Учреждения дополнительного образования детей являются одним из основных социальных институтов. Обучающимся предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы дополнительного образования, которая способствует развитию склонностей, способностей и профессиональному самоопределению детей и молодежи. Так же, помимо обучения, воспитания и творческого развития личности, дополнительное образование решает ряд других социально значимых проблем. Например, обеспечивает занятость детей, их самореализацию.
Деятельность педагогов учреждений современного дополнительного образования положительно влияет на процесс воспитания, обучения и развития личности ребенка. Дополнительное образование существует как в общеобразовательных учреждениях, так и отдельно от них. Школы искусств, кружки, секции по интересам, дома творчества играют важную роль в развитии способностей и интересов обучающихся.
Полноценное образование включает, в том числе, и художественное образование. Оно сохраняет целостность личностного развития ребенка. В последние годы вырос интерес специалистов к механизму влияния искусства на творческое развитие ребенка. Посредством увлечения детей школьного возраста художественной керамикой происходит активная адаптация ребенка в макросоциальной среде, так как эстетическое образование является неотъемлемой частью общего педагогического процесса. Оно приобретает особую значимость в работе с детьми, имеющими трудности в обучении.
Так, на занятиях художественно-эстетической направленности в учреждении дополнительного образования у педагога появляется возможность создания ситуации успеха для слабоуспевающих учеников. Им часто необходим положительный настрой к учебной деятельности, чтобы приобрести уверенность в собственных силах. Создавая свои произведения искусства, дети вкладывают в них свой интеллект, талант, душевный настрой. В этом помогает корректность педагога, уместность комментариев по поводу изготовляемых изделий, ведь именно в этих работах дети бывают особенно искренними и открытыми.
Дополнительное образование в данном процессе играет незаменимую роль. Занятия керамикой относятся к декоративно-прикладному искусству, исторически сложившемуся на каждой территории со своими особенностями и спецификой, секретами народного мастерства. Одним из материалов, внесших большой вклад в развитие народного искусства, можно назвать глину. Внимание к такому материалу, как глина, привело к появлению целого ряда мастерских, где изготавливалась различная утварь для домашнего быта.
Удивительные свойства глины (прочность, огнеупорность, пластичность) позволяют разнообразно использовать ее для лепки декоративных скульптур, животных и людей, шкатулок, подсвечников, ваз, настенных панно. Это достаточно доступный и недорогой материал. Важно также и то, что пластичность материала представляет особый интерес для детей. Работа с глиной развивает мелкую моторику и когнитивные способности. Если изделие будет объемным, то нужно представить себе, как оно будет выглядеть с разных сторон. Работа выполняется обеими руками, разнонаправленными движениями, при этом улучшается координация движений и ориентация в пространстве, формируются конструктивные способности. Для успешного освоения лепки из глины необходимо иметь определенные навыки работы с глиной: определять влажность комка глины, т.к. от этого зависит качество работы; понимать текстуру глины и степень готовности ее для лепки, знать приемы формования отдельных деталей в виде шара, цилиндров разных размеров, пластов и присоединения деталей между собой. Процесс происходит в определенном порядке, изготовление изделий требует равномерного высыхания при сушке и обжиге для сохранения форм.
На занятиях художественной керамики дети постепенно повышают свой культурный уровень, расширяют кругозор, узнают особенности работы с глиной, условия сушки, обжига и др. Не каждый взрослый, а тем более ученик начальных классов, знает, что такое тестообразное состояние глины, понятия «шликер», глазурование изделий и особенности изготовления керамических изделий. Все волшебство превращения глиняного кома в керамику проходит перед глазами ребят.
Занятия керамикой — это длительный процесс, который включает в себя несколько этапов: лепку, обжиг, декорирование. Данный процесс требует определенных усилий над собой, развивает терпение и усидчивость. Обучение требует определенного уровня развития эмоционально-волевой сферы. В самом начале учим правильной постановке цели, планированию этапов деятельности, определенной очередности выполнения заданий, следим за качеством их выполнения. В процессе лепки, дети учатся творчески выражать свои мысли, чувства, свое представление о керамике, о различных возможностях данного материала. Через познание формы, цвета, фактуры предмета, консистенции материала развивается воображение, внимательность, пространственное мышление. Не зря психологи используют лепку как одно из направлений арт-терапии. Наблюдая за керамическими работами ребенка, можно выявить его внутренние проблемы, которые его мучают и напрягают несмотря на то, что дети зачастую не умеют формулировать то, что их беспокоит.
Именно во время работы с глиной заметно раскрываются внутренние ресурсы детей, происходит саморегуляция нервно-психической деятельности их организма. Педагоги используют на данном этапе информационно-рецептивный метод, наблюдая за действиями ребёнка, вместе рассматривают иллюстрации и слайды, на которых изображены различные варианты игрушек. Особое внимание уделяется показу способов действий, объяснению, рассказу педагога об истории возникновения данного вида искусства. Данный метод позволяет сформировать у детей важнейшие качества личности: внимательность, наблюдательность, любознательность, усидчивость. Использование данного метода обучения в учреждениях дополнительного образования продиктовано тем, что значительно расширяются знания в различных областях науки и техники, в связи с чем возрастает необходимость передачи большего объема учебной информации.
На всех этапах работы педагоги используют репродуктивный метод, необходимый во время беседы с ребенком. Этот метод обучения как способ организации деятельности учащихся по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов действий позволяет организовать работу детей в определенной последовательности, часто — по инструкции. Во время работы полезен диалог, предполагающий ответы обучающегося на различные вопросы. Вовремя данный совет педагога может помочь при выборе художественных деталей, а своевременное поощрение или похвала вселят в ребенка уверенность и желание быстрее довести начатое до конца.
С помощью исследовательского и эвристического метода дети направляются на поиск самостоятельного решения. Умение направить работу на решение какой-либо проблемы способствует успешному развитию творческого мышления и воображения обучающихся. Этот метод развивает критическое мышление детей, учит самостоятельному приобретению знаний. Виды деятельности обучающихся при эвристическом методе заключаются в подборе материала из художественного произведения, из критической статьи, учебника и других пособий для ответа на заданный вопрос.
На занятиях керамикой трудно пройти мимо истории возникновения народной глиняной игрушки. Эта тема открывает перед нами огромное поле деятельности и большие возможности. Образы народного искусства особенно близки детям школьного возраста. Усиленные занятия художественным творчеством, предпринятые не только в младшем, но и в подростковом возрасте, и даже с отстающими в учебе детьми, приводят к их личностному росту: эмоциональная сфера обогащается, эгоистические и потребительские мотивы уступают место стремлению к саморазвитию и заботе о других; растут самостоятельность и ответственность ребенка как признаки психологического здоровья. Занятия керамикой позволяют лучше узнать ребенка, его мир, интересы, проблемы и страхи, определить его отношение к самому себе, своей семье, друзьям, школе.
Личностное развитие детей происходит при формировании ценностей, убеждений, мировоззрений, отношений с внешним и внутренним миром. Это сложный процесс, который способствует самосовершенствованию человека. При этом одним из ведущих направлений развития личности ребенка является патриотическое воспитание. Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре и развитие нравственно-патриотической и эстетической сторон личности ребенка происходит через ознакомление с народными промыслами России и организацию творческой деятельности. Патриотическое воспитание четко прослеживается в работе детей с дымковской игрушкой. Знакомясь с историей ее возникновения, закрепляя навыки рисования основных элементов росписи, осознавая особенности и своеобразие ее колорита, дети проявляют свою любовь к народному творчеству, к родной стране.
Все это способствует воспитанию человека, уважающего традиции своего народа, бережно относящегося к своей стране, патриота своей Родины. Глиняная игрушка, как часть целостного мира народного творчества, является символом дружбы, мира, добра. Яркая, веселая, добрая, родная, голосистая, народная глиняная игрушка всегда воспринимается детьми как кусочек сказки, легенды, которая пришла к нам из глубины веков.
Полноценное развитие возможно только в социуме, при совместном взаимодействии педагога, родителей и детей. В учреждении дополнительного образования дети приобретают новый опыт взаимодействия с другими детьми, с педагогами, при этом происходит формирование нового стиля поведения, взаимоотношений, а также выполнения заданий на определенную тему. В кропотливой совместной работе педагог передает свои знания детям, свое понимание мира. В этом процессе происходит эстетическое восприятие окружающего мира, дети начинают осознавать свою роль в нем. Так, постепенно обучающиеся приобщаются к какому-либо мастерству, воспитывая в себе эстетический вкус, трудолюбие, понимание искусства.
Исследования ученых показывают, что занятия керамикой в системе дополнительного образования активизируют интеллектуальную деятельность детей и подростков; положительно влияют на успеваемость по основным предметам (а не отвлекают от них); повышают общую креативность человека; развивают воображение, без чего не может быть речи о творчестве ни в какой области человеческой деятельности. Через некоторое время они начинают заметно опережать своих ровесников и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном, и нравственном развитии. Занятия керамикой являются одним из традиционных видов декоративно-прикладного искусства с глубокими национальными корнями, они формирует эстетический и этический вкус ребенка, его восприятие прекрасного. В данной области искусства ребенок может приобрести ранний, успешный и полноценный опыт творчества — порождения и осуществления собственных замыслов. Опыт, который незаменим для становления самосознания, самоощущения человека в обществе, поможет ему в будущем стать креативным в любой сфере деятельности.