережного района. Обучающиеся должны быть уверен в том, что вопрос посещаемости – на постоянном серьёзном контроле классного руководителя, что-либо скрыть или обмануть просто невозможно, что между родителями и классным руководителем налажен тесный контакт, что всё тайное обязательно станет явным.

3. Организация досуга обучающихся, широкое вовлечение обучающихся в занятия спортом, художественное творчество, работу объединений - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.

Классный руководитель принимает меры по организации внеурочной занятости обучающихся. С этой целью в том числе широко используются возможности образовательной организации. Привлечение обучающихся к участию в мероприятиях и конкурсах различного уровня не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов, помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в школе, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение. Особое внимание необходимо уделять обучающимся «группы риска».

4. Пропаганда здорового образа жизни является мощным фактором формирования законопослушного поведения обучающихся. Классный руководитель организует и проводит мероприятия по формированию ответственного отношения обучающихся к своему здоровью, формирует понимание обучающихся о необходимости регулярных занятий физической культурой и спортом, отказа от вредных привычек.

К проведению мероприятий по формированию здорового образа жизни, профилактике вредных привычек привлекаются не только специалисты системы профилактики, социальные педагоги, педагоги-психологи. Классные руководители также проводят профилактические мероприятия, широко используется детский потенциал.

Проводятся беседы о вреде никотиносодержащей продукции, алкоголя, наркотических веществ.

Классные часы:

  • «Движение – это жизнь»;
  • «Умеем ли мы быть здоровыми?»;
  • «Спортивная энциклопедия»;
  • «Мы за здоровый образ жизни»;
  • «Красота тела и физическая культура»;
  • «Курить или жить»;
  • «Безвреден ли алкоголь».

5. Правовое воспитание

Широкая пропаганда среди обучающихся, их родителей (законных представителей) правовых знаний - необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Классный руководитель проводит беседы на классных часах, родительских собраниях, разъясняет о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, о характерных для подростковой среды видах преступлений, дается понятие об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних и их родителей, формируется мотивация на ответственное поведение. К такой работе классный руководитель может привлекать социальных педагогов, специалистов системы профилактики города.

Темы для классных часов и родительских собраний:

  • «Права и обязанности школьника»;
  • «Мы и улица, наши интересы»;
  • «Знай свои права, но не забывай про свои обязанности»;
  • «Почему подросток совершает преступление»;
  • «Преступления и его последствия»;
  • «Административная и уголовная ответственность».

6. Работа с родителями.

Работа по выявлению обучающихся и семей, находящихся в социально-опасном положении, строится планово. При выявлении негативных фактов классный руководитель посещает семью по месту жительства, знакомится с жилищными условиями обучающихся, проводит беседу с родителями, взрослыми членами семьи, составляет акт обследования жилищных условий, выявляет положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями, информирует социальных педагогов. Часто возникает необходимость приглашения родителей в учебное учреждение.

При проведении беседы с родителями важно установить доверительные отношения между родителями и педагогом; формировать у родителей чувство уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании. Классный руководитель ведет работу по пропаганде педагогических знаний среди родителей, проводит консультации и лекции по воспитанию обучающихся согласно их возрастным особенностям:

  • консультации «Возрастные особенности детей», «Интересы моего ребёнка. Как выбрать кружок»;
  • индивидуальные беседы «Как преодолеть трудности в обучении. Родительская помощь» «Почему ребенок не хочет учиться»;
  • родительские собрания «Ваш ребенок стал подростком. Проблемы воспитания», «Права и обязанности ребёнка в школе и семье».
  • мини - лекции «Как научить сына или дочь говорить «нет»», «Семья – здоровый стиль жизни», «Вредные привычки ребёнка. Как им противостоять», «Увлечения и интересы ребёнка».

Все эти мероприятия направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей.

7. Проведение индивидуальной профилактической работы. Одним из важнейших направлений профилактической деятельности является выявление, постановка на внутришкольный контроль обучающихся с асоциальным поведением и разработка для них индивидуальных планов профилактической работы. В данном направлении классный руководитель тесно сотрудничает с социальными педагогами, педагогами-психологами. Классный руководитель включает в план ИПР мероприятия по направлениям деятельности перечисленным выше. Классный руководитель проводит профилактические мероприятия в соответствии с ИПР и своевременно вносит отметку о выполнении в карту сопровождения классного руководителя. 1 раз в четверть предоставляет отчет о проведенной работе, табель успеваемости обучающегося «группы риска», копии инструктажей, копии наградных документов (если есть), обновляются характеризующие материалы.

Профилактическая работа с обучающимися – это процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Классный руководитель должен быть в курсе происходящего в классе.