Применение цифровых образовательных платформ на уроках математики, а также использование ресурса "Динамическая математика" для повышения интереса учащихся к обучению — это ключевые аспекты современного образовательного процесса.
Концепция математического образования отражена в документе "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации", утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 28.02.2024 № 145. В документе подчеркивается роль Минобрнауки РФ, отвечающий за развитие фундаментальной науки и поддержку научных проектов. В Стратегии подчеркивается важность математического образования как основы для подготовки специалистов в сфере высоких технологий и научных исследований.
Президент Российской Федерации Владимир Путин в своём обращении в 2023 году также подчеркнул, что школьники должны быть способны решать сложные задачи, абстрагироваться от лишнего, анализировать, рассуждать и обосновывать свои утверждения. Именно математика, как фундаментальная наука, способствует развитию этих навыков, которые играют ключевую роль в формировании успешной жизненной позиции каждого человека.
С развитием современных технологий цифровые инструменты всё активнее проникают в образовательный процесс. Сегодняшний учитель должен идти в ногу со временем, внедряя инновационные технологии в свою работу. Использование электронных образовательных ресурсов открывает перед педагогами огромные возможности для организации творческой и исследовательской деятельности учащихся.
В своей практике я активно применяю различные электронные инструменты, ресурсы,презентации, как созданные лично, так и найденные в открытых источниках.
Особо хочется выделить электронное пособие "Уроки алгебры с использованием информационных технологий" - для учеников 7-11 классов при изучении тем, связанных с функциями и их графиками, для 10-11 классов - "Тестовый контроль" и приложения к учебнику А.Н.Колмогорова "Алгебра и начала математического анализа", которые включают анимации, интерактивные модели и контрольные задания.
Цифровизация образования даёт неограниченные возможности для повышения эффективности уроков. Компьютерные программы и интернет-ресурсы особенно актуальны в условиях дистанционного обучения. Применение таких технологий позволяет сделать уроки более насыщенными, интересными и доступными для каждого ученика.
В свое время мы все познакомились с образовательными платформами, рекомендованными Министерством просвещения РФ: "Российская электронная школа", "Московская электронная школа", "ЯКласс", "Учи.ру" – и теперь активно ихиспользуем в своей работе.
Особенно я ценю возможности платформы "1С:Урок" (разработчиком является коллектив авторов с 1991, с участием Чернецкой Татьяны Александровны, к.п.н.), которая предлагает задания с интерактивными наглядными учебными материалами, предназначенными для подготовки и проведения уроков учителями, а также для самостоятельной работы школьников.
Применение динамических моделей позволяет учащимся не только визуализировать сложные математические процессы, но и самостоятельно исследовать их, изменяя параметры и наблюдая за результатами в режиме реального времени. Это помогает глубже понять материал, абстрагироваться от рутинных вычислений и сосредоточиться на осмыслении математических закономерностей.
Динамическая подача заданий на платформе мотивирует учащихся к активному участию в образовательном процессе. Они чувствуют себя исследователями, которые не просто заучивают формулы, а видят их применение на практике. Такой формат развивает интерес к предмету, повышает уровень вовлечённости и помогает сформировать устойчивую мотивацию к изучению математики. Кроме того, интерактивная форма заданий способствует развитию логического и творческого мышления, критического анализа и самостоятельности, что крайне важно для успешного обучения.
Платформа предоставляет возможность индивидуального подхода к каждому ученику, позволяет проводить проверочные работы и отслеживать прогресс. Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках математики способствует активизации познавательной деятельности учащихся, развивает их творческое мышление и делает уроки более увлекательными и эффективными. Учебные ресурсы такого рода можно внедрять на всех этапах образовательного процесса:
- для объяснения нового материала;
- для закрепления изученных тем;
- при повторении пройденного материала;
- для контроля знаний, умений и навыков.
Динамическая математика как интерактивный инструмент для наглядного обучения математике помогает мне в изучении таких тем, как построение графиков функций, исследование свойств геометрических фигур, решение задач на преобразование фигур и изучение пространственных объектов. Благодаря визуализации и интерактивным моделям, учащиеся могут лучше понять сложные математические концепции, наблюдая, как меняются графики или фигуры при изменении параметров.
Сама платформа «1C.urok» предоставляет готовые решения для изучения геометрии по таким темам, как «Треугольники и их свойства», «Окружности и их элементы», «Площадь и объем геометрических фигур», а также «Векторы и координаты». Эти решения адаптированы для работы в 7-11 классах и помогают учащимся осваивать материал постепенно, в соответствии с их уровнем подготовки.
Предоставляя ресурс «Динамическая математика», платформа позволяет на практике исследовать геометрические закономерности, моделировать различные ситуации и анализировать их в реальном времени. Например, ученики могут изменять размеры сторон треугольника и наблюдать, как изменяются углы и высоты, или работать с графиками функций, наблюдая их пересечения и экстремумы.
Примерами применения являются, например, задачи на построение графиков линейных, квадратичных и кубических функций, исследование касательных и секущих к окружности, а также визуализация решения систем уравнений. Кроме того, платформа помогает в решении задач на нахождение площадей и объемов сложных фигур, построении симметричных объектов и исследовании их свойств, что особенно полезно для подготовки к олимпиадам и экзаменам.
Интерактивная тетрадь Skysmart также стала для меня незаменимым инструментом. Она позволяет создавать задания, которые ученики выполняют онлайн. Это удобно тем, что проверка происходит автоматически, экономится время учителя.
Платформа "Яндекс.Учебник" оказалась не менее полезной в моей работе. Она предоставляет готовые занятия и тематические подборки заданий, которые можно использовать для повторения и подготовки к контрольным работам, а также различные инструменты для организации самостоятельных и проверочных работ. Удобный интерфейс и возможность мгновенной проверки заданий делают эту платформу востребованной среди учителей и учеников. Это бесплатный образовательный ресурс, который не ограничивает пользователя в объеме заданий и количестве учащихся. Платформа позволяет гибко настроить проведение заданий: выбрать время выполнения, продолжительность работы, изменить название, добавить комментарии и вывести задания на экран для общей работы. Кроме того, можно редактировать уже созданные задания или добавлять новые.
Одним из главных преимуществ платформы является возможность отслеживания статистики по каждому ученику в отдельности. Это позволяет анализировать результаты выполнения заданий и оперативно вносить корректировки в образовательный процесс. Например, если я замечаю, что учащийся или целый класс не до конца усвоили материал, я могу создать дополнительные задания, направленные на закрепление знаний.Ещё одним достоинством платформы стала её обширная библиотека заданий, которая значительно облегчает подготовку учителя к урокам.
Много интерактивных моделей создано в GeoGebra. В своей работе использую материалы, созданные Е.А.Стародубцевой, А.И.Сгибневым.
Я убеждена, что сочетание традиционных методов обучения с использованием цифровых образовательных ресурсов значительно повышает интерес учащихся к предмету, способствует их всестороннему развитию и позволяет достигать высоких образовательных результатов.
Применение цифровых технологий на уроках математики, а также во внеурочной деятельности (например, использование электронных учебников, онлайн-ресурсов и инструментов для оценки учебных достижений) помогает мне эффективно подготавливать учащихся к различным конкурсам, олимпиадам и конференциям: турнирам по экспериментальной математике САФУ имени М.В.Ломоносова , университетской олимпиаде школьников «Бельчонок» , ВсОШ по математике, ТИИМ, математическом флешмобе MathCat.
Все это возможно, если у детей появляется заинтересованность в предмете изучения, умения абстрагироваться и желание двигаться дальше... А я хотела бы быть причастной к этому.