Декоративное рисование с детьми дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: декоративное рисование


Декоративно-прикладное искусство по своему происхождению, искусство народное. В произведениях декоративно прикладного искусства мы видим мудрость народа, его характер, уклад жизни. В них вложена душа народа, его чувства и его представления о лучшей жизни. Поэтому они имеют огромное познавательное значение.

Изучение произведений декоративно-прикладного искусства, их художественных особенностей и средств создания воспитывает бережное отношение к вещам, уважение к национальному достоянию и национальной культуре, к творческому труду людей, повышает наш культурный уровень.

Поэтому в дошкольном возрасте ребёнок знакомится с разнообразными видами изобразительного искусства: живописью (иллюстрации к книгам, эстампы), графикой, скульптурой, произведениями декоративно-прикладного искусства - как на разнообразных занятиях, так и в повседневной жизни. Такое сочетание создаёт условия для полноценного восприятия детьми произведений разных жанров.

Обучение детей изобразительной деятельности начинается с раннего возраста, таким образом всестороннее воспитание и развитие могут быть успешно решены лишь при условии доступности знаний и навыков, даваемых детям.

Изобразительная деятельность в дошкольном возрасте предусматривает решение следующих задач:

  • воспитывать интерес к художественной деятельности;
  • развивать интерес к правильному восприятию;
  • учить способам создания изображения;
  • развивать воображение;
  • формировать образные представления;
  • развивать творческие способности.

На занятиях по изобразительной деятельности постепенно развивается у детей чувство формы, пропорции, цвета, композиции. И художественный вкус. В процессе работы дети получают знания о форме, цвете, величине, пространственных отношениях. Все эти знания направлены на совершенствование практической изобразительной деятельности, на овладение входящими в неё умениями и навыками.

Обучение изобразительной деятельности не может быть неизменной и одинаковой для всех регионов. В каждом регионе есть своя неповторимая природа, природа сельский и городской пейзажи, колорит, народные традиции, поэтому изобразительная деятельность должна быть различна и её нужно направлять в нужное русло, иначе занятия превратятся в формальные не связанные с детскими впечатлениями, опытом.

Обучение проводятся на совместных занятиях, где дети обучаются декоративно-прикладному искусству, вместе с тем в процессе занятия осуществляется индивидуальный подход, построенный с учётом характера восприятия окружающего мира каждым ребёнком, его эмоциональная отзывчивость на красоту человека, общественных явлений, природы. Необходимо учитывать быстроту и глубину понимания увиденного, темпа выполнения работы, особенностей изображения, словесное и игровое сопровождение процесса выполнения.

Дети дошкольного возраста не могут в полной мере овладеть способами реалистического изображения действительности, нельзя не учитывать тех трудностей, которые возникают перед ними в решении изобразительных задач, в частности в передаче окраски предмета, в соблюдении правильных пропорций и т.д. Естественно, что обучение должно ограничиваться решением лишь наиболее простых задач. Однако дети растут и развиваются, их способности формируются под воздействием воспитания и обучения, и наша задача подвести детей к правдивому отображению действительности.

Занятия по декоративно-прикладному искусству требуют продуманной подготовки материалов - от этого во многом зависит успешное выполнение работы.

На следующем примере можно увидеть, как усложняется выполнение декоративных элементов со средней группы до подготовительной

Средняя группа

1. Учить детей составлять узоры на разнообразных формах бумаги (рис. 1).

Рисунок 1

2. Учить располагать элементы симметрично, по всему листу бумаги, так же по середине, по кайме, по углам.

3. Учить рисовать следующие элементы (рис.2):

  • полоса (кистью плашмя, ведя её за рукой по ворсу);
  • мазок (кистью плашмя, приёмом примакивания);
  • точка (концом кисти, держа её вертикально);
  • кружок (тычком, можно с наращиванием);
  • кольцо (концом кисти или кистью плашмя);

4. Учить рисовать элементы узора по мотивам народных игрушек, керамической посуды

Рисунок 2

Старшая группа

1. Учить рисовать на разных формах бумаги (рис. 3).

Рисунок 3

2. Познакомить с новыми формами (рис. 4).

Рисунок 4

3. Знакомить с изделиями народных промыслов (хохлома, городец, жостовская игрушка).

4. Учить рисовать растительный узор.

5. Учить рисовать узоры по мотивам народного творчества (дымковской, городецкой, жостовской, хохломской росписей).

6. Учить рисовать элементы ритмично, симметрично, по всей форме, по сторонам, в середине, по углам, по кайме.

7. Придумывать узоры для платков, косынок, полотенец, салфеток.

8. Учить рисовать геометрический узор.

9. Способствовать развитию творчества.

10. Знакомить с новыми понятиями (кайма, фестон, купавка, бутон, оживка).

11. Закреплять умения правильно различать и называть середину, левую, правую, верхнюю, нижнюю стороны, углы.

12. Учить рисовать и использовать в узорах следующие элементы:

  • мазок (кистью плашмя, приёмом примакивания);
  • двойной, тройной мазок (двойным, тройным приёмом примакивания); (рис.5)
  • широкая полоса (кистью плашмя, ведя боком ворса);
  • узкая полоса (концом кисти держа её вертикально);
  • кольцо (концом кисти держа её вертикально или кистью плашмя, или полуприкладывая кисть к бумаге;
  • кружок (тычком, можно с наращиванием);
  • точка (концом кисти держа её вертикально);
  • дуга (концом кисти, держа её вертикально или плашмя, или полуприкладывая кисть к бумаге); (рис.6)
  • волнистая линия (концом кисти держа её вертикально или плашмя, или полуприкладывая кисть к бумаге)
  • завиток (концом кисти держа её вертикально) (рис.7).

Рисунок 5

Рисунок 6

Рисунок 7

Подготовительная группа

1. Учить рисовать узоры на разных формах бумаги (рис. 8), а также на силуэтах, изображающих предметы быта и одежды

Рисунок 8

2.Учить рисовать геометрические фигуры.

3.Учить рисовать растительные узоры.

4.Учить рисовать узоры по мотивам народного творчества (дымковской, городецкой, хохломской, жостовской росписи, кружева)

5.Учить располагать элементы симметрично, ритмично, по всему листу бумаги, «сеточкой», по кайме

6.Учить подбирать краски, сочетая с цветом, фоном бумаги

7.Разбеливать краски (в белую добавлять основную)

8.Получать более светлый тон любого цвета

9.Учить смешивать два цвета для получения третьего (желтая + красная=оранжевая)

10.Учить накладывать цвет на цвет не смешивая краску

11.Учить использовать два цвета в одном мазке

12.Учить использовать в узорах следующие элементы (кроме тех, что были в средней группе)

  • завитки (концом кисти держа её вертикально или с постепенным подниманием ворса от бумаги)
  • петельки (концом кисти держа её вертикально) (рис.9)
  • травка-ёлочка (концом кисти держа её вертикально) (рис.10)
  • травка-камыш (кистью плашмя с постепенным подниманием ворса от бумаги)
  • удлинённый мазок (кистью плашмя, приёмом примакивания с наращиванием) (рис.11)
  • двойной, тройной мазок (двойным, тройным примакиванием, кистью плашмя
  • сложный лист смородины (приёмом тройного примакивания с дополнением кистью плашмя в определённой последовательности) (рис.12)

13.Учить самостоятельно придумывать узоры и располагать их в соответствии с формой бумаги

14.Знакомить их с разнообразными художественными промыслами

15.Развивать художественный вкус и эстетические чувства

16.Развивать художественно-творческие способности

Рисунок 9

Рисунок 10

Рисунок 11

Рисунок 12

Рисунок 13