Программное содержание:
- Закрепить знания детей о том, что без хлеба не могут обходиться люди, что хлеб – это важный и ценный продукт питания.
- Расширить представления детей о том, как много надо затратить труда, чтобы хлеб ежедневно был на нашем столе.
- Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу, а также к труду людей, которые его вырастили.
- Закрепить названия профессий людей, которые занимаются выращиванием хлеба.
- Познакомить детей с зерновыми культурами: овёс, рожь, пшеница, а также с новыми словами и объяснить их значение: зернохранилище (элеватор), хлебозавод, мукомольный завод, хлебобулочные изделия.
- Способствовать развитию речи детей, обогащать их активный словарь.
- Развивать логическое мышление.
Предварительная работа
- Рассматривание иллюстраций и картинок о хлебе, труд земледельцев, хлеборобов.
- Чтение рассказов и стихов: А.Мусатова «Как хлеб на стол пришел», С.Шуртакова «Как зерно упало в землю», А.Некрасова « Нива», Э.Шима «Хлеб растёт», К.Ушинского «Хлеб», И.Ревю «Ароматный хлеб».
Материал: Колосья пшеницы, зерна пшеницы, пшеничная мука, тесто, каравай, трубочки для сока, иллюстрации сельскохозяйственной техники, посева зерновых, сбора урожая, мельницы, пекарни, зерновых культур, хлебобулочных изделий.
Словарь: Каравай, пшеничный хлеб, ржаной хлеб, комбайн, комбайнер, трактор, тракторист, элеватор, зернохранилище, хлебозавод, пекарь, зерно, тесто, хлебобулочные изделия.
В: Ребята, чтобы узнать тему нашего сегодняшнего занятия, вам нужно отгадать загадку, слушайте внимательно:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет. (Хлеб)
В: А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб?
Воспитатель выслушивает ответы детей и показывает им каравай.
В: О хлебе мы сегодня и будем говорить на занятии и о том, как много людей потрудились, чтобы мы каждый день видели на нашем столе вкусный и свежий хлеб. Представляете, чтобы испечь этот каравай или одну буханку хлеба, надо вырастить, собрать и смолоть 15 000 вот таких маленьких зернышек. Посмотрите, какие они мелкие.
Это маленькое зернышко проделали очень длинный путь, чтобы порадовать нас таким вкусным и незаменимым продуктом, как хлеб.
Ребята, как вы думаете, откуда зернышко начинает своё путешествие?
Путешествие зернышко начинает с поля. Но первыми в поле появляются трактора, которые вспахивают землю, готовят её к посеву. А кто же управляет тракторами?
Тракторами управляют трактористы. Давайте вместе поговорим это слово: трак-то-рис-ты.
Когда земля в поле готова, можно сеять зерно.
И вот сидит наше зернышко в земле; пригревает его солнце; дождик поливает. Зернышки начинают прорастать и превращаются в такие колоски (дети рассматривают пшеничные колоски).
В: Поле такое огромное; колоски все разные.
Давайте немного поиграем: я буду говорить, какие выросли колоски, а вы будете подбирать слово, противоположное по значению:
Одни колоски – высокие, а другие……
большие, а………
яркие, а…...
толстые, а ………
светлые, а ………..
В: Ребята, это колоски пшеницы, значит поле с такими колосьями мы назовем пшеничным (пшеничное поле). А если в поле вырос овес, тогда как это поле называется? (овсяное поле). Как называется поле, где растет кукуруза? (кукурузное поле;) рожь? (ржаное поле).
Ну вот и настало время собирать урожай. В поле выходят специальные машины, которые называются комбайны. Люди, которые ими управляют, называются комбайнеры.
Комбайн срезает колоски и обмолачивает их, то есть отделяет зерно от стебля. Посмотрите, ребята, какие интересные стебли у колосков (рассматриваем колоски пшеницы). Они называются соломой. Внутри стебель пустой. А как мы можем это с вами проверить?
Правильно – подуть. Если мы подуем через соломинку в воду, то увидим пузырьки. Это через соломинку выходит воздух, значит, внутри она пустая и похожа на трубочку, через которую вы пьете сок. Поэтому ее часто называют соломинкой. Теперь понятно, откуда пришло это слово.
Физминутка
К Жене гости прибежали (пальцы одной руки «идут» по другой руке),
Все друг другу руки жали (рукопожатия двумя руками),
- Здравствуй, Жора, здравствуй Жанна, рад Сережа и Снежана («здороваются» по-очереди указательные, средние и безымянные пальцы).
- Не хотите ль пирожок? (ладошки кладем друг на друга)
- Или коржик? (показываем прямые ладошки)
- Иль рожок? (ладошками имитируем «рожок»)
- Вот драже вам на ладошку (указательным пальцем одной руки стучим по ладошке другой руки)
Всё берите понемножку (щипаем ладошку),
С ручек все стряхнули крошки (проводим поочередно по каждой ладошке),
И похлопали в ладошки (хлопаем в ладошки).
В: Комбайны собрали с поля много зерна. Теперь его нужно высушить и отвезти в большие зернохранилища. ЗЕРНОХРАНИЛИЩЕ – какие два слова здесь спрятались? (ЗЕРНО и ХРАНИТЬ). Зернохранилище по-другому называют элеватор. На элеваторе зерно не только хранят, но и проветривают, сушат, чтобы оно не отсырело. Ведь следующий урожай будет только через год.
Итак, собрали с поля зерно, подсушили. Наверное, теперь можно и хлеб испечь? Теперь зерно надо размолоть в муку. Для этого его отвозят на мельницу или мукомольный завод. Зерно размололи, мука готова (рассматриваем пшеничную муку). Теперь ее можно везти в пекарни и на хлебозаводы, где пекари из муки приготовят тесто (рассматриваем тесто).
А как вы думаете, что могут пекари испечь из теста? (хлеб, батон, булки, сушки, баранки, ватрушки, караваи, пироги и т.д.). Как назвать все, что мы перечислили, одним словом?
ХЛЕБОБУЛОЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ – снова длинное слово, в котором спрятались два более коротких.
Вот и мы с вами на следующем занятии будем из нашего теста готовить хлебобулочные изделия как настоящие пекари.
А сейчас давайте проверим, хорошо ли вы запомнили, какой путь проделывает маленькой зернышко, чтобы оказаться на нашем столе в виде ароматного хлеба.
Перед вами листы, на которых изображены картинки с этапами производства хлеба и цифры. Вам надо установить последовательность: что было сначала, а что потом. Для этого необходимо картинку соединить с нужной цифрой: первую, что было в начале, с цифрой 1, вторую – с цифрой 2 и т.д. Приступаем, а потом проверим.
Кто хочет рассказать, опираясь на картинку о путешествии зернышка?
…..и вот хлеб оказался на нашем столе. Ребята, давайте подумаем и скажем, какой хлеб? (свежий, черный, белый, ароматный, вкусный и т.д.)
Сегодня мы с вами говорили о том, как много людей трудится, чтобы каждый день хлеб был на нашем столе. Раньше хлеб считался главным блюдом, без него не садились за стол. Говорили: «Без хлеба – нет обеда», «Хлеб – всему голова». Считалось, что, если в доме есть хлеб, то голод не страшен. Поэтому, ребята, берегите хлеб, помните, какой непростой путь проделывает маленькое пшеничное или ржаное зернышко.