Метод интеллект-карт: возможности использования на уроках при обучении детей с интеллектуальными нарушениями

Разделы: Коррекционная педагогика

Классы: 4, 5, 6, 7, 8, 9


В наши дни педагоги (воспитатели, учителя), работающие с разными категориями детей, отмечают, что, несмотря на огромный, льющийся на детей информационный поток, современный ребёнок не умеет работать с информацией: эффективно и самостоятельно добывать, обрабатывать (анализировать, выделять главное), фиксировать и представлять информацию, выстраивать логическую последовательность своей речевой деятельности.

Именно это и приводит к поиску педагогами таких методов, которые помогли бы школьникам научиться перерабатывать большой объём информации, сжимать, интерпретировать её, представлять в удобном для запоминания виде.

Одним из возможных решений проблемы может стать использование в образовательном процессе технологии эффективного обучения – метода интеллект-карт. Основная идея данной технологии - формирование умения перерабатывать большой объём информации и изображать её в виде логической схемы, состоящей из ключевых понятий, образов и явлений.

Эту технологию разработал впервые в начале 70-х годов английский психолог Тони Бьюзен. Как выглядит интеллект-карта? Каков процесс её создания?

  1. В центре карты располагается центральный образ, ключевое слово (символизирующий основную идею).
  2. От центрального образа отходят ветки первого уровня, на которых пишутся слова, ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею.
  3. От веток первого уровня, при необходимости, отходят ветки второго уровня, раскрывающие идеи, написанные на ветках первого уровня.
  4. По возможности используется максимальное количество цветов для рисования карты ума.
  5. Везде, где возможно, добавляются рисунки, символы и другая графика, ассоциирующаяся с ключевыми словами.
  6. При необходимости рисуются стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках.
  7. Для большей понятности ветки нумеруются и добавляются ореолы.

Существуют несколько основных областей применения интеллект-карт:

  • личная и профессиональная жизнь человека, бизнес (самоанализ, анализ и разрешение проблемных ситуаций, ведение дневника, деловые встречи, презентации, менеджмент);
  • семейная жизнь (анализ взаимоотношений, планирование бюджета, планирование отдыха);
  • образование (развитие мышления, конспектирование, аннотирование, подготовка к экзаменам).

Нас интересует область применения – образование. В свободном доступе достаточно много информации об использовании метода интеллект-карт в обучении (как дошкольном, так и школьном).

Возможно ли использование интеллект-карт при обучении умственно-отсталого ребёнка? Какие трудности возникнут у педагога при использовании интеллект-карты? Ограниченный словарный запас, недостаточное развитие связной устной речи, умения устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать, зачатки, а у многих отсутствие логического мышления создают трудности для использования интеллект-карт, но в то же время сам метод может способствовать устранению или сглаживанию этих недостатков.

Начать использовать интеллект-карту можно уже на первой ступени обучения. На этом этапе дети либо анализируют и работают с готовым образцом, либо составляют интеллект-карту под руководством педагога, в основном, с помощью рисунков. Обозначается тема занятия, например, «Домашние животные». Эта главная идея выделяется на странице (обводится). Дети называют слова-существительные и изображают (наклеивают рисунки с изображением) того, что относится к теме. К каждому существительному подбираются слова-признаки (или) слова-действия или как в данной карте слова, обозначающие звуки животных. В процессе работы приветствуется использование ручек, карандашей, фломастеров разного цвета. При желании по мере накопления знаний она может быть дополнена, расширена.

Постепенно некоторые изображения можно заменять на символы, знаки, какие-либо сигналы (значение сигналов оговаривается в процессе работы: солнышко-тепло, температура выше 0, снежинка - низкая температура, волнистая линия-река, знак «+» : положительное влияние, результат и т.п.)

Метод интеллектуальных карт наиболее полно отвечает особенностям работы человеческого мозга. Отличительным свойством методики является привлечение в процессе усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа и информация сохраняется как в виде целостного образа, так и в форме ключевых слов. С помощью используемых при построении карт зрительных образов обеспечивается создание общего впечатления, что существенно увеличивает запоминаемость материала и способность к его воспроизведению. А это крайне важная задача при обучении детей с умственной отсталостью. При построении таких карт идеи становятся более логичными и понятными, постоянное использование методики позволяет сделать мышление более
организованным, четким, последовательным.

На второй ступени обучения увеличивается содержательная сторона карты. Учитель подводит детей к составлению карты с помощью наводящих вопросов. Дети отвечают на вопросы учителя, имеют возможность использовать информацию в учебнике. Примерные вопросы беседы на одном из уроков природоведения по теме: «Дикорастущие и культурные растения»:

- Найдите ключевое слово в теме урока.

- На какие виды делятся растения?

- Назовите отличительные особенности каждого вида.

- Найдите в учебнике дополнительную информацию об одном из видов растений.

- Приведите примеры растений (дети рисуют и подписывают названия растений).

- По составленной карте расскажите об одном из видов растений.

На всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует развитию словаря, грамматического строя и планирующей функции речи. В результате применения интеллектуальных карт умственно отсталый ребенок развивается, он не только учится усваивать информацию, но и оперативно с ней работать.

В содержании ментальных карт возможно отразить учебный материал по различным учебным предметам (история, природоведение, биология, основы социальной жизни и др.). В своей практике прибегаю к применению метода интеллект-карт на уроках истории. Сначала анализируем готовый образец карты. Например, в 1 четверти после изучения тем «История имени» и «Отчество и фамилия человека» с целью закрепления знаний предлагаю шестиклассникам готовую интеллект-карту. Дети вспоминают изученный материал, по подсказкам в виде слов, рисунков, рассказывают как у наших предков появились имена, отчества и фамилии.

В свободном доступе можно найти подходящие для использования на уроках интеллект-карты, например, при изучении тем «Одежда и положение человека в обществе», «Человечество стремится к миру».

Интеллект-карты могут применяться как на уроках открытия новых знаний, так и на уроках обобщения изученного материала.

На уроках истории Отечества (7-9 классы) предлагаю учащимся «неполные» интеллект-карты, с пропусками (звеньев, понятий, ключевых слов и т.п.) при этом дополнение карты может быть выполнено самостоятельно учениками либо в паре, группе, либо совместно с учителем. Перед вами пример интеллект-карты для 7 класса по эпохе царствования Ивана Грозного.

Работу по заполнению карты можно организовать поэтапно, т.е. по мере изучения отдельных тем. Либо на завершающем уроке, обобщая изученный материал.

Нет смысла составлять с учениками подобные карты или же давать готовые карты и учить воспроизводить учебный материал с их помощью на каждый урок. Такая карта может помочь представить, структурировать, а затем воспроизвести достаточно большой по объёму учебный материал.

Метод обладает уникальной особенностью – при работе с текстом с помощью карты школьники учатся сворачивать и разворачивать информацию; лучше запоминают её благодаря ассоциациям; могут увидеть все элементы текста; карта – это хорошая опора для развития монологической речи. Использование метода интеллект-карт позволяет проводить систематизацию и обобщение знаний динамичнее, а проверку уровня знаний и умений быстрее, а главное - эффективнее для самих обучающихся.

Метод интеллект-карт может быть весьма эффективным в решении коррекционно-развивающих задач, т.к. на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует развитию восприятия, памяти, мышления, воображения, творческих способностей, речи у детей с интеллектуальными нарушениями. Применения подобных карт способствует развитию элементов самостоятельности, любознательности, познавательной активности у ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, который учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать.

Таким образом, следующие полезные свойства интеллект-карт, как наглядность, привлекательность, запоминаемость, своевременность, творчество, возможность пересмотра, делают её привлекательной для применения в работе педагогами в том числе работающих с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения.