Исследовательская работа по теме «Части речи и члены предложения»

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: члены предложения, части речи


Автор:
Кушнарчук Дарина,
учащаяся 4-го класса

Руководитель:
Кушнарчук Л.Г.,
учитель начальных классов

Введение

В этом учебном году на уроках русского языка мы изучали различные части речи, в том числе имя существительное, имя прилагательное и глагол. Работая с ними, мы задались вопросом: «А каких частей речи встречается в текстах больше?» Для ответа на этот вопрос мы решили провести исследование. Есть в русском языке и другие части речи, но с ними мы пока ещё недостаточно знакомы, поэтому не всегда сможем определить их. Поэтому в своём исследовании мы будем работать только с теми частями речи, про которые уже много что знаем, и можем определить их в любом тексте.

Цель исследования: определение той части речи, слова которой встречается в текстах чаще других.

Задачи исследования:

  1. Изучить теоретическую часть изучаемого вопроса.
  2. Подобрать тексты для исследования.
  3. Провести анализ текстов.
  4. Произвести расчёты и обработать полученные результаты.
  5. Сделать выводы.

Методы исследования:

  1. Анализ текстов.
  2. Математическая обработка полученных результатов исследования.

Гипотеза. Имя существительное – самая многочисленная часть речи, слова этой части речи встречается в текстах чаще, чем слова других частей речи.

Презентация

Часть 1. Части речи

Что такое часть речи? Для того чтобы это понять, вернёмся в те далёкие времена, когда люди начали говорить, когда они звуками голоса научились обозначать окружающие их предметы и выражать словами своё отношение к ним и друг другу. Тогда начали появляться первые слова, и сначала они были очень простыми. Видел человек растение с листьями и съедобными плодами – придумывал ему название: яблоня. Капала с неба вода – называл: дождь. Слышал, как жужжанием летит насекомое, - называл: жук. Так появились слова, обозначающие предметы и вопросы к ним: Кто это? Что это?

А когда люди делали орудия труда и охоты, им надо было рассказать друзьям и соседям, как и из чего эти орудия сделаны. Так появились слова, обозначающие действие, и первые вопросы: Что сделал человек? Что надо делать? Что не надо делать? Постепенно люди стали обращать внимание на качество предметов, которые их окружали, на качество своих действий и предметов, которые они сделали своими руками. Так появились слова, обозначающие качество предмета: Какой это предмет? Какая это пища? Какие это стрелы?

Проходили тысячелетия, образовалось множество новых слов, люди изобрели письменность, появились первые школы и учителя. Понадобилось разобраться во всём многообразии слов и разделить их на части в зависимости от вопросов, которые можно к ним подставить.

Если каждое слово будет находиться в своей категории и в своей части речи, то их легко можно будет изучить и запомнить.

И вот учёные решили разделить все слова по частям речи, по классам. Учение о слове как части речи получило название морфология.

Имя существительное – очень важная часть речи. Если из языка убрать все имена существительные, то нам станет не о чем разговаривать. Почему? Имена

существительные – это те слова, которыми люди обозначают всё то, что они могут увидеть, услышать, потрогать, или даже то, о чём они способны подумать, как о чём-то существующем. Такие слова отвечают на вопрос кто? или что?

Имя прилагательное. «Прилагательное» - какое интересное название. Что-то к чему-то прилагается. Для чего? Продаётся в магазине ноутбук, или фотоаппарат, или пылесос, и к каждому предмету прилагается своя инструкция. Посмотришь на инструкцию – и становится понятно, чем именно этот ноутбук отличается от других, в чём особенность именно этого конкретного пылесоса.

Вот для чего нужны имена прилагательные! Они обозначают признаки разных предметов, то есть отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие? Имена прилагательные связаны с именами существительными, они делают нашу речь более точной и выразительной.

Глагол. Эта часть речи не менее важна, чем имя существительное. Раньше в нашем языке было такое слово «глаголить», значит – говорить. Глагол обозначает любое действие предмета. Глаголы отвечают на вопросы: что делать? что сделать? что делает? что будет делать? что сделает? что делал? что сделал?

Часть 2. Анализ текстов

Для проведения своего исследования мы взяли два текста: художественный и научный. Для чистоты эксперимента обратились к текстам одной тематики. И в одном и в другом тексте говорится о радуге. Первый текст – это авторская сказка. Второй текст – статья из детской энциклопедии.

Сначала мы отделили слова известных нам частей речи от неизвестных. И слова тех частей речи, которые мы ещё не знаем, в текстах обозначили жирным курсивом, чтобы они не отвлекали нас от исследования.

Далее для удобства исследовательской работы мы ввели условные обозначения для каждой части речи, которыми и пользовались при нахождении и подсчёте слов. Имя существительное мы обозначали зелёным кружочком (над словом), имя прилагательное – красным, а глагол – синим.

2.1. Анализ художественного текста

Сказка о радуге.

Жила-была маленькая девочка Катюша. Она была очень любознательная, ей все было интересно. Из-за этого она все время попадала в удивительные истории. На этот раз с ней приключилось вот что.

Одним летним днем Катюша гуляла на улице и вдруг увидела, что внезапно потемнело, поднялся ветерок, набежало много тучек, солнышко исчезло, и пошел дождик.

- Как интересно – подумала Катюша, - почему же идет дождик! Наверное, потому что серые облака закрыли солнышко!

Только она об этом подумала, как к ней обратилась маленькая капелька.

- Привет! Меня зовут Капелька. Давай дружить! Я прилетела из вон той серенькой тучки!

- Давай! – ответила Катюша – а расскажи, почему идет дождик?

- Дождик идет, потому что тучи, которые мы видим на небе, состоят из воды, и эта вода попадает на землю в виде маленьких капелек! Но я хочу тебе показать нечто другое, еще интереснее! Смотри!

В этот момент дождик закончился, выглянуло солнышко, и в небе появилась разноцветная дуга. Она была очень красива и светилась разными красками.

- Вот это чудо! – воскликнула Катюша. – Что это?

- Это – РАДУГА! – сказала Капелька.

- А можно на нее как-нибудь попасть и рассмотреть поближе? – спросила Катюша.

- Конечно, я отнесу тебя туда! – ответила Капелька и подхватила Катюшу.

В один миг Катюша и Капелька оказались вверху на радуге. Она была необыкновенная. У нее было семь цветов, один ярче другого! Катюше во что бы то ни стало, захотелось узнать, как называются эти яркие цвета, в которые окрашены полоски у радуги. И подружки оказались на самой верхней полоске.

- Это Красный цвет – сказала Капелька – в этот цвет окрашено множество предметов. Самые вкусные из них – это клубника, малина, вишни, помидоры, яблоки. Еще разные цветы, бабочки, даже бантики тебя в волосах красного цвета!

- Это Оранжевый цвет – перешагивая, продолжала Капелька - это цвет абрикос, моркови, апельсинов, тыквы, даже веснушек на носиках и щечках у деток!

- Этот цвет – Желтый. В него окрашено солнышко, звезды, некоторые бабочки и цветы, лимоны, бананы, дыни, а еще маленькие цыплята, песок и подсолнухи!

- Сделай еще шаг, и ты окажешься на полоске Зеленого цвета – цвета лесов, полей, весенней листвы, травы, еще огурцов, капусты и кабачков, крыжовника и арбузной корки.

- Следующий цвет – Голубой. Это цвет неба, васильков и незабудок

- Это – Синий. Цвет морей и океанов, рек и озер

- А это последний цвет – Фиолетовый. Цвет фиалок, ежевики, слив, смородины и баклажанов.

- Как жалко, все цветные полоски у Радуги закончились! – огорчилась Катюша.

- Ты не расстраивайся! – поспешила утешить Капелька – ведь вокруг тебя все такое разноцветное, и ты сможешь во всем увидеть частичку радуги, а иногда и саму Радугу! А теперь мне пора на облачко!

- Спасибо, Капелька! Прилетай еще, я буду ждать тебя и обязательно запомню все цвета такой яркой и интересной Радуги! – крикнула вслед улетающей Капельке Катюша.

С тех пор, когда на небе появляется Радуга, лицо Катюши светится от счастья, ведь она изучила все ее цвета!

Татьяна Куликова

Таблица 1. Результаты исследования художественного текста.

Имена существительное

Имена прилагательные

Глаголы

142

32

73

2.2. Анализ научного текста

Радуга

После жаркого, душного дня сгустились тучи, и полил дождь. Когда он прекратился, над горизонтом засверкало заходящее солнце. И в это время под тёмной уходящей тучей, словно гигантская дуга, изогнутая к земле, появилась радуга: семь чистых цветов, незаметно переходящих один в другой, - красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Что это такое – радуга? Почему в воздухе возникло такое чудо?

А причина этому – солнечный свет, как будто бы белый, а на самом деле состоящий из семи цветов.

Когда лучи солнечного цвета проходят через воздух, мы видим их как белый свет. Но вот на их пути встречается дождевая капля. А капля по форме близка к призме – геометрической фигуре. Когда солнечный свет проходит через стеклянную призму или через каплю, составляющие его разноцветные лучи отклоняются на неодинаковые углы. Меньше всего отклоняются лучи красного цвета, больше всего – фиолетового. Белый луч распадается на составные лучи, и на стене за призмой появляется красивый разноцветный «зайчик», а на небе – радуга.

Наружный край изогнутой полосы радуги обычно оказывается красным, за ним по внутреннему краю следуют другие цвета радужного спектра, вплоть до синего и фиолетового. («Радуга» из энциклопедии «Что такое. Кто такой»)

2.3. Анализ результатов

Таблица 2. Полученные результаты мы занесли в таблицу.

Текст

Имена существительное

Имена прилагательные

Глаголы

художественный

142

32

73

научный

49

36

16

всего

191

68

89

Диаграмма 1. А теперь покажем результаты исследования в диаграмме.

Из результатов исследования видно, что в текстах чаще остальных встречаются имена существительные. Слова этой части речи встретились 191 раз. Имена прилагательные – 68 раз, а глаголы – 89 раз.

Заключение

В результате исследования гипотеза о том, что имя существительное – самая многочисленная часть речи, подтвердилась. Слова этой части речи встречаются в текстах чаще слов других частей речи даже не зависимо от того, художественный это текст или научный. Возможно, это происходит потому, что слова этой части речи возникли в языке раньше, чем другие.

Литература

  1. Полный школьный курс. 1-4 классы. Справочное пособие. – СПб: ИГ «Весь», 2010.
  2. Что такое. Кто такой: В 3 т. Т. 3. – М.: Педагогика-пресс, 1994.
  3. Readmore: http://pesochnizza.ru/skazka-na-noch/skazka-pro-radugu