Тип урока: урок изучения нового материала.
Используемые педагогические технологии: обучение в сотрудничестве (групповая работа); исследовательские методы в обучении.
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Цели урока:
- Закрепление знаний о свойствах параллелограмма.
- Формирование новых знаний о геометрических фигурах: прямоугольник, ромб, квадрат.
- Формирование знаний об особых свойствах прямоугольника, ромба, квадрата.
- Развитие умения самостоятельно добывать информацию и формулировать основные понятия, свойства.
- Воспитание умения планировать сотрудничество со сверстниками, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.
- Рефлексия степени усвоения материала.
Задачи урока:
- Формирование умения давать определение геометрических фигур: прямоугольник, ромб, квадрат.
- Формирование знаний об особых свойствах прямоугольника, ромба, квадрата.
- Развитие умения самостоятельно обобщать приобретенные знания и применять их для решения задач.
- Развитие познавательных метапредметных УУД (логических действий как основы исследовательской деятельности).
- Повышение мотивации к обучению посредством применения современных образовательных технологий (в том числе, исследовательские методы в обучении).
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
- Умение давать определение геометрических фигур: прямоугольник, ромб, квадрат; формулировать особые свойства каждого четырехугольника.
- Развитие навыков применения свойств четырехугольников при решении задач.
Метапредметные:
- Умение определять понятия.
- Умение создавать обобщения, классифицировать, строить рассуждение, делать выводы.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
- Умение применять теоретические знания на практике.
Личностные:
- Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.
- Развитие умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли и понимать смысл поставленных задач.
Вид используемых на уроке средств ИКТ:
- Презентации в MS PowerPoint;
- Универсальные средства (мультимедийный компьютер, проектор, интерактивная доска);
- Печатные текстовые материалы для работы на уроке и домашнее задание в MS Word;
- Лист-самоконтроля.
Ход урока
Организационный момент (2 мин.)
Цель: включение в учебную деятельность.
Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку проводится с помощью игры «Ветер дует». Учитель задает вопросы, если у учащихся положительный ответ, то поднимают руки вверх и инсценируют дуновение ветра, если отрицательный – руки вверх не поднимают.
Вопросы:
- Ветер дует для тех, кто готов к уроку?
- Ветер дует для тех, кто настроен поработать на уроке продуктивно?
- Ветер дует для тех, у кого хорошее настроение? (Слайд 1)
Учитель: Сегодняшний урок я хочу начать с притчи:

«Однажды к старцу пришел его послушник и спросил:
- Отче, объясни мне, почему я, имея такие же глаза, как у тебя, часто не замечаю того, что замечаешь ты?
Старец вышел из комнаты и через какое-то время вернулся, держа в руках древнюю рукопись на незнакомом для послушника языке. Развернув ее, он сказал:
- Что видишь?
Послушник, не желая выдавать свое незнание, ответил:
- Я вижу многовековую мудрость в этой рукописи. Тогда старец сказал:
- На самом деле перед тобой – записка греческого купца, - а знаю и вижу это потому, что однажды, не побоявшись признаться себе в том, что я толком ничего не знаю, выучил этот язык.
- Я желаю вам не бояться признаваться себе в том, что вы чего-то не знаете и желаю, чтобы вы восполняли свои знания постоянно и с успехом! (Слайд 2)
Этап постановки цели и задач урока (3 мин.)
Цель: получить новые знания о четырехугольниках и выявить различия между трапецией, параллелограммом, прямоугольником, ромбом и квадратом.
Этапы урока
Физкультминутка (1 мин.)
Цель: обеспечение здоровьесбережения учащихся. (Слайд 9)
- Если предложение ложно, то вы наклоняетесь влево, если верно – вправо
- Параллелограмм – это четырехугольник (и)
- Диагонали параллелограмма равны (л)
- В любой трапеции основания параллельны (и)
- В параллелограмме противоположные углы равны (и)
- Диагонали параллелограмма перпендикулярны (л)
- У квадрата диагонали равны (и)
Этап применения знаний и умений в новой ситуации (17 мин.)
Цель: Проверка правильности и осознанности темы «Прямоугольник. Ромб. Квадрат». Выявление пробелов первичного осмысления материала, коррекция выявленных пробелов. Обеспечение закрепления в памяти основных понятий изученной темы, свойств, которые необходимы учащимся для успешного выполнения самостоятельной работы базового и повышенного уровней сложности.
Учитель применяет структуру СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ.
- Первый участник отвечает на первый вопрос и передаёт лист второму обучающемуся, тот отвечает на второй вопрос и передаёт лист третьему и т.д. (Приложение 3).Та команда, которая первая ответила на все вопросы получает дополнительный “+”. Та команда, которая ответила правильно на большее количество вопросов, получает ещё “+”. Одновременно вы выполняете индивидуально теоретическую самостоятельную работу. Необходимо заполнить таблицу. При наличии данного свойства у фигуры поставьте +(да), при отсутствии – (нет). (Приложение 4)
а) Закончите предложение, либо впишите пропущенные слова.
- Параллелограмм - это четырёхугольник, у которого противолежащие стороны __________________.
- Диагонали параллелограмма пересекаются и ________________________.
- У параллелограмма противоположные стороны и противоположные углы ____________.
- Прямоугольник - _________________, у которого все углы_________________.
- 5.Диагонали прямоугольника________________________.
- Ромб - это__________________, у которого все стороны______________.
- Диагонали ромба пересекаются под_________________________.
- 8.Диагонали ромба являются____________________________.
- 9. Квадрат - это_________________, у которого все стороны__________________.
- 10. У квадрата все углы_________.
- 11. Диагонали квадрата пересекаются__________________,
- 12.Диагонали квадрата являются____________________________.
б) Теоретическая самостоятельная работа. (ученики должны отметить свойства: «+» или «-»)
Применяем структуру СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ.
Самостоятельную работу выполняют на отдельных листочках.
Самостоятельная работа.
|
Параллело- |
Прямо- |
Ромб |
Квадрат |
Противолежащие стороны параллельны и равны |
|
|
|
|
Все стороны равны |
|
|
|
|
Противолежащие углы равны, сумма соседних углов равна 180 |
|
|
|
|
Все углы прямые. |
|
|
|
|
Диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам |
|
|
|
|
Диагонали равны |
|
|
|
|
Диагонали взаимно перпендикулярны и являются биссектрисами его углов |
|
|
|
|
- Поменяемся листами с выполненными заданиями с соседними командами и проверим правильность ответов, представленных на интерактивной доске.
- 25-28 правильных ответов – “5”,
- 20-24 правильных ответов – “4”,
- 15-19 правильных ответов – “3”,
- менее 15 – “2”.
Итог
Листочки сдаются учителю. Как гласит народная мудрость: “Доверяй, но проверяй”.
Решение задач на готовых чертежах
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Ожидаемый результат |
На столах в каждой группе лежат задачи на готовых чертежах. Учитель предлагает каждому ученику взять задачу, решить, затем сверить ответ (ответы в конвертах запечатанных лежат на столах также). Правильное решение задачи оценивается баллами. (Приложение 5) |
Учащиеся решают задачи, сверяют с ответами. Если ученик решил одну задачу, может взять еще одну из предложенных и т.д. |
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата |
Подведение итогов. Рефлексия. (5 мин.)
Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка ее результатов.
- Вернемся к началу урока.
Читаю сказку еще раз.
Изменилось ли ваше мнение, ответ на конец урока?
- Кто стал королем? (квадрат)
- Кто был основным соперником? (прямоугольник)
- Кто первым выбыл из соревнования? (трапеция)
Заполнить лист самооценки (Приложение 6)
Лестница успеха.

- «Ветер дует» для тех, кто в начале урока узнал, кто стал королем.
- Для тех, кто нарисовал себя на нижней ступеньке лестницы.
- Для тех, кто нарисовал себя на второй ступеньке.
- Для тех, кто нарисовал себя на самой высокой ступеньке.
Домашнее задание (2 мин.)
(состоит из двух частей): часть 1
Задача 1. Диагонали прямоугольника АВСD пересекаются в точке О, угол АВО = 36°. Найдите угол АОD.
Задача 2. Найдите углы прямоугольной трапеции, если один из ее углов равен 20°.
Задача 3. Стороны параллелограмма относятся как 1:2, а его периметр равен 30 см. Найдите стороны параллелограмма.
Задача 4. В равнобокой трапеции сумма углов при большем основании равна 96°. Найдите углы трапеции.
Задача 5. Найдите периметр ромба ABCD, если В равен 120°, а BD=8 см.
Любые две задачи на «3», любые три задачи на «4», любые четыре или все пять задач на «5».
Часть 2. Решить кроссворд