Цель: снятие эмоционального напряжения, формирование умений и навыков по сохранению и укреплению психического здоровья педагогов через овладение ими способами психической саморегуляции и активизацию коллективных, личностных ресурсов.
Задачи:
- ознакомить участников тренинга с некоторыми приемами психологической саморегуляции;
- совершенствовать развитие личностных и коллективных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию;
- освоить на практике метод рефрейминга;
Ознакомление участников с целью и задачами тренинга
Принятие групповых норм и правил
Упражнение – разминка «Ранжир», или «Шифровка» (ресурс имени). Небольшая интеллектуальная задачка, которая поможет участникам сконцентрироваться. Тренер сообщает: «Сегодня утром мои агенты перехватили шифровку конкурентов. В ней имена всех ныне собравшихся. Единственное, что мы знаем, это то, что каждое имя – послание, а тема письма – сильные стороны нашей команды в лице наших сотрудников. Агенты смогли расшифровать подпись – БУЙВОЛ. Ваша задача - разгадать остальную шифровку». Каждый участник расшифровывает своё имя так, чтобы получились предложение, описывающее его лучшие стороны. Это займет 5-7 минут. Тем, кто не справится с шифровкой самостоятельно, помогает вся группа.
Упражнения для выявления и устранения зажимов
Чтобы педагог смотрелся в образовательной среде гармонично, ему необходимо развивать свой телесный аппарат, избавляться от зажимов. Наша профессия связана с взаимодействием с людьми и нам важно эффективное общение с коллегами, детьми и родителями, комфортное состояние, когда мы находимся в центре внимания, при выступлении на публике. А также когда нужно произвести хорошее впечатление на противоположный пол. Ответ: конечно да! В такие моменты конечно не место таким проявлениям как бурчание себе под нос, переминание с ноги на ногу, мокрые ладошки, прятанье глаз. Сейчас уже ни для кого не секрет, что существует язык тела, многие читали об этом и изучали основные признаки неуверенного в себе человека. Мы можем говорить одно, а язык тела выдает нас, если мы неспособны подчинить его себе.
Давайте разберемся, что это вообще такое, и как наличие телесных зажимов отражается в целом на нашем самочувствии, а также, при взаимодействии с людьми.
Зажимы, или по-другому мышечные напряжения, порождают психологические зажимы, а также, как следствие, могут быть причиной двигательного или эмоционального ступора. Распознать зажим бывает не так-то просто, человек может описывать его как усталость, недомогание, может приводить к длительным стрессам.
Причина усиления мышечного напряжения у взрослых – постоянное умственное и эмоциональное напряжение.
Целезатравленность — состояние современного человека. Навязанные идеалы материального благополучия и комфорта, условия их достижения, ориентация на конечный результат, а не на жизнь в настоящий момент — держат людей в постоянном напряжении.
Отсюда мышечные зажимы → спазм кровеносных сосудов → гипертония, остеохондроз, язвенная болезнь и т.д. и т.п. Всё остальное — причины вторичные.
Есть несколько телесно-ориентированных упражнений для выявления этих самых зажимов и их устранения.
НАПРЯЖЕНИЕ – РАССЛАБЛЕНИЕ
Упражнение, при помощи которого можно познакомиться с простейшими мышечными зажимами. Встаньте прямо и сосредоточьте внимание на правой руке, напрягите ее до предела. Через несколько секунд напряжение сбросьте, руку расслабьте. Проделайте аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей (после выполнения упражнения сделать акцент на то, что его можно выполнять где удобно и когда удобно, но не стоит этого делать на приеме у Главы).
- Контролировать напряжение в мышцах можно при помощи упражнения ПЕРЕКАТ НАПРЯЖЕНИЯ.
Сначала напрягите до предела правую руку. Постепенно расслабляя ее, полностью переведите напряжение на левую руку. Затем, постепенно расслабляя ее, постарайтесь полностью перевести напряжение в левую ногу, правую ногу, поясницу и т.д. Четко отлеживайте каждое действие. Пусть ваше внимание будет только в теле, не отвлекайтесь.
- «Задержка дыхания».
За 3-5 минут, потраченных на психотехнические упражнения, педагог может снять усталость, стабилизироваться, почувствовать уверенность в себе. Как рабочий, который после трудового дня в горячем цеху принимает душ, так и педагог, выполняя на работе и после работы специальные психотехнические упражнения, прибегает к методу “психологического душа”, очищающего его психику.
Приемы саморегуляции
Управление дыханием - это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга.
- Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации.
- Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.
- Успокаивающим - будет такое дыхание, при котором выдох в два раза длиннее вдоха. Его полезно использовать, когда надо погасить избыточное возбуждение, например, если необходимо снять напряжение во время стресса или просто расслабиться перед сном.
- Мобилизующим - эффектом обладает дыхание, когда после вдоха выдох наступает не сразу. Оно помогает преодолеть вялость и сонливость при утомлении, способствует быстрому переходу от сна к бодрствованию, активизирует внимание.
Ведущий обращается к группе: «Сейчас я вам покажу несколько дыхательных упражнений с помощью которых можно регулировать свое эмоциональное состояние при стрессе».
Рефрейминг
Дальнейшее наше общение я хотела бы продолжить историей:
Приходит как-то Лиса к Зайцу и просит написать характеристику на Осла. Тот недолго думая пишет: «Туп и упрям».
– Но это же характеристика на повышение, – возмущается Лиса.
– А, ну тогда: «Устойчив в своих убеждениях и упорен в достижении целей».
История является примером психологического приема – рефрейминга, который помогает по-новому посмотреть на ситуацию и изменить отношение к ней. Технология Рефрейминга была разработана Р.Бендлером и Дж.Гриндером в 80-х гг. Сторонники НЛП описывают рефрейминг как принцип, что «в любой ситуации есть позитивный ресурс». Во-первых, вы всегда можете переоценить собственные поступки. Во-вторых, вы можете задавать ту оценку событий, которая вам кажется полезной и правильной.
Упражнение «Похвали себя и соседей справа, слева»
Упражнение «Калоша счастья»
Ведущий обращается к группе: «Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача - надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста».
Руководитель отчитал вас за плохо выполненную работу.
Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок.
В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.
Вам дали дополнительную работу.
Есть возможность попробовать свои силы в работе.
Это хорошая возможность освоить новые методы работы.
На работе задержали зарплату.
Можно сэкономить на чем-то.
Можно теперь сесть на диету.
По дороге на работу вы сломали каблук.
Хороший повод купить новые сапоги.
Вы не защитили контрольную работу на курсах повышения квалификации.
Хорошая возможность проанализировать, какой материал дети недостаточно хорошо усвоили.
Вы внезапно заболели.
Хороший повод отдохнуть.
Заняться наконец-то своим здоровьем.
Обсуждение в кругу
Упражнение «Констатирование»
Когда мы оцениваем любое дело или событие, мы используем интерпретации. На самом деле или событии не написано, как нужно его оценивать: хорошее или плохое, скучное или интересное, простое или сложное.
Все интерпретации – наши собственные, мы как директор склада можем повесить на любое дело или событие любую интерпретацию.
Любому делу или событию – любую интерпретацию
Есть один момент – за годы жизни у нас сложилась привычная система интерпретаций – на складе практически все дела и события уже помечены своими стикерами. Наша задача – снять эти стикеры, чтобы они не отвлекали. Сделать это предельно просто, как только перед вами появляется любое дело или событие – ловким движением срываете стикер и называете это дело или событие так, как оно есть на самом деле.
Просто констатируете факты, без интерпретаций.
Например, вам предстоит звонок по работе. Старая интерпретация: придётся звонить сложному клиенту, не хочется.
Снимаем старый стикер, говорим факты.
Моя задача: нажать кнопки телефона, дождаться ответа человеческого голоса, произносить слова, получать слова в ответ, говорить слова снова. Цель, чтобы слова собеседника были близкие по смыслу к: «Да, согласен, я пришлю вам описание товара».
В такой формулировке нигде нет понятия «сложно», «трудно», «не хочется».
Если вам предстоит написать статью, вы говорите: «Мне нужно нажимать на клавиши, чтобы в документе появлялись символы и символы в сумме должны выражать такой-то смысл».
Убирайте любые интерпретации, вы можете во всём происходящем видеть только факты.
Как понять, что упражнение отработано:
У вас исчезают автоматические интерпретации по поводу того, что происходит вокруг. Новое дело сразу раскладывается на конкретные факты, это есть, этого нет, это надо сделать, такой критерий результата. После этого у вас появляется мысль – а как мне это дело проинтерпретировать и вы выбираете интерпретацию – сами, такую, которая вам нравится и которая будет полезной.
Обсуждение в кругу
Упражнение «Ассоциации на спине»
Обсуждение по кругу
Рефлексия
Участники тренинга делятся на мини группы и за пять минут должны придумать максимум прилагательных-определений, которые подходят к пройденному тренингу.
Оценка своей работы на тренинге с помощью ладони
- 5 пальцев - отлично
- 4 пальцев - хорошо
- 3 пальца - нормально
Используемая литература
- Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. М., 2001.
- Зайцев Г.К. Твоё здоровье. Релаксация психики. СПб., 2000.
- Морева Н. А. Тренинг педагогического общения. Практическое пособие. М. 2009.
- Клюева Н.В, Кряжева Н.Л. Снимаем псиэмоциональное напряжение // Управление ДОУ. 2003. №5.
- Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы. СПб., 200.