Приоритетные направления развития образовательной организации в рамках государственной стратегии развития образования

Разделы: Администрирование школы

Ключевые слова: профориентация


Представляем стратегию развития нашей образовательной организации, которая базируется на приоритетах, обозначенных в документах Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и города Сургута. Главная задача — выделить ключевые направления, которые позволят повысить качество образования.

Основой для реализации нашей стратегии служат приоритеты, заложенные в государственной политике в сфере образования. Государственная политика направлена на обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, воспитание гармонично развитой личности и создание условий для самореализации каждого гражданина.

Для реализации этих задач государственная политика определяет основные цели и направления, которые включают:

  • Повышение доступности и качества образования на всех уровнях.
  • Внедрение современных образовательных технологий.
  • Развитие цифровой образовательной среды.
  • Поддержка талантливых детей и молодежи.
  • Укрепление воспитательной компоненты в образовательном процессе.

Ключевым инструментом реализации государственной политики является Национальный проект «Образование», который включает такие проекты, как:

  • «Точки роста» - создание современных образовательных пространств.
  • «Цифровая образовательная среда» - внедрение цифровых платформ и технологий.
  • «Учитель будущего» - повышение профессионального уровня педагогов.
  • «Билет в будущее», «Будущий профессионал» - профориентация школьников.
  • «Движение первых» - развитие патриотического воспитания.

Наша школа активно участвует в этих проектах, что позволяет нам использовать федеральные ресурсы для повышения качества образования. Например, в 2023-2024 году 100% наших педагогов прошли курсы по цифровой грамотности, что позволило увеличить долю уроков с использованием интерактивных ресурсов. Мы активно используем платформы «Яндекс.Учебник», «ЯКласс» и «Учи.ру» для создания персонализированных заданий.

Школа активно участвовала в реализации проекта «Школа Минпросвещения России». Участие в проекте позволило учреждению не только соответствовать современным образовательным стандартам, но и демонстрировать устойчивый рост ключевых показателей. По результатам проведённого самообследования наблюдается положительная динамика:

  • ноябрь 2023 г. – 158 баллов;
  • июнь 2024 г. – 166 баллов;
  • ноябрь 2024 г. – 168 баллов.

Самообследование было направлено на оценку текущего состояния образовательного процесса и выявление направлений, требующих особого внимания и дальнейшего развития. На основе полученных данных уже разработаны и успешно внедряются инициативы, направленные на повышение качества образования и совершенствование работы школы:

1. Магистральное направление «Знание».

В 10 и 11 классах реализуется углубленное изучение отдельных предметов, таких как математика, физика, химия, биология и информатика. Это позволяет учащимся углубленно осваивать ключевые дисциплины, что способствует их подготовке к поступлению в вузы и участию в олимпиадах.

2. Магистральное направление «Творчество».

В марте 2025 года был разработан и начал реализовываться проект «Виртуальный музей: от истоков к современности», который участвует в конкурсе "Росмолодежь. Гранты". Это направление уже активно выполняется, что свидетельствует о первых шагах по устранению выявленного дефицита в области творческого развития учащихся.

3. Магистральное направление «Профориентация».

В школе в рамках единого профориентационного минимума с 2022 года реализуется интеграция федерального проекта «Билет в будущее» с региональным проектом «Будущий профессионал». Ученики начальной школы активно вовлекаются в игровые профориентационные занятия, где в интерактивной форме знакомятся с разнообразием профессий, что помогает им в увлекательной и доступной форме получить первые представления о мире профессий.

Учащиеся средних и старших классов проходят онлайн-тестирование на платформе «Билет в будущее», которое позволяет определить их склонности и интересы в профессиональной сфере. Кроме того, они посещают предприятия, где знакомятся с реальными условиями труда, и участвуют в мастер-классах от опытных профессионалов, что помогает им лучше понять специфику различных профессий.

В 2026 году планируется участие школьников в региональном чемпионате по компетенциям «Программирование», «Робототехника» и «Дизайн». Это мероприятие станет важным этапом в развитии профессиональных навыков учащихся и позволит им продемонстрировать свои достижения на региональном уровне.

4. Модернизация школьной библиотеки.

В нашей школе функционируют два корпуса, каждый из которых оснащён библиотекой. В настоящее время ведётся работа по их модернизации и улучшению материально-технической базы. Для 2 корпуса заказана новая мебель, а в 1 корпусе библиотека уже оборудована и активно используется. Кроме того, для обеспечения доступа учащихся к информации были закуплены компьютеры, что способствует повышению качества образовательного процесса.  Разработан план модернизации школьных библиотек, которые уже оснащены современными технологиями и цифровыми ресурсами. Это позволяет создать комфортную образовательную среду, обеспечивает учащимся доступ к актуальной информации и способствует развитию их познавательной активности.

5. Реализация модели «Школа полного дня».

Модель «Школа полного дня» планируется к реализации в 2025-2026 учебном году. В рамках этого проекта откроются два первых класса для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), для которых будет организована «Школа полного дня». Это позволит создать комфортные условия для обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями.

В соответствии со стратегическими документами Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и муниципального образования города Сургута определены следующие основные приоритетные направления развития образовательной организации:

Направление

Задача

Мероприятие

1. Повышение качества образования

Внедрение современных образовательных стандартов

- Реализация ФГОС с акцентом на личностные и метапредметные компетенции.
- Использование новых подходов к оценке (формирующее оценивание, портфолио учеников).

Развитие цифровой образовательной среды

- Внедрение платформ: «СЦОС», «Яндекс.Учебник», «Учи.ру».
- Использование VR/AR-технологий, интерактивных панелей и онлайн-лабораторий.

Индивидуализация обучения

Создание индивидуальных образовательных маршрутов для учащихся.

Поддержка одаренных детей

- Участие в олимпиадах, конкурсах и проектах всероссийского и международного уровня.
- Организация дополнительных занятий и научно-практических конференций.

2. Развитие профессиональной компетентности педагогов

Непрерывное повышение квалификации

- Организация курсов, семинаров и вебинаров по цифровизации, инклюзии, проектной деятельности.
- Участие педагогов в конкурсах: «Учитель года», «Педагогический дебют».

Внедрение системы наставничества

- Создание пар «опытный педагог — молодой специалист».
- Проведение мастер-классов и открытых уроков.

Мотивация и поддержка педагогов

- Внедрение системы поощрений за профессиональные достижения.
- Создание комфортной рабочей среды.

3. Развитие воспитательной работы

Патриотическое воспитание

- Проведение мероприятий ко Дню Победы, Дню России.
- Участие в акциях: «Бессмертный полк», «Письмо солдату».

Экологическое воспитание

- Реализация проектов по раздельному сбору мусора, озеленению.
- Участие в акциях: «Чистый город», «Зеленая школа».

Этнокультурное воспитание

- Изучение традиций и языков коренных народов Югры.
- Проведение фестиваля культур народов России «Содружество».

Социальное воспитание

- Развитие волонтерского движения.
- Проведение благотворительных акций и социальных проектов.

Проектная деятельность

- Участие учеников в исследовательских и социальных проектах.
- Проведение школьных научно-практических конференций.

4. Развитие инклюзивного образования

Создание доступной среды

- Оснащение школы пандусами, лифтами, специальным оборудованием для детей с ОВЗ.
- Внедрение адаптированных образовательных программ.

Подготовка педагогов

- Обучение учителей работе с детьми с ОВЗ.
- Внедрение технологий тьюторства и индивидуального сопровождения.

Ресурсные классы

Создание 1 классов для детей с ОВЗ.

5. Развитие инфраструктуры

Модернизация материально-технической базы

- Оснащение кабинетов современным оборудованием (интерактивные панели, лаборатории, 3D-принтеры).

Участие в федеральных проектах

- Реализация проекта «Точки роста».
- Внедрение программы «Цифровая образовательная среда».

6. Взаимодействие с родителями и сообществом

Родительское участие

- Проведение родительских собраний, мастер-классов и открытых уроков.
- Проведение совместных мероприятий с библиотеками, музеями, спортивными организациями.

Для достижения поставленных целей и преодоления выявленных трудностей в школе разработан проект "Системное повышение качества образования: от преодоления трудностей к устойчивым результатам". Данный проект направлен на создание условий для всестороннего развития учащихся и профессионального роста педагогов.

Проект «Системное повышение качества образования в школе: от преодоления трудностей к устойчивым результатам»

Школа в 2023-2024 учебном году столкнулась с периодом низких образовательных результатов обучающихся. Однако важно отметить, что это был лишь временный этап, и сейчас школа активно работает над достижением устойчивых результатов и повышением качества образования. В рамках реализации мероприятий «Дорожной карты» был проведён комплекс мер, включающий адресную методическую поддержку, сетевое взаимодействие, повышение квалификации педагогов и управленческих кадров, а также разработку концептуальных документов и антирисковых программ.

Несмотря на достигнутые успехи, остаются определённые вызовы. В частности, требуется дальнейшее развитие компетенций педагогов для работы с детьми, для которых русский язык является иностранным, а также продолжение работы по повышению качества образовательных результатов обучающихся. Школа нацелена на системное улучшение всех аспектов образовательного процесса и достижение стабильно высоких показателей.

Цель проекта: Повышение качества образования в школе через системное использование современных образовательных технологий, совершенствование методической работы, повышение квалификации педагогов и управленческих кадров, а также создание условий для успешной адаптации и обучения детей, для которых русский язык является иностранным.

Задачи проекта:

1. Повышение профессиональной компетентности педагогов:

  • Организация курсов повышения квалификации для педагогов по актуальным вопросам преподавания, включая работу с детьми, для которых русский язык является иностранным.
  • Проведение методических семинаров, мастер-классов и стажировок на базе школы-куратора для обмена опытом и внедрения лучших образовательных практик.
  • Разработка индивидуальных траекторий профессионального роста для педагогов с низкими результатами.

2. Совершенствование образовательного процесса:

  • Внедрение современных педагогических технологий, направленных на развитие функциональной грамотности обучающихся.
  • Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов для учащихся, испытывающих затруднения в обучении.
  • Усиление работы с учащимися "группы риска" через проведение диагностических работ и анализ их результатов.

3. Оптимизация работы с родителями и учащимися:

  • Проведение информационно-разъяснительной работы с родителями (законными представителями) по вопросам образовательного процесса, включая подготовку к диагностическим работам и государственной итоговой аттестации.
  • Вовлечение родителей в образовательный процесс через участие в общественном контроле и проведение совместных мероприятий.

4. Развитие сетевого взаимодействия:

  • Продолжение сотрудничества со школой-куратором в рамках сетевого взаимодействия, включая обмен опытом, проведение совместных мероприятий и реализацию программ повышения качества образования.
  • Участие в региональных и федеральных проектах, направленных на повышение образовательных результатов.

5. Мониторинг и оценка качества образования:

  • Проведение регулярного мониторинга образовательных результатов обучающихся, включая анализ результатов ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.
  • Разработка и внедрение системы внутренней оценки качества образования, направленной на выявление и устранение ресурсных дефицитов.

Ожидаемые результаты:

1. Повышение образовательных результатов обучающихся:

  • Положительная динамика результатов ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.
  • Увеличение числа учащихся, успешно осваивающих образовательные программы.
  • Снижение числа учащихся "группы риска" и повышение их успеваемости.

2. Повышение профессионального уровня педагогов:

  • Увеличение числа педагогов, прошедших курсы повышения квалификации и аттестовавшихся на первую и высшую квалификационные категории.
  • Внедрение современных образовательных технологий в учебный процесс.
  • Повышение уровня удовлетворенности педагогов своей профессиональной деятельностью.

3. Улучшение взаимодействия с родителями и учащимися:

  • Повышение уровня вовлеченности родителей в образовательный процесс.
  • Улучшение информированности родителей и учащихся о процедурах проведения диагностических работ и государственной итоговой аттестации.

4. Оптимизация ресурсного обеспечения:

  • Устранение ресурсных дефицитов (материально-технических, кадровых) через привлечение дополнительных ресурсов и совершенствование системы управления.
  • Повышение эффективности использования имеющихся ресурсов.

5. Развитие сетевого взаимодействия:

  • Укрепление сотрудничества со школой-куратором и другими образовательными организациями.
  • Участие в региональных и федеральных проектах, направленных на повышение качества образования.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап (август-сентябрь 2024 года):

  • Анализ результатов мониторинга за 2023-2024 учебный год.
  • Разработка и утверждение плана мероприятий на 2024-2025 учебный год.
  • Организация курсов повышения квалификации для педагогов.

2. Основной этап (октябрь 2024 - апрель 2025 года):

  • Проведение методических семинаров, мастер-классов и стажировок.
  • Реализация индивидуальных образовательных маршрутов для учащихся.
  • Проведение диагностических работ и анализ их результатов.
  • Организация сетевого взаимодействия со школой-куратором.

3. Заключительный этап (май-июнь 2025 года):

  • Проведение итогового мониторинга образовательных результатов.
  • Анализ эффективности реализации проекта.
  • Разработка рекомендаций на следующий учебный год.

Дорожная карта (план мероприятий) реализации проекта «Системное повышение качества образования в школе: от преодоления трудностей к устойчивым результатам»

Ожидаемые результаты реализации проекта

1. Повышение профессиональной компетентности педагогов:

- Увеличение доли педагогов, прошедших курсы повышения квалификации, до 100%.

- Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми, для которых русский язык является иностранным.

- Разработка и реализация индивидуальных траекторий профессионального роста для 100% педагогов с низкими результатами.

- Проведение не менее 5 методических семинаров и мастер-классов с участием педагогов школы и школы-куратора.

2. Совершенствование образовательного процесса:

- Внедрение современных педагогических технологий в 80% учебных предметов.

- Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для 100% учащихся "группы риска".

- Снижение доли учащихся с низкими образовательными результатами на 15%.

- Повышение уровня функциональной грамотности учащихся на 10%.

3. Оптимизация работы с родителями и учащимися:

- Проведение не менее 10 родительских собраний и индивидуальных консультаций.

- Увеличение доли родителей, вовлеченных в образовательный процесс, до 70%.

- Организация не менее 5 совместных мероприятий с участием родителей и учащихся.

4. Развитие сетевого взаимодействия:

- Проведение не менее 3 совместных мероприятий со школой-куратором.

- Участие в 2 региональных и федеральных проектах.

- Повышение мотивации учащихся через использование электронных ресурсов (ЯКласс, Учи.ру, Яндекс.Учебник).

5. Мониторинг и оценка качества образования:

- Проведение регулярного мониторинга образовательных результатов (ВПР, ОГЭ, ЕГЭ).

- Разработка и внедрение системы внутренней оценки качества образования.

- Устранение выявленных ресурсных дефицитов.

6. Заключительный этап:

- Проведение итогового мониторинга эффективности реализации проекта.

- Подготовка итогового отчета с анализом достигнутых результатов.

- Разработка рекомендаций для дальнейшего повышения качества образования.

Проект «Системное повышение качества образования в школе: от преодоления трудностей к устойчивым результатам» активно реализуется. Уже сейчас видны первые успехи: повышение квалификации педагогов, внедрение цифровых платформ, разработка индивидуальных образовательных маршрутов и активное вовлечение родителей в образовательный процесс. Однако предстоит еще много работы, чтобы достичь устойчивых результатов и создать образовательную среду, которая будет отвечать современным требованиям и потребностям всех участников образовательного процесса.

Мы уверены, что реализация данного проекта позволит не только преодолеть текущие трудности, но и заложить прочный фундамент для дальнейшего развития школы. Участие в федеральных, региональных и муниципальных программах, таких как «Точки роста», «Цифровая образовательная среда» и «Учитель будущего», открывает перед нами новые возможности для интеграции лучших практик и создания современной, доступной и качественной образовательной среды.

Впереди нас ждут новые вызовы, но мы готовы к ним, ведь качество образования — это не просто цель, это путь, который мы проходим вместе с нашими учениками, педагогами и родителями.

Благодаря слаженной работе и поддержке всех участников образовательного процесса, мы уверены, что достигнем поставленных целей и сделаем нашу школу местом, где каждый ребенок сможет найти себя и реализовать свои мечты.