Разработка урока "Прямоугольник. Ромб. Квадрат"

Разделы: Математика

Класс: 8

Ключевые слова: прямоугольник, ромб, квадрат


Тип урока: урок изучения нового материала.

Используемые педагогические технологии: обучение в сотрудничестве (групповая работа); исследовательские методы в обучении.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Цели урока:

  • Закрепление знаний о свойствах параллелограмма.
  • Формирование новых знаний о геометрических фигурах: прямоугольник, ромб, квадрат.
  • Формирование знаний об особых свойствах прямоугольника, ромба, квадрата.
  • Развитие умения самостоятельно добывать информацию и формулировать основные понятия, свойства.
  • Воспитание умения планировать сотрудничество со сверстниками, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.
  • Рефлексия степени усвоения материала.

Задачи урока:

  • Формирование умения давать определение геометрических фигур: прямоугольник, ромб, квадрат.
  • Формирование знаний об особых свойствах прямоугольника, ромба, квадрата.
  • Развитие умения самостоятельно обобщать приобретенные знания и применять их для решения задач.
  • Развитие познавательных метапредметных УУД (логических действий как основы исследовательской деятельности).
  • Повышение мотивации к обучению посредством применения современных образовательных технологий (в том числе, исследовательские методы в обучении).

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

  • Умение давать определение геометрических фигур: прямоугольник, ромб, квадрат; формулировать особые свойства каждого четырехугольника.
  • Развитие навыков применения свойств четырехугольников при решении задач.

Метапредметные:

  • Умение определять понятия.
  • Умение создавать обобщения, классифицировать, строить рассуждение, делать выводы.
  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
  • Умение применять теоретические знания на практике.

Личностные:

  • Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности. 
  • Развитие умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли и понимать смысл поставленных задач.

Вид используемых на уроке средств ИКТ:

  • Презентации в MS PowerPoint;
  • Универсальные средства (мультимедийный компьютер, проектор, интерактивная доска);
  • Печатные текстовые материалы для работы на уроке и домашнее задание в MS Word;
  • Лист-самоконтроля.

Ход урока

Организационный момент (2 мин.)

Цель: включение в учебную деятельность.

Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку проводится с помощью игры «Ветер дует». Учитель задает вопросы, если у учащихся положительный ответ, то поднимают руки вверх и инсценируют дуновение ветра, если отрицательный – руки вверх не поднимают.

Вопросы:

- Ветер дует для тех, кто готов к уроку?

- Ветер дует для тех, кто настроен поработать на уроке продуктивно?

- Ветер дует для тех, у кого хорошее настроение? (Слайд 1)

Учитель: Сегодняшний урок я хочу начать с притчи:

«Однажды к старцу пришел его послушник и спросил:

- Отче, объясни мне, почему я, имея такие же глаза, как у тебя, часто не замечаю того, что замечаешь ты?

Старец вышел из комнаты и через какое-то время вернулся, держа в руках древнюю рукопись на незнакомом для послушника языке. Развернув ее, он сказал:

- Что видишь?

Послушник, не желая выдавать свое незнание, ответил:

- Я вижу многовековую мудрость в этой рукописи. Тогда старец сказал:

- На самом деле перед тобой – записка греческого купца, - а знаю и вижу это потому, что однажды, не побоявшись признаться себе в том, что я толком ничего не знаю, выучил этот язык.

- Я желаю вам не бояться признаваться себе в том, что вы чего-то не знаете и желаю, чтобы вы восполняли свои знания постоянно и с успехом! (Слайд 2)

Этап постановки цели и задач урока (3 мин.)

Цель: получить новые знания о четырехугольниках и выявить различия между трапецией, параллелограммом, прямоугольником, ромбом и квадратом.

Этапы урока

Физкультминутка (1 мин.)

Цель: обеспечение здоровьесбережения учащихся. (Слайд 9)

- Если предложение ложно, то вы наклоняетесь влево, если верно – вправо

  1. Параллелограмм – это четырехугольник (и)
  2. Диагонали параллелограмма равны (л)
  3. В любой трапеции основания параллельны (и)
  4. В параллелограмме противоположные углы равны (и)
  5. Диагонали параллелограмма перпендикулярны (л)
  6. У квадрата диагонали равны (и)

Этап применения знаний и умений в новой ситуации (17 мин.)

Цель: Проверка правильности и осознанности темы «Прямоугольник. Ромб. Квадрат». Выявление пробелов первичного осмысления материала, коррекция выявленных пробелов. Обеспечение закрепления в памяти основных понятий изученной темы, свойств, которые необходимы учащимся для успешного выполнения самостоятельной работы базового и повышенного уровней сложности.

Учитель применяет структуру СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ.

- Первый участник отвечает на первый вопрос и передаёт лист второму обучающемуся, тот отвечает на второй вопрос и передаёт лист третьему и т.д. (Приложение 3).Та команда, которая первая ответила на все вопросы получает дополнительный “+”. Та команда, которая ответила правильно на большее количество вопросов, получает ещё “+”. Одновременно вы выполняете индивидуально теоретическую самостоятельную работу. Необходимо заполнить таблицу. При наличии данного свойства у фигуры поставьте +(да), при отсутствии – (нет). (Приложение 4)

а) Закончите предложение, либо впишите пропущенные слова.

  1. Параллелограмм - это четырёхугольник, у которого противолежащие стороны __________________.
  2. Диагонали параллелограмма пересекаются и ________________________.
  3. У параллелограмма противоположные стороны и противоположные углы ____________.
  4. Прямоугольник - _________________, у которого все углы_________________.
  5. 5.Диагонали прямоугольника________________________.
  6. Ромб - это__________________, у которого все стороны______________.
  7. Диагонали ромба пересекаются под_________________________.
  8. 8.Диагонали ромба являются____________________________.
  9. 9. Квадрат - это_________________, у которого все стороны__________________.
  10. 10. У квадрата все углы_________.
  11. 11. Диагонали квадрата пересекаются__________________,
  12. 12.Диагонали квадрата являются____________________________.

б) Теоретическая самостоятельная работа. (ученики должны отметить свойства: «+» или «-»)

Применяем структуру СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ.

Самостоятельную работу выполняют на отдельных листочках.

Самостоятельная работа.

 

Параллело-
грамм

Прямо-
угольник

Ромб

Квадрат

Противолежащие стороны параллельны и равны

 

 

 

 

Все стороны равны

 

 

 

 

Противолежащие углы равны, сумма соседних углов равна 180

 

 

 

 

Все углы прямые.

 

 

 

 

Диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам

 

 

 

 

Диагонали равны

 

 

 

 

Диагонали взаимно перпендикулярны и являются биссектрисами его углов

 

 

 

 

- Поменяемся листами с выполненными заданиями с соседними командами и проверим правильность ответов, представленных на интерактивной доске.

  • 25-28 правильных ответов – “5”,
  • 20-24 правильных ответов – “4”,
  • 15-19 правильных ответов – “3”,
  • менее 15 – “2”.

Итог

Листочки сдаются учителю. Как гласит народная мудрость: “Доверяй, но проверяй”.

Решение задач на готовых чертежах

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ожидаемый результат

На столах в каждой группе лежат задачи на готовых чертежах. Учитель предлагает каждому ученику взять задачу, решить, затем сверить ответ (ответы в конвертах запечатанных лежат на столах также). Правильное решение задачи оценивается баллами. (Приложение 5)

Учащиеся решают задачи, сверяют с ответами. Если ученик решил одну задачу, может взять еще одну из предложенных и т.д.

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата

Подведение итогов. Рефлексия. (5 мин.)

Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка ее результатов.

- Вернемся к началу урока.

Читаю сказку еще раз.

Изменилось ли ваше мнение, ответ на конец урока?

  • Кто стал королем? (квадрат)
  • Кто был основным соперником? (прямоугольник)
  • Кто первым выбыл из соревнования? (трапеция)

Заполнить лист самооценки (Приложение 6)

Лестница успеха.

  • «Ветер дует» для тех, кто в начале урока узнал, кто стал королем.
  • Для тех, кто нарисовал себя на нижней ступеньке лестницы.
  • Для тех, кто нарисовал себя на второй ступеньке.
  • Для тех, кто нарисовал себя на самой высокой ступеньке.

Домашнее задание (2 мин.)

(состоит из двух частей): часть 1

Задача 1. Диагонали прямоугольника АВСD пересекаются в точке О, угол АВО = 36°. Найдите угол АОD.

Задача 2. Найдите углы прямоугольной трапеции, если один из ее углов равен 20°.

Задача 3. Стороны параллелограмма относятся как 1:2, а его периметр равен 30 см. Найдите стороны параллелограмма.

Задача 4. В равнобокой трапеции сумма углов при большем основании равна 96°. Найдите углы трапеции.

Задача 5. Найдите периметр ромба ABCD, если В равен 120°, а BD=8 см.

Любые две задачи на «3», любые три задачи на «4», любые четыре или все пять задач на «5».

Часть 2. Решить кроссворд

Приложение 1

Приложение 2