В наши дни педагоги (воспитатели, учителя), работающие с разными категориями детей, отмечают, что, несмотря на огромный, льющийся на детей информационный поток, современный ребёнок не умеет работать с информацией: эффективно и самостоятельно добывать, обрабатывать (анализировать, выделять главное), фиксировать и представлять информацию, выстраивать логическую последовательность своей речевой деятельности.
Именно это и приводит к поиску педагогами таких методов, которые помогли бы школьникам научиться перерабатывать большой объём информации, сжимать, интерпретировать её, представлять в удобном для запоминания виде.
Одним из возможных решений проблемы может стать использование в образовательном процессе технологии эффективного обучения – метода интеллект-карт. Основная идея данной технологии - формирование умения перерабатывать большой объём информации и изображать её в виде логической схемы, состоящей из ключевых понятий, образов и явлений.
Эту технологию разработал впервые в начале 70-х годов английский психолог Тони Бьюзен. Как выглядит интеллект-карта? Каков процесс её создания?
- В центре карты располагается центральный образ, ключевое слово (символизирующий основную идею).
- От центрального образа отходят ветки первого уровня, на которых пишутся слова, ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею.
- От веток первого уровня, при необходимости, отходят ветки второго уровня, раскрывающие идеи, написанные на ветках первого уровня.
- По возможности используется максимальное количество цветов для рисования карты ума.
- Везде, где возможно, добавляются рисунки, символы и другая графика, ассоциирующаяся с ключевыми словами.
- При необходимости рисуются стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках.
- Для большей понятности ветки нумеруются и добавляются ореолы.
Существуют несколько основных областей применения интеллект-карт:
- личная и профессиональная жизнь человека, бизнес (самоанализ, анализ и разрешение проблемных ситуаций, ведение дневника, деловые встречи, презентации, менеджмент);
- семейная жизнь (анализ взаимоотношений, планирование бюджета, планирование отдыха);
- образование (развитие мышления, конспектирование, аннотирование, подготовка к экзаменам).
Нас интересует область применения – образование. В свободном доступе достаточно много информации об использовании метода интеллект-карт в обучении (как дошкольном, так и школьном).
Возможно ли использование интеллект-карт при обучении умственно-отсталого ребёнка? Какие трудности возникнут у педагога при использовании интеллект-карты? Ограниченный словарный запас, недостаточное развитие связной устной речи, умения устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать, зачатки, а у многих отсутствие логического мышления создают трудности для использования интеллект-карт, но в то же время сам метод может способствовать устранению или сглаживанию этих недостатков.
Начать использовать интеллект-карту можно уже на первой ступени обучения. На этом этапе дети либо анализируют и работают с готовым образцом, либо составляют интеллект-карту под руководством педагога, в основном, с помощью рисунков. Обозначается тема занятия, например, «Домашние животные». Эта главная идея выделяется на странице (обводится). Дети называют слова-существительные и изображают (наклеивают рисунки с изображением) того, что относится к теме. К каждому существительному подбираются слова-признаки (или) слова-действия или как в данной карте слова, обозначающие звуки животных. В процессе работы приветствуется использование ручек, карандашей, фломастеров разного цвета. При желании по мере накопления знаний она может быть дополнена, расширена.
Постепенно некоторые изображения можно заменять на символы, знаки, какие-либо сигналы (значение сигналов оговаривается в процессе работы: солнышко-тепло, температура выше 0, снежинка - низкая температура, волнистая линия-река, знак «+» : положительное влияние, результат и т.п.)
Метод интеллектуальных карт наиболее полно отвечает особенностям работы человеческого мозга. Отличительным свойством методики является привлечение в процессе усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа и информация сохраняется как в виде целостного образа, так и в форме ключевых слов. С помощью используемых при построении карт зрительных образов обеспечивается создание общего впечатления, что существенно увеличивает запоминаемость материала и способность к его воспроизведению. А это крайне важная задача при обучении детей с умственной отсталостью. При построении таких карт идеи становятся более логичными и понятными, постоянное использование методики позволяет сделать мышление более
организованным, четким, последовательным.
На второй ступени обучения увеличивается содержательная сторона карты. Учитель подводит детей к составлению карты с помощью наводящих вопросов. Дети отвечают на вопросы учителя, имеют возможность использовать информацию в учебнике. Примерные вопросы беседы на одном из уроков природоведения по теме: «Дикорастущие и культурные растения»:
- Найдите ключевое слово в теме урока.
- На какие виды делятся растения?
- Назовите отличительные особенности каждого вида.
- Найдите в учебнике дополнительную информацию об одном из видов растений.
- Приведите примеры растений (дети рисуют и подписывают названия растений).
- По составленной карте расскажите об одном из видов растений.
На всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует развитию словаря, грамматического строя и планирующей функции речи. В результате применения интеллектуальных карт умственно отсталый ребенок развивается, он не только учится усваивать информацию, но и оперативно с ней работать.
В содержании ментальных карт возможно отразить учебный материал по различным учебным предметам (история, природоведение, биология, основы социальной жизни и др.). В своей практике прибегаю к применению метода интеллект-карт на уроках истории. Сначала анализируем готовый образец карты. Например, в 1 четверти после изучения тем «История имени» и «Отчество и фамилия человека» с целью закрепления знаний предлагаю шестиклассникам готовую интеллект-карту. Дети вспоминают изученный материал, по подсказкам в виде слов, рисунков, рассказывают как у наших предков появились имена, отчества и фамилии.
В свободном доступе можно найти подходящие для использования на уроках интеллект-карты, например, при изучении тем «Одежда и положение человека в обществе», «Человечество стремится к миру».
Интеллект-карты могут применяться как на уроках открытия новых знаний, так и на уроках обобщения изученного материала.
На уроках истории Отечества (7-9 классы) предлагаю учащимся «неполные» интеллект-карты, с пропусками (звеньев, понятий, ключевых слов и т.п.) при этом дополнение карты может быть выполнено самостоятельно учениками либо в паре, группе, либо совместно с учителем. Перед вами пример интеллект-карты для 7 класса по эпохе царствования Ивана Грозного.

Работу по заполнению карты можно организовать поэтапно, т.е. по мере изучения отдельных тем. Либо на завершающем уроке, обобщая изученный материал.
Нет смысла составлять с учениками подобные карты или же давать готовые карты и учить воспроизводить учебный материал с их помощью на каждый урок. Такая карта может помочь представить, структурировать, а затем воспроизвести достаточно большой по объёму учебный материал.
Метод обладает уникальной особенностью – при работе с текстом с помощью карты школьники учатся сворачивать и разворачивать информацию; лучше запоминают её благодаря ассоциациям; могут увидеть все элементы текста; карта – это хорошая опора для развития монологической речи. Использование метода интеллект-карт позволяет проводить систематизацию и обобщение знаний динамичнее, а проверку уровня знаний и умений быстрее, а главное - эффективнее для самих обучающихся.
Метод интеллект-карт может быть весьма эффективным в решении коррекционно-развивающих задач, т.к. на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует развитию восприятия, памяти, мышления, воображения, творческих способностей, речи у детей с интеллектуальными нарушениями. Применения подобных карт способствует развитию элементов самостоятельности, любознательности, познавательной активности у ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, который учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать.
Таким образом, следующие полезные свойства интеллект-карт, как наглядность, привлекательность, запоминаемость, своевременность, творчество, возможность пересмотра, делают её привлекательной для применения в работе педагогами в том числе работающих с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения.