Представленное занятие проводится в рамках курса внеурочной деятельности «Читаем, считаем, наблюдаем», направленного на формирование функциональной грамотности учащихся, в том числе естественно-научной грамотности.
На стыке начального и основного школьного звена остро стоит проблема преемственности, проблема развития научно-познавательного интереса и мотивации к деятельности на учебных предметах естественно-научного цикла. Поэтому на внеурочных занятиях в четвертом классе следует уделять особое внимание формированию устойчивого познавательного интереса и подведению учащихся к осознанию того, как можно использовать естественно-научные знания при поиске способов решения той или иной проблемы, как их применять в жизненных ситуациях. В связи с этим, неотъемлемой частью работы на занятиях становится проведение ярких и понятных опытов, на основе которых учащиеся могут приходить к собственным выводам. Поэтому данное занятие проводится в форме учебной лаборатории.
Для углубления познавательного интереса и закрепления «открытых» знаний содержание занятия «Невидимая сила природы» связывается с изученным материалом по литературному чтению в 4 классе (раздел «Мифология»), а также с последующими уроками окружающего мира («Характеристика природных зон России») и уроком технологии, на котором учащиеся могут поделиться с одноклассниками полученными знаниями о свойствах магнитов и применить их для создания «магнитного театра».
Курс внеурочной деятельности: «Читаем, считаем, наблюдаем».
Направленность: развитие функциональной грамотности.
Класс: 4.
Тип занятия: открытие нового знания.
Цель: создать условия для самостоятельного приобретения учащимися знаний о магнитах и понимания способов использования полученных знаний в жизни.
Задачи:
- формирование начальных представлений о физических свойствах магнитов;
- развитие мотивации к изучению окружающего мира;
- воспитание самостоятельности в получении новых знаний.
Планируемые результаты
Личностные:
- проявлять интерес к изучению природы;
- постепенно осознавать ценность научного познания.
Метапредметные:
- Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, уметь проводить наблюдение, сравнивать, анализировать, выделять главное, уметь применять полученные знания в жизненных ситуациях;
- Коммуникативные: уметь слушать собеседника, участвовать в проблемной дискуссии, сотрудничать со сверстниками при выполнении заданий;
- Регулятивные: ставить учебную задачу, планировать и корректировать свои действия, осуществлять самоконтроль и самооценку.
Предметные:
- выделять физические свойства магнитов;
- определять сферы применения магнитов в жизни.
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир, технология.
Форма организации работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Ресурсы занятия: рабочие листы для групповой работы, индивидуальные карточки для рефлексии, презентация PowerPoint, компас, материалы для проведения опытов (полосовые магниты, мелкие предметы из разных материалов, в т.ч. канцелярские скрепки, стаканы и миска с водой, игла, железный порошок, пластинка из пробки).
Ход занятия
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Самоопределение к деятельности |
||
Организационный момент |
Приветствует учащихся. |
Приветствуют учителя. |
Актуализация знаний |
- На уроке литературного чтения мы знакомились с мифами разных народов. Почему в древности люди создавали мифы? |
- Люди не могли объяснить причины возникновения природных явлений и связывали их с высшими силами. |
Мотивация к деятельности |
- Знаете ли вы, с какими силами природы связано северное сияние? - В 1916 г. физик Кристиан Биркеланд объяснил природу «чудесного свечения»: оно появляется из-за взаимодействия магнитного поля Земли и солнечных частиц. |
Высказывают свои предположения. |
- Как вы понимаете слова «магнитный», «магнит»? |
Актуализируют свои знания на основе имеющегося опыта. |
|
II. Учебно-познавательная деятельность |
||
Первичное выявление затруднений |
Раздает рабочие листы (рабочий лист). |
Обсуждают в группе, устно восстанавливают деформированный текст. |
Практическая работа (открытие новых знаний) |
Объясняет ход проведения опыта №1 (опыты). Следит за процессом выполнения. |
Проводят опыт № 1. Заполняют таблицу, устно формулируют выводы: «Магнетизм нельзя увидеть или услышать. Его можно распознать по действию. Магниты могут притягивать предметы из железа или стали.» |
Демонстрирует еще один опыт (опыт 1.1), подтверждающий данные выводы. - Подумайте, как можно использовать это знание для решения проблемы №1 (раб.лист). |
Читают описание проблемной ситуации №1, обсуждают решение проблемы, предлагают свой способ другим группам. Рассматривают изображение магнитного сепаратора. (слайд 4) |
|
Объясняет ход проведения |
Проводят опыт №2. |
|
- Подумайте, как можно использовать это знание для решения проблемы №2 (раб.лист). | Читают описание проблемной ситуации №2, обсуждают решение проблемы, предлагают свой способ другим группам. Рассматривают изображение магнитной щетки для аквариума. (слайд 5) |
|
Демонстрирует опыт №3 (опыт 3). - Концы магнита называются «полюса». Вам уже встречалось это понятие? |
Наблюдают, устно формулируют выводы: «На концах магнита магнитное действие сильнее.» |
|
- Попробуйте с другими группами сблизить два магнита разными концами. Что вы наблюдаете? Вводит понятие «разноименные» и «одноименные» полюса. |
- Магниты притягиваются друг к другу одними полюсами, а другими отталкиваются. | |
- Как вы думаете, в основе какого всем известного устройства лежит данное свойство магнитов? Объясняет ход проведения опыта с самодельным компасом (опыт 4). |
Записывают вывод. (раб.лист) Высказывают свои предположения, вероятно, называют «компас». Проводят опыт, сверяют направление намагниченной иглы с настоящим компасом. |
|
Диагностика освоения учебного материала |
- Вернитесь к первому тексту о магнитах, впишите пропущенные слова (раб.лист). |
Восстанавливают деформированный текст, осуществляют взаимопроверку. |
III. Рефлексивная деятельность |
||
Самоанализ |
Раздает индивидуальные карточки для рефлексии (карточка). |
Мысленно отвечают на вопросы, определяют границы своего знания, заполняют карточку. |
Подведение итогов |
Организует коллективное обобщение материала. - Конечно, у вас еще недостаточно знаний, чтобы разобраться в природе северного сияния. Но впереди вас ждут увлекательные уроки физики, на которых вы сможете узнать и понять, как оно возникает. Я желаю вам успехов и новых открытий! |
По карточке с рефлексией озвучивают ответы на вопросы, приводят примеры. |
Дифференцированное домашнее задание |
Проверить одно из свойств магнита в домашних условиях. |
Выбирают домашнее задание для дальнейшего саморазвития. |