1. История создания ШВР: предпосылки
В рамках проекта с 2021 года в общеобразовательных организациях внедрили ставки советников директоров по воспитательной работе и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Перед советниками стояла главная задача — помочь директору настроить воспитательную работу. С приходом новой должности, в МКОУ «Иковская СОШ» появился запрос на создание штаба воспитательной работы.
Штаб воспитательной работы (ШВР) был создан в ответ на необходимость в помощи советнику директора, заместителя по ВР и, конечно, директора. Изначально, ШВР не выполнял должный функционал, а работу тянула администрация в лице директора, советника и заместителя по ВР. От этого было недопонимание и работа не давала нужного результата.
2. Этапы создания ШВР: обучение в «Артеке»
Создание ШВР проходило в несколько этапов. Одним из ключевых моментов стало обучение команды в Международном детском центре «Артек». Обучение позволило сформировать у нашей команды новые подходы к работе с членами штаба воспитательной работы, с детьми и подростками. После обучения в «Артеке» появилось множество идей, навыков, возможностей, но самое главное, что была чёткая структура ШВР и понимание, как данный коллегиальный орган должен работать.
3. Что было сделано: документы и смыслы
В рамках создания ШВР были разработаны и утверждены следующие документы:
- Положение о ШВР;
- План работы ШВР на учебный 2025 год;
- Должностные инструкции сотрудников ШВР;
- Регламент взаимодействия ШВР с другими структурами и организациями, занимающимися вопросами воспитания и профилактики правонарушений.
Были также определены основные смыслы и цели работы ШВР:
- Профилактика правонарушений и девиантного поведения среди несовершеннолетних;
- Социальная защита и поддержка детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- Развитие личности и формирование активной жизненной позиции у обучающихся.
4. Система и взаимодействие
ШВР состоит из следующих структурных подразделений:
- Штаб воспитательной работы (ШВР);
- Совет профилактики;
- Социально-психологическая служба.
Взаимодействие между подразделениями осуществляется на основе координации и сотрудничества. Сотрудники ШВР проводят профилактические мероприятия, организуют работу с детьми и подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации, а также взаимодействуют с родителями и социальными партнёрами.
5. Успешно реализованные мероприятия и события
В рамках работы ШВР были успешно реализованы следующие мероприятия и события:
- Организация и проведение акций и мероприятий, направленных на профилактику правонарушений и девиантного поведения среди несовершеннолетних;
- Вовлечение детей и подростков в кружки, спортивные секции и социокультурные центры района;
- Работа с детьми и подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации, и их социальная адаптация.
Мероприятия развлекательного характера, развивающие и интеллектуальные игры, патриотические акции, и много других.
6. Проблемы и их решение
На первом этапе, до обучения в международном детском центре «Артек» были затруднения в решении поставленных целей и задач. При реализации мероприятий и событий возникали определённые проблемы, которые решались путём взаимодействия между подразделениями ШВР и привлечения дополнительных ресурсов, но этого было мало, для 100% реализации. Были и совсем смешные проблемы в виде непонимания друг друга. Коллеги долго не могли принять тот факт, что нужно работать именно командой и что у каждого члена ШВР своя роль и свой функционал. Только после того, когда м научились быть этой командой и правильно распределять роли и функции, мы забыли о проблемах и недопониманиях.
7. Лайфхаки
Для повышения эффективности работы ШВР можно использовать следующие лайфхаки:
- Активное взаимодействие с родителями и социальными партнёрами;
- Регулярный мониторинг и анализ результатов работы;
- Внедрение новых методов и подходов к работе с детьми и подростками.
8. Привлечение родителей и социальных партнёров
Работа ШВР активно поддерживается родителями и социальными партнёрами. Они участвуют в мероприятиях и событиях, проводимых ШВР, а также оказывают помощь и поддержку детям и подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации.
9. Комментарий директора
Директор школы положительно оценивает работу ШВР и отмечает, что она способствует повышению уровня воспитания и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. Она также подчёркивает важность взаимодействия между всеми подразделениями ШВР и активного привлечения родителей и социальных партнёров.
10. Обращение за помощью и советом
Сотрудники ШВР готовы оказывать помощь и давать советы коллегам по вопросам воспитания, профилактики правонарушений и социальной защиты детей и подростков.