Пояснительная записка
Актуальность: С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Возраст почемучек – самый замечательный возраст для детей. Малыши активно познают мир, открывают для себя новые истины. С раннего возраста им интересны загадки Вселенной. Старших дошкольников всегда привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните свое детство, как интересно было смотреть в ночное небо. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью, каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос? Метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности Солнечной системы, о Юрии Гагарине – первом космонавте Земли и поможет систематизировать полученные знания и применить их в различных видах детской деятельности.
Цель проекта: Формирование у детей начальных элементарных представлений о космосе, ознакомление с российским праздником — Днем космонавтики, героями космоса.
Тип проекта: информационно-познавательный, творческий.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели с 24.03 по 12. 03).
Состав участников проекта: воспитанники средней группы, родители.
По характеру контактов: с воспитанниками одной средней группы.
Продукт проекта: Выставка совместного творчества с родителями «Космос», изготовление лэпбука «Космос». Стенгазета «Космос». Конспекты, дидактические игры.
Проблемная ситуация: Поверхностные знания детей о космосе, о планетах, о работе космонавтов.
Задачи проекта:
Воспитательные:
- Воспитывать чувство патриотизма. Гордости за Родину, за успех страны
Обучающие:
- дать детям представления о том, что Вселенная – это множество звёзд, а Солнце – это самая близкая к Земле звезда;
- познакомить с планетами солнечной системы;
- дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле;
- познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю.А.Гагариным
Развивающие:
- Развивать интерес к окружающему миру, любознательность, фантазию, мышление
Предполагаемый результат:
- у детей сформированы понятия и представления о планетах, звездах, космонавтах.
- Сформирован интерес к новому, неизвестному в окружающем мире.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие
По предметно-содержательной области: интегративный (пять образовательных областей).
Предметно-пространственная развивающая среда: все мероприятия проекта реализуются на базе группы.
Средства и оборудование:
- Технические: ноутбук, проектор, экран, звуковые колонки.
- Методические: Лэпбук «Космос» настольно-печатные игры:
- Беседа «Что такое космос?», «Путешествие Белки и Стрелки», «Первый космонавт – Юрий Гагарин»
- Просмотр презентация «Космос», «Белка и Стрелка»
- Чтение Н.Носов «Незнайка на луне», В.Бороздин «Первый в космосе», Чтение умных книжек (энциклопедическая информация), А.Митяев «Первый полет».
- Загадки и пословицы о космосе.
- Пальчиковая гимнастика «На луне жил звездочет»
- Подвижная игра «Космонавты», «Ждут нас быстрые ракеты»
- НОД рисование «Ракеты», Лепка «Планета», Аппликация и рисование Белка и стрелка», Конструирование «Ракета» изготовление стенгазеты «Космос».
- Сюжетно – ролевая игра «Я космонавт».
- Работа с кругами Лулия
- Раскраски на тему «Космос»
- Прослушивание космических мелодий.
- Конструирование из счетных палочек «Ракета», «Самолет»
- Рассматривание иллюстраций о космосе. Дидактические игры «Найди лишнее», «Найди пару», «Космос», «Четвертый лишний», «Скажи наоборот», «Один – много»
- Настольно-печатные игры «Космические бродилки», «Найди отличия», «Найди тень»
- Математические пазлы «Космос».
- Космические лабиринты «Помоги космонавту добраться до земли», «Помоги ракете долететь до Марса».
Работа с родителями:
- Объединить усилий семьи и ДОУ по вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста
- Дать представление родителям о значимости совместной деятельности с детьми
- Развивать у родителей желание принимать участие в жизни группы
Список литературы:
- Гонтарук Т., “Я познаю мир”, М., АСТ: Транзиткнига.
- Гордон Уэллс «Звездочет и обезьянка Микки».
- Дубкова С.И., “Сказки звёздного неба”, “Белый город”, М.
- Левитан Е.П. «Малышам о звездах и планетах». Москва, Педагогика-Пресс.
- Левитан Е, П. "Твоя Вселенная".
- Левитан Е.П. "Звёздные сказки".
- Майорова Г., “Игры и рассказы о космосе”.
- Майорова Г. “Игры и рассказы о космосе”.
- Парамонов Ж., “Забавная астрономия для малышей”.
- Порцевский К.А.“Моя первая книга о Космосе”.
- Юрлин «Что внутри?». Издательство малыш. Рассказ «Счастливого пути, космонавты».
- Талимонова Л. "Сказки о созвездиях".
- Т.А. Шорыгина «Беседы о космосе».
- Моя уникальная энциклопедия знаний «Солнечная система».
Этапы проекта «Удивительный космос» для детей средней группы № 5
Этапы |
Деятельность воспитателя группы и специалистов МБДОУ по проекту |
Деятельность детей |
1 этап |
Создать условия для вхождение в проблемную ситуацию: для детей, родителей, педагогов. |
Принимают задачу проекта. |
2 этап |
Анализ опыта работы по данной теме. Сбор информации, материалов по теме; |
|
3 этап |
Проектирование текущей работы по проектной деятельность: смотри перспективный план (приложение) |
|
4 этап |
Анализ достижения целей и полученных результатов. Определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблемы в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. |
|
Мониторинг, предполагаемой педагогической диагностики.
- Количество участников проекта детей до 100%;
- Количество участников проекта родителей (законных представителей) до 75%;
- Количество реализованных мероприятий 100%;
- Уровень удовлетворенности родителей (законных представителей) результатами проекта до 85%;
- Количество педагогов (воспитателей), последователей, реализующих данный проект в своих группах не менее 3-х.