На протяжении длительного времени в своей педагогической деятельности я интенсивно работаю с учащимися над созданием проектов. Сначала я изучила их классификацию, предлагала разные к выполнению виды проектов и выяснила, что именно творческие индивидуальные проекты пользуются большим интересом среди учащихся начальной и средней школы, а вот в старших классах преимущество взяли групповые творческие работы. Далее, совместно с учащимися мы попытались разработать технологию оценивания для того, чтобы понимать конкретные критерии конечного результата творческой работы. В основу такой технологии оценивания легла технология «ТМО» - технология модификации опыта с максимальным баллом за творческий проект - 6 баллов. Если посмотреть на формулировку упомянутой выше технологии, то мы увидим такой критерий как опыт. У меня возник вопрос, а всегда ли опыт в проекте это мотивирующий аспект или же его применение оказывает препятствие к выполнению работы. Попытаемся выяснить и посмотреть на практике, какой опыт используют учащиеся при работе над проектом.
Основным подходом в работе над проектом, который позволяет применить опыт является - витагенный подход. Именно технология витагенного обучения обеспечивает реализацию системно-деятельностного подхода, являющегося основой нового образовательного стандарта. Слово витагенный состоит из двух частей: вита и генная. Вита - жизненная, имеющая отношение к явлениям жизни. Вторая часть слова – генная т.е. важная, проявившаяся в чем-то. ВИТАГЕННАЯ – жизненно важная, жизненно значимая. Витагенное обучение – обучение, основанное на актуализации (востребовании) жизненного опыта личности, ее интеллектуально-психологического потенциала в образовательных целях. При выполнении проекта учащиеся опираются на витагенный опыт т.е. жизненный опыт, которым они делятся с окружающими, а витагенная информация (их личная информация) становится доступна всем. Однако, не всегда учащиеся бывают открыты и с большим удовольствием рассказывают на английском языке о прожитой ситуации, которую можно применить согласно теме проекта по УМК «Спотлайт». С этих позиций учитель — не столько информатор, сколько соучастник, вдохновитель, умеющий не столько вести за собой, но и обладающий способностью сострадать, сопереживать успехам и неудачам.
В начальной школе дети с большим удовольствием делятся рассказами о своих питомцах (my pet), игрушках (my toy), своей комнате (my room), друзьях и совместных занятиях (my best friend), моя семья (my family). Жизненный опыт, о котором они могут рассказать на английском языке достаточно ограничен не в силу пережитых ситуаций, а небольшого словарного запаса. Иногда, во время защиты проекта и выступления дети переходят с английского языка на русский, так как не могут объяснить и ответить на вопрос, например, как они ухаживают за питомцем, игрушками, какие совместные занятия приводят к неудачам. Поэтому, здесь можно сделать вывод, что лексика, данная в учебнике недостаточна и для выполнения творческого проекта необходимо вести дополнительный словарик. Темы достаточно интересны, мотивируют не только на закрепление пройденного материала, но и пополнение словарного запаса.
Если же говорить о применении жизненного опыта в 5-9 классах при выполнении творческого проекта, здесь уже не всегда все желают им поделиться и рассказать о любимом герое фильма, певце, друге, семье, взаимоотношениях, покупках, потому что социальные проблемы, с которыми учащиеся сталкиваются, являются преградой для написания проекта. Любимого героя, например, убивают в фильме и ребёнок переживает за это, а выдуманного он не может описать. Например, если у ребёнка неполная семья, существуют проблемы во взаимоотношениях с близкими, то лучше не предлагать использовать жизненный опыт, а подготовить вовсе другой проект. Таким образом, социальная направленность творческого проекта и витагенность не всегда являются положительным в конечном результате. Многие дети стесняются публично выступать, предпочтение отдают сдаче проекта на проверку учителю без презентации.
В 10, 11 классах учащиеся очень «смело» говорят о своём личном жизненном опыте, пытаясь научить других или похвастаться перед одноклассниками. Именно витагенный подход позволяет разговорить ученика во время защиты и презентации итоговой работы. Здесь всегда очень интересна и беспроигрышна тема экологии, взаимоотношений, выбора профессии. Многие ребята, уже имея достаточный словарный запас английской лексики, делятся о том, что кто-то побывал в волонтерских кругах, помогал нуждающимся в помощи, кто-то уже устраивался на работу и смог рассказать о плюсах и минусах занятости в учебное время. Учащиеся, которые не достаточно владеют навыками говорения, а такие есть ребята в каждом классе, отдают предпочтение групповым творческим проектам. Дети делятся на группы: редакторы работают над текстом, библиотекари над поиском информации, а программисты над созданием презентации. Совместная работа облегчает подготовку над проектом и делает её менее сложной и затратной по времени.
Подводя итог над размышлением применения витагенного подхода в творческом проекте по английскому языку, хочется сказать, что выбор темы всегда должен соответствовать возрасту ученика. Необходимо помнить, что творческий проект социальной направленности требует дополнительного внимания и порой общения с классным руководителем для уточнения информации о семье ребёнка для формирования дальнейших требований при выполнении проекта. В одном случае, жизненный опыт – это мотивация, а в другом – преграда. Поэтому необходимо даже к творчеству подходить очень серьезно, ведь именно в нем мы затрагиваем душу! В целом, проблема формирования практических умений у учащихся имеет первостепенное значение; от её решения во многом зависит усвоение школьниками содержания образования, способность применять полученные знания на практике и в конечном итоге, будет способствовать успешной адаптации учащихся в обществе и самореализации в жизни.