Коррекционно-образовательные цели:
- Уточнение и систематизирование знаний детей о перелётных птицах.
- Расширение словарного запаса по лексической теме.
- Совершенствование грамматического строя речи:
- Формировать навыки словообразования и словоизменения (образование слов, путем сложения основ)
- Образование существительных от существительных (грач-грачата).
- Согласование существительных с числительными (одна кукушка, три кукушки.)
- Упражнять детей в ориентировке в пространстве.
- Развивать связную речь.
Коррекционно-развивающие цели:
- Развитие зрительного, слухового внимания, логического мышления.
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.
- Воспитание любви к животному миру.
- Вызвать интерес к занятиям.
Ход занятия
Педагог. Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и весёлым, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что живёт в нашем сердце. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения.
Педагог: Ребята, а какое сейчас время года? Правильно, весна. С давних пор повелось на русской земле славить приход весны песнями, играми и хороводами зазывать птиц. Складывали пословицы и поговорки о весне. Давайте с вами вспомним поговорки о весне.
Дети:
Как зима не злится, а весне покорится.
Вода с гор потекла, весну принесла.
Грач на горе – весна во дворе.
Увидел скворца – весна у крыльца!
Педагог: Молодцы! Знаете пословицы о весне. А сегодня мы познакомимся с новой пословицей: Кукушка стала куковать, мороза больше не видать.
Педагог: Скажите дети, как называются птицы, которые улетают от нас осенью в тёплые края, а весной возвращают к нам?
Дети: Перелётные птицы.
Педагог: Вы догадались, о ком сегодня мы будем говорить? (да, мы будем говорить о перелётных птицах).
- Сядет на место тот, кто назовет перелетную птицу. (Дети называют птиц)
- Молодцы, вы знаете много перелетных птиц.
Педагог. Ребята, посмотрите, какое у нас большое дерево. Давайте рассмотрим его. Скажите, какие перелетные птицы к нам прилетели?
Дети. К нами прилетели соловей, грач, ласточка, аист, кукушка, жаворонок.
Педагог: Скажите, какая из птиц сидит на дереве высоко?
Дети: Высоко на дереве сидит грач.
Педагог: Какие птицы сидят на дереве внизу?
Дети: Внизу на дереве сидят скворец, соловей и кукушка.
Педагог: Что находится перед деревом?
Дети: Перед деревом в траве – гнездо жаворонка
Педагог: Что находится справа от дерева?
Дети: Справа от дерева находится озеро.
Педагог: Кто плавает на озере?
Дети: На озере плавают гуси.
Педагог: Что расположено слева от дерева?
Дети: Слева от дерева расположен домик.
Педагог: Где расположился аиста?
Дети: Аиста расположился в гнезде на крыше домика.
Педагог: Где находится гнездо ласточки?
Дети: Гнездо ласточки находится под крышей домика.
Педагог: Звонкими песнями наполнилась природа. Послушай как поют птицы. (Включает запись пения птиц)
Педагог: Подскажите как поют ...
- Грачи - каркают
- Гуси - гогочут
- Соловьи - свистят
- Ласточки - щебечут
- Журавли - курлычат
- Лебеди - трубят
- Кукушки - кукуют
- Аисты - трещат
Педагог: А скворец подражает голосам всех птиц! Вот такой он певец!
Педагог: - А сейчас мы поиграем с вами в игру «Четвертый лишний». Я буду называть вам птиц, а вы должны сказать какая птица будет лишней и почему.
- Жаворонок, воробей, грач, скворец.
- Сорока, ворона, синица, ласточка.
- Ворона, утка, голубь, воробей.
- Грач, синица, ласточка, кукушка.
- Голубь, лебедь, цапля, журавль.
- Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием.
-Мы немного устали и сейчас отдохнём. Выходите на ковёр (дети выходят на ковёр).
Физкульминутка: «Ласточка»
Ласточки летели, (Дети бегут по кругу, машут руками,
Все люди глядели, изображая полет птиц.
Ласточки садились, приседают, руки опускают за спиной,
Все люди дивились как бы складывая крылья
Сели, посидели,
взвились, полетели
Песенки запели. бегут по кругу, взмахивая руками)
(Народная песенка)
Педагог: У вас на столах лежат конверты. Давайте соберем разрезные картинки, и посмотрим, какие птицы у вас получатся. (Дети собирают разрезные картинки перелетных птиц.)
- А теперь посчитаем наших птиц. (Дети называют птиц с числительными 1, 3, 5)
Педагог: - А сейчас давайте поиграем в игру «Какой, какая?» - образование сложных прилагательных.
- Скажите, как мы назовем одним словом аиста, если у него длинный клюв? (длинноклювый)
- У соловья звонкий голос - звонкоголосый.
- У Грача черная голова – черноголовый.
- У Лебедя длинная шея – длинношеий.
- У кукушки пестрые крылья – пестрокрылая.
- У Цапли длинные ноги – длинноногая.
- У Утки короткие лапы – коротколапая.
- У Ласточки белая грудка - белогрудая.
Пальчиковая гимнастика. «Скворечник»
Из скворечника торчат | Соединяем большой палец с указательным |
Клювы маленьких скворчат. |
Соединяем большой палец со среднем |
Клювик раз, |
Соединяем большой палец с безымянным |
клювик два, |
Соединяем большой палец с мизинцем |
Лапки, лапки, |
Сжимают и разжимают кулачки |
голова. |
Рисуют в воздухе руками круг |
Педагог. Молодцы! А теперь скажите «У кого кто?» вылупится из яиц.
- У грача – грачонок – грачата.
- У утки – утёнок – утята.
- У аиста – аистёнок – аистята.
- У журавля – журавленок – журавлята.
- У дрозда – дроздёнок – дроздята.
Педагог. А теперь скажите, «Кто о ком заботится?»
- Грач заботится о грачатах.
- Гусь заботится о гусятах.
- Утка заботится об утятах.
- Журавль заботится о журавлятах.
- Дрозд заботится о дроздятах.
Педагог: Ребята! О ком мы сегодня говорили на занятии?
Дети: На занятии мы говорили о перелётных птицах.
Педагог: Как к ним нужно относиться?
Дети: Их нужно любить, беречь, защищать, ведь они приносят пользу людям.
Педагог: Что вам запомнилось больше всего?
Вы все молодцы! Занятие закончено.