Формирование навыков проектной и исследовательской деятельности на уроках труда (технологии)

Разделы: Технология, Общепедагогические технологии


ХХI век потребовал качественного изменения содержания образования, которое направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности. Задача современной школы и каждого педагога – создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться, развить свои способности и творческий потенциал.

В условиях стремительных изменений в обществе и образовательной среде перед школами стоит задача подготовки учеников к эффективной социальной активности. Одним из способов достижения этой цели является проектно-исследовательская деятельность, которая позволяет школьникам не только осваивать новый материал, но и активно взаимодействовать с окружающим миром, формируя при этом ключевые компетенции. Проектно- исследовательская деятельность позволяет учащимся развивать критическое мышление, креативность и способность к самостоятельному решению проблем. Уроки технологии, как связующее звено между практической и теоретической подготовкой, создают благоприятные условия для внедрения этих навыков.

Цель статьи — рассмотреть теоретические и практические подходы к формированию навыков проектной и исследовательской деятельности у учащихся на уроках технологии, а также определить эффективные методы и подходы к их реализации.

Задачи:

  • Определить понятие проектной и исследовательской деятельности в контексте учебного процесса.
  • Выявить основные методы, способствующие развитию проектных и исследовательских навыков у школьников.
  • Проанализировать авторские идеи и педагогические практики, направленные на формирование данных навыков.
  • Предложить рекомендации по внедрению проектной и исследовательской деятельности на уроках технологии.

Современная школа нацелена на воспитание и формирование универсальных знаний, умений и навыков, которые помогут обучающимся в их дальнейшей жизни быть социально защищенными, добиться высокого качества жизни. Социальная гибкость и мобильность являются результатом умений планирования, моделирования и проектирования их жизни. Для достижения данной цели в современной педагогике существует множество инновационных методик, одной из которых является проектная.

Проектная и исследовательская деятельность обучающихся является все более актуальной. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственной деятельности обучающихся.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, обучающийся учится самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.

Формирование у школьников основ проектной деятельности, элементов проектной культуры является одной из актуальных задач современного этапа развития образовательной системы, выражающейся в многочисленных попытках ее совершенствования. Современная система образования ориентирует педагога не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения на основе самостоятельной деятельности обучающихся (воспитанников), доводя ее до уровня проектной и исследовательской работы, которая выходит за рамки учебной программы. Правда, зачастую учитель проводит тождество между этими понятиями.

1. Понятие проектной и исследовательской деятельности

В литературе нередко понятия «исследовательская деятельность» и «проектная деятельность», «исследовательский метод обучения» и «метод проектов» используются как синонимы, хотя между ними имеется существенная разница. (2) Понимание их истинного смысла, а также выяснение сходства и различий представляется принципиально важной задачей с точки зрения образовательной практики. В этой связи необходимо уточнение содержания понятий «проект» и «исследование» в контексте их преломления в образовательном пространстве.

Сегодня метод проектов вновь используется, но уже в обновленном виде. Основная задача учителей состоит в том, чтобы помочь проектам занять надлежащее место в школьной практике обучения. Именно осмысление и применение этого метода в новой социально-культурной ситуации в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития позволяет говорить о школьном проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.

Обращаясь к сравнению понятий «исследование» и «проектирование», следует отметить, что оба они имеют отношение к мыслительной деятельности: проектирование – к ее началу; исследование – к ее осуществлению. Проектирование связано с реализацией замысла; исследование – с поиском и пониманием реального. Кроме того, с точки зрения образовательной практики важно, что проектирование и исследование тесно связаны с прогнозированием, а потому могут служить эффективным инструментом развития интеллекта и креативности ребенка в обучении

Исследовательская деятельность (как способ организации учебной деятельности) — это деятельность, направленная на получение общественно значимых новых знаний, предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение и практическое овладение методами исследования, поиск источников информации, выбор методологии исследования, выдвижение гипотез решения проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, оформление выводов и результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения. Исследовательская деятельность, включает в себя методическую работу по сбору, анализу и интерпретации данных для получения новых знаний (6).

Проектная деятельность (как способ организации учебной деятельности) — это деятельность, направленная на разработку модели представления о практической реализации востребованного продукта жизнедеятельности, включающей в себя выработку концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ организации деятельности по реализации проекта) и собственно реализации проекта, включая рефлексию результатов деятельности. Проектная деятельность определяется как целенаправленное творчество, имеющее определённый результат в виде продукта. (1)

Различие проектной и исследовательской деятельности

Проектная деятельность

Исследовательская деятельность

Отсутствует гипотеза
Цель - получить конкретный продукт, обладающий определенными свойствами и необходимый для конкретного использования

Наличие гипотезы обязательно

Цель - получить новое знание

Должно быть выработано представление о конечном продукте деятельности как результате Представления о конечном результате исследования нет
Структура проекта: постановка цели и задач, определение способов действия, составление плана работы по проекту, работа с информацией, создание продукта, как результата проектной Структура исследования: постановка проблемы, цели и задач, предварительный анализ информации, формулировка гипотезы; планирование и организация эксперимента; анализ деятельности - презентация - рефлексия. и обобщение полученных результатов в эксперименте; проверка исходной гипотезы на основе полученных фактов в эксперименте; окончательная формулировка новых знаний; получение объяснений или научных предсказаний

Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, формулированными в его замысле

Результат исследования определить достаточно сложно.
Отрицательный результат – тоже результат

Принципиальное отличие исследовательской деятельности от проектной состоит в том, что исследование не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Таким образом, проектирование и исследование — изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование — бескорыстный поиск истины, а проектирование — решение определенной, ясно осознаваемой задачи. Но и проектная деятельность, и исследовательская деятельность— это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.

Творчество — процесс деятельности, в результате которого создаются качественно новые объекты, духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), — уникальность его результата. Творческая деятельность – то, что отличает человеческий труд от механической работы машин. Творческие способности позволяют сформировать у обучающихся разряд свойств, которые в окончательном результате значительно отразятся на характере воспитанника. Практика убеждает, что для формирования внутреннего мира учеников нужно избирать приемы и способы побуждения к функциональной творческой деятельности, раскрывающие пред ними соблазнительную перспективу преодоления проблем, становления критического мышления.

2. Значение проектной и исследовательской деятельности в обучении

В рабочей программе по предмету Труд (технология) 5-9 классы предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи. Различные творческие занятия на уроках технологии не только развивают фантазию, но и дают обучающимся возможность приобрести множество практических навыков. Пришить себе пуговицу, приготовить завтрак, сделать своими руками подарки родным и друзьям — все это, несомненно, обязательно пригодится в жизни школьнику. Несомненно, умение выполнить что-нибудь самому или научиться применять свои навыки в повседневной жизни, позволяет ученикам чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. В рамках уроков технологии учащиеся получают возможность работать над реальными проектами, что способствует развитию их самостоятельности и креативности.

Творческий проект на уроках технологии – это учебно-трудовое задание, в результате которого создается продукт (объект труда), обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной. В соответствии с требованием социального и научно – технического прогресса, творческие проекты по изготовлению изделий, которые пользуются спросом, требуют знаний и умений в сфере предпринимательской деятельности. Данный факт меняет не только содержание, но и методы обучения, которые проявляются у обучающихся качества личности, позволяющие адаптироваться к новым социально-экономическим условиям. Как правило, учебные проекты содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. Сформулированные задачи должны стимулировать на повышение мотивации к проектной деятельности. Используя данный метод обучения посредством проекта, дети постигают всю технологию решения задач – от постановки вопроса до получения конечного результата. Данный метод формирует у подростков основы научно-технической грамотности, культуры труда, творческого подхода к решению постановленных задач, изучение разных методик позволяют нестандартно приходить к определенным решениям и методам реализации творческого проекта. (5) Благодаря методу проектов, у учащихся значительно повышается творческая активность не только на уроках технологии, но и за рамками урока, что способствует развитию знаний, умений, навыков для решения физиологических, эмоциональных, интеллектуальных, социальных задач.

Проектная деятельность создает уникальные условия для формирования ключевых компетенций. Учащиеся учатся взаимодействовать, аргументировать свою позицию, управлять временем и ресурсами, а также справляться с неудачами.

3. Методы формирования навыков

Проектная деятельность обладает рядом преимуществ, делающих её важным компонентом образовательного процесса.

1. Повышение мотивации

Работа над проектом способствует повышению интереса к обучению, так как учащиеся видят практическое применение своих знаний. Участие в реальных проектах помогает им осознать значимость учебного процесса.

2. Развитие навыков самоорганизации

Проектная работа требует от учащихся планирования и организации своей деятельности. Это формирует у них навыки управления временем и ресурсами, что особенно важно в современном мире.

3. Формирование социальной ответственности

Работа над проектами, связанными с актуальными социальными проблемами, помогает учащимся осознать свою ответственность перед обществом и развивает гражданскую позицию.

Проектно-исследовательская деятельность является важной частью современного образования. Она позволяет обучающимся:

  • Развивать познавательные способности и навыки критического мышления.
  • Самостоятельно ставить проблемы и решать их. (метод проблемного обучения (3). Школьники более прочно усваивают знания, полученные в ходе самостоятельного решения поставленных задач.
  • Формировать навыки коммуникации, командной работы и презентации результатов своей работы (групповая работа (7). Школьники учатся работать в коллективе, планировать работу индивидуально и в группе, учатся оценивать ситуации и принимать решения.
  • Реализовать творческий потенциал.
  • Проявить инициативу. Проектная деятельность способствует формированию у школьников духовности и культуры, инициативности.

Организация проектно-исследовательской деятельности способствует развитию у ребенка удовлетворенности собой, своим результатом, повышает уровень осмысленности и значимости происходящего, что предполагает дальнейшее самосовершенствование и самореализацию. Практическое применение знаний, полученных на уроке – одна из целей моей работы. Ведь в будущем ребенку придется решать немало задач, принимать решения, соответствовать новым условиям, то есть у детей должна быть сформирована исследовательская культура.

Можно выделить отличия проектно-исследовательской деятельности от олимпиад, которые также выступают как средство формирования критического, неординарного мышления:

  1. В проектно-исследовательской деятельности достигать успеха могут ученики, заинтересованные в результате (не обязательно это будут «отличники»): ученик выбирает тему, вызывающую у него наибольший интерес, и с увлечением тратит на решение ее свое свободное время.
  2. В отличие от олимпиад проектно-исследовательская деятельность имеет три уровня: школьный, учебно-исследовательский и научно-исследовательский.

На школьном уровне привлекается достаточное количество учащихся, но тематика проектов при этом связана с темами учебного предмета, а работа заключается в поиске информации по первоисточникам.

Учебно-исследовательская деятельность требует помимо умения работать с первоисточниками также проведения экспериментов, сбор и анализ данных, оформление результатов исследований в виде таблиц, графиков, диаграмм (пробные исследования: развивает навык анализа и синтеза (4)

Научно-исследовательский уровень требует не только практической значимости выбранной темы, но и новизны в решении поставленной проблемы. Ученик должен уметь формулировать свои логические умозаключения, собственные предложения по организации и проведению эксперимента, трактовке его результатов.

При организации проектно-исследовательской деятельности на уроках дети учатся делать устные сообщения по выбранной теме, отвечать на вопросы и отстаивать свою точку зрения. Таким образом, формируется функциональная грамотность: грамотное изложение прочитанного, четкая формулировка поставленных цели и задач, описания проведения эксперимента, характеристик результатов своей деятельности и т.д. При этом ученику необходимо дома самостоятельно работать в течение определенного времени над темой (изучать различный источники информации), готовить свой отчет и устный ответ, глубже осознавая материал, выбранный для рассмотрения.

4. Приемы проектно-исследовательской деятельности

Обучение приёмам проектно-исследовательской деятельности способствует развитию творческого склада мышления, критического мышления, творческого подхода к изучению явлений действительности, формированию умений давать объективную оценку явлениям и способности ориентироваться в дополнительных источниках и ресурсах информации. Поэтому учитель должен продемонстрировать ученикам их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны им пригодиться жизни. Это возможно, если проблема проекта или исследования взята из реальной жизни, является доступной для понимания ребенка, значимой для него и для ее решения ему необходимо приложить полученные знания и новые, которые ещё предстоит приобрести. Учитель при организации проектно-исследовательской деятельности может указать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно решить проблему, применив необходимые знания иногда из разных областей, получить реальный и ощутимый результат.

Рассматривая организацию проектно-исследовательской деятельности в учебном процессе, нужно обратить внимание на идею о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении проблемы проекта или исследования.

Можно выделить два вида результата: внешний результат – практический выход проделанной работы (увидеть результат, осмыслить его, применить в реальной практической деятельности); внутренний результат – опыт деятельности, что является бесценным достоянием учащихся, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Проект решает задачи развивающего и проблемного обучения, поскольку предполагает широкое многообразие тем, предусматривает не только исследовательский компонент изучаемой проблемы, но и активное использование ИКТ компетентности учащихся.

Работа над исследовательскими проектами приближена к подлинным научным исследованиям. Она включает аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, цели и задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы исследования, обозначения метода исследования и проведения эксперимента.

Можно сформулировать алгоритм действий учителя при организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроке труда (технологии):

Узнать больше<

  • Совместный поиск проблемы и темы проекта, обоснование её актуальности и выявления желания участников в её исследовании и решении.
  • Коллективное обсуждение возможности реализации проекта, поиск источников для исследования.
  • Самостоятельная работа участников проекта и уточнение круга задач исследования; научное руководство и консультирование учителя.
  • Презентация проекта, коллективное обсуждение проблемы и темы проекта.
  • Подведение итогов, рефлексия.

Основные этапы организации исследований обучающихся

Этап выбора темы исследования – важный и сложный.

На этом этапе учащемуся необходимо определиться с темой работы, выбрать научного руководителя (как правило, это школьный учитель). Выбранная тема должна быть понятна и доступна учащемуся, содержать элементы новизны, научной актуальности, иметь поисково-практическую направленность. Необходимо учитывать наличие информации по проблеме, литературы, необходимых для осуществления исследования материалов, экспериментальных установок и возможности проводить исследования в специализированных лабораториях. Огромную роль в подготовке практической части научно-исследовательских работ играет сотрудничество и поддержка учителя.

Как выбрать тему?

Вопросы в помощь учащемуся при выборе темы исследования.

Выбрать тему оказывается несложно, если учащийся точно знает, что ему интересно в данный момент, какая проблема волнует более других.

Перед формулированием темы учащемуся рекомендуется задать самому себе следующие вопросы:

  • Что мне интересно больше всего узнать, исследовать, выяснить?
  • Чем я хочу заниматься в первую очередь – какими предметами, проблемами, вопросами?
  • Чему я чаще всего посвящаю свободное время?
  • По каким предметам у меня достаточно высокие достижения? Стоит ли погрузиться в их изучение?
  • Что из изученного в школе хотелось бы узнать подробнее, детальнее, глубже?
  • Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь (например, собрал или сконструировал прибор, устройство, оно работает, я этим горжусь).

Если эти вопросы не помогли, обратитесь к учителям, спросите своих родителей, поговорите об этом с одноклассниками. Может быть, кто-то подскажет интересную идею…

Представляется необходимым обратить внимание на несколько критериев, связанных с выбираемой темой исследования.

Основные критерии выбора темы:

  1. Сначала надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования.
  2. Выбор темы должен быть обоюдно мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога.
  3. Тема должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.

Какими могут быть темы исследования?

Темы для проведения учебных исследований можно условно разделить на три группы:

  • фантастические - темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
  • экспериментальные –темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
  • теоретические - темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др.

Как показывает практика, самостоятельно тему исследования формулируют ученики с ярко выраженным интересом к исследовательской деятельности, наличием собственных увлечений. Самостоятельный выбор и формулирование темы сложно для учащихся любого класса.

Педагогическая задача учителя на этапе формулирования темы - создание мотивации для реализации целей проекта. Деятельность учащегося направлена на выполнение заданий, предложенных учителем. Результат работы на этом этапе связан с осмыслением предложенной темы.

Обратимся к рассмотрению следующего, всегда сложного для учащихся этапа.

исследования. Этап включает формулирование определенных методологических оснований исследования: объекта и предмета, цели и задач, гипотезы.
Объект исследования - это пространство, область, в рамках которой находится то, что будет изучаться.

Предмет исследования - это конкретная часть объекта или процесс, в нем происходящий, или аспект проблемы, который и исследуется. Объект дает ответы на вопрос: "Что рассматривается?", предмет дает ответ на вопрос: "Как рассматривается объект, в каких отношениях, связях, функциях?".

Цель исследования – это планируемый или ожидаемый его результат.

Задачи – положения, которые конкретизируют цель, направляют исследователя на изучение составляющих, компонентов цели, как аспектов проблемы.

Гипотеза – это предположение или утверждение, которое проверяется в исследовании.

Пример темы, объекта и предмета исследования, гипотезы

Тема – «Влияние различных видов муки на текстуру и вкус коржей для тортов.

Объект исследования – Процесс выпечки тортов: использование различных видов муки (пшеничная, ржаная, миндальная, безглютеновая).

Предмет исследования – Текстурные вкусовые качества коржей для тортов, изготовление из различных видов муки.

Цель исследования – Определить, как различные виды муки влияют на текстуру, вкус и внешний ид коржей для тортов.

Задачи:

  • Изучить свойство различных видов муки и их влияние на выпечку.
  • Провести эксперимент по выпечке тортов с использованием разных видов муки.
  • Оценить текстуру и вкус коржей, собрав отзывы дегустаторов.
  • Проанализировать полученные результаты и определить какой вид муки наилучшим образом подходит для приготовления вкусных и воздушных коржей.

Гипотеза – Если использовать различные виды муки (например, пшеничную, ржаную, миндальную, безглютеновую) для приготовления коржей, то текстура и вкус коржей будут значительно отличаться, при этом пшеничная мука обеспечит наиболее пышные и воздушные коржи, а миндальная мука придаст специфический вкус и плотность.

Уяснив и сформулировав основные методологические позиции исследования, учащийся оценивает имеющийся у него образовательный ресурс: «Что я знаю по выбранной теме? Что нужно изучить, выяснить, понять, чтобы начать исследование, а потом получить результаты?»

Далее учащийся выполняет систему заданий, стимулирующую к выполнению исследования.

Прежде всего, учащийся изучает предложенную литературу, обобщает информацию по теме и проблеме.

На этапе сбора информации по теме исследования учитель выступает в роли консультанта, который помогает учащемуся сориентироваться в поисках источников информации. Затем учащийся планирует собственные исследовательские действия и результаты, он должен понять, что надо сделать, чтобы провести исследование. Учитель и тут выступает в роли консультанта чаще всего по методикам проведения эксперимента.

Далее необходимо сформулировать гипотезу, как предположение, которое будет проверено в ходе исследования.

Формулирование объекта и предмета, цели и задач, гипотезы - один из самых сложных этапов исследования, поэтому практически все учащиеся без исключения получают подробные консультации руководителя и значительную помощь в формулировке цели, задач исследования, предмета и объекта исследования. Только в отдельных случаях (сильные ученики) оказание помощи сводится к корректировке и уточнении целей и задач исследования.

Следующий, теоретический, этап исследования предполагает составление плана, программы будущей работы. Обобщается теоретический материал, подбираются методики проведения эксперимента.

На этом этапе важно познакомить учащихся с алгоритмом поиска информации по теме исследования. Рекомендуется применять алгоритм поиска по ключевым словам темы исследования. Ключевое слово темы исследования позволяет вести поиск в энциклопедии, в каталоге библиотеки, в Интернете, дает возможность пользоваться алфавитным указателем.

Пример ключевых слов: виды муки, текстура, вкус коржей.

Сбор, анализ, обобщение информации – основная задача теоретического подготовительного этапа. В результате учащийся оформляет теоретическую часть работы и, этой основе, может перейти к практической части.

Практический этап исследования связан с составлением плана проведения

эксперимента, определением необходимых для этого условий. Если работа выполняется на имеющемся оборудовании, необходимо ознакомиться с описанием и принципом работы установки. Результаты исследовательской деятельности учащихся могут быть представлены на предзащите, научной конференции.

Предзащита проводится в классе или малой группе учащихся. Учащийся, рассказывающий о своем исследовании, должен быть готов не только понятно и кратко раскрыть его суть, но и ответить на вопросы, аргументировать свою позицию, проанализировать полученные результаты.

При проведении предзащиты учащиеся - слушатели находятся не столько в позиции критиков, сколько помощников. Они учатся:

  • сохранять партнерскую позицию в ситуации обсуждении;
  • задавать уточняющие и иные вопросы;
  • возможно, давать рекомендации по исследовательскому материалу, по процессу его подачи, интерпретации результатов.

Учащемуся - слушателю необходимо избегать прямых оценок деятельности и высказываний защищающихся.

Конференция по итогам проведенных научно-исследовательских работ позволяет учащимся выступить перед большой аудиторией. Выступление может быть подготовлено и проведено в разных формах: устный доклад, компьютерная презентация, стендовый доклад.

Один из вариантов представления работы может содержать:

  • актуальность выбранной темы
  • цели и задачи
  • краткое описание проделанной работы
  • методы, использованные в работе
  • основные результаты и выводы

Рефлексивный этап

Проведенная учащимся исследовательская работа, процесс ее выполнения, преодоленные проблемы и трудности нуждается в осмыслении. На этом этапе можно предложить учащимся написать эссе на тему: «Как я оцениваю свою деятельность в рамках исследования и его практическую значимость». Как вариант рефлексии возможно заполнение таблицы: знал – узнал; умел- научился и др.

6. Индивидуальный образовательный маршрут

Исследовательская деятельность является одним из ориентиров формирования индивидуального образовательного маршрута. Модель построения ИОМ, цель которого – проведение исследования, имеет определенную логику и последовательность при осуществлении.

Основные этапы – выбор темы (на основе выделенной проблемы), формулирование объекта и предмета, цели и задач, гипотезы – могут быть пройдены учащимися в той или иной мере самостоятельно, однако чаще нуждаются в поддержке и помощи учителя и родителей.

Важные этапы в формировании модели ИОМ связаны с оформлением теоретической и практической частей исследования; проведением анализа полученных результатов.

Оформленное исследование, его результаты презентуются учащимся сначала в небольшой группе, далее – на научных семинарах, конференциях. Рефлексия проведенной работы – завершает процесс исследования, позволяя учащемуся осмыслить итоги своей работы.

Таким образом. Формирование модели ИОМ исследовательской направленности предполагает: освоение учащимся методологии исследования, овладение некоторыми методиками и методами проведения такого рода работ, умениями оформлять, защищать полученные результаты, презентовать их публично, обосновывать и отстаивать.

7. Требования к оценке сформированности проектно-исследовательской компетентности обучающихся

Требования к сформированности проектно-исследовательской компетентности обучающихся (метапредметные и личностные результаты образования) определяются следующими критериями:

  • Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т.п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.
  • Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
  • Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
  • Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.

На основании своего опыта хочу отметить следующие положительные стороны проектного образования:

  • Углубление знаний, учащихся по предмету, развитие мотивации к изучению предмета;
  • Выявление способностей и интересов ученика;
  • Развитие функциональной грамотности и критического мышления: интереса к науке, умение работать с литературой; умение ставить эксперимент, проводить наблюдения, выступать с докладами.

В настоящее время применение проектно-исследовательской деятельности становится необходимым элементом современной системы образования. Но суть её остаётся прежней – стимулировать интерес учащихся к определённым проблемам, предполагающим владение определённой суммой знаний и через проектно-исследовательскую деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

Необходимо отметить, что участие в проектно-исследовательской деятельности играет огромную роль в личном самоопределении обучающегося. Исследовательская деятельность дает возможность детям определиться в своих профессиональных планах, переосмыслить личностную позицию, повысить активность, самостоятельность и ответственность участников исследовательского проекта, сформировать навыки коммуникации в группе.

Формирование навыков проектной и исследовательской деятельности на уроках технологии является важным аспектом современного образования. Программа обучения технологии синтезирует знания из математики, физики, химии, биологии, декоративно – прикладного искусства наглядно реализует межпредметные связи, способствуя осознанию теоретических связей в практической деятельности учащихся по выполнению творческих проектов. Я считаю, что выполнение школьниками творческих заданий является интересным и очень важным для жизни, а также реализуются возможности проявить свои знания, способности и творчество при разработке проекта.

Литература

  1. Василенко В.А. Проектная деятельность как средство формирования ключевых компетенций у учащихся. //Вестник педагогических наук. - 2018. - №1.
  2. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника. Под ред. проф. Е.Я.Когана. – Издательский дом «Фёдоров». Издательство «Учебная литература», 2006.
  3. Греков, А. Н. Проблемное обучение: опыт и перспективы. Современные подходы в образовании, 2020.
  4. Давыдова Л.В. Методы пробных исследований в учебном процессе, - 2021.
  5. Дьюи, Дж. Думая, учась. // Издательство Рипол Классик. - 1958.
  6. Ковалева И. П. Исследовательская деятельность учащихся как форма образовательного процесса. // Журнал образования и науки. - 2019.
  7. Леонтьев, А.А. Групповая работа как способ организации учебной деятельности. //Научные записки - 2017.