Корпоративное обучение – это комплекс мероприятий, направленных на подготовку или переподготовку сотрудников с учётом целей и стратегий компании, где они работают.
Непрерывное профессиональное развитие педагогов является обязательным условием развития любой образовательной организации. Содержание этого процесса определяется разными факторами: внешним запросом со стороны общества и государства, тенденциями развития образования, особенностями развития школы, индивидуальными потребностями самого учителя. В любом случае неизменным остаётся важность образования в течение всей жизни как обязательного условия повышения качества школьного образования.
Современной школе, которая ориентируется на профессиональное развитие своих педагогов, нужны более открытые и вариативные модели профессионального развития педагогов, чем существующие в ведомственной системе дополнительного профессионального образования. «Эти модели должны учитывать потребности школ, быстро реагировать на индивидуальные запросы, использовать на практике достижения андрагогики как науки об обучении взрослых. Кроме того, школы заинтересованы не только в повышении профессионального уровня отдельных учителей, но и в формировании у всех членов педагогического коллектива готовности к командной работе, позиционном самоопределении, включении педагогов в управление образовательной деятельностью, наконец, в формировании целостно-ориентационного единства всего коллектива школы» [2].
В этих условиях возрастает необходимость в большей открытости и вариативности системы повышения квалификации педагогов, и наряду с традиционными моделями формального образования всё большее значение приобретают различные формы неформального образования и обучения как неотъемлемые интеграционные элементы системы непрерывного образования.
Мы определяем процесс корпоративного обучения в образовательной организации как целенаправленную системную деятельность, ориентированную на формирование ключевых компетенций, определяющих профессиональное развитие педагогов на основе комплексного анализа внутренних потребностей и ресурсов, при котором инициатива и ключевая роль в проектировании процесса обучения принадлежит самой организации [3].
Цель работы: выяснить, как педагоги школы относятся к понятию корпоративное обучение.
Мы провели анкетирование педагогов МАОУ СОШ №2 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля им. В.Н.Татищева г.Перми. В анкетировании приняли участие 17 учителей, стаж работы которых от 3 до 42 лет. Опрос проводился в феврале 2025 года.
Основными являлись вопросы:
- Какие формы и методы корпоративного обучения применяются в вашей школе?
- Хотели бы вы видеть в своей школе реализацию модели корпоративного обучения?
- Считаете ли вы, что корпоративное обучение может быть эффективным инструментом профессионального развития педагога?
На первый вопрос были даны следующие ответы: семинары и тренинги, взаимопосещение уроков и их анализ, мастер-классы, школьные методические конференции. На второй вопрос 59% опрошенных (10 участников) ответили положительно. 70% (12 участников) считают, что корпоративное обучение может быть эффективным инструментом профессионального развития педагога, однако, только половина опрошенных ответила, что готова делиться имеющимся опытом с коллегами. Так, в начальной школе ежегодно с 2016 года проводится «Фестиваль открытых уроков». Все учителя раз в год проводят урок по определенной теме, а потом анализируют данные уроки. Каждый учебный год организуется посещение уроков и мастер-классов учителей, участвующих в муниципальных и краевых конкурсах «Мой первый открытый урок», «Мужчина в образовании», «Учитель года».
Следует отметить, что в школе №2 особое внимание уделяется профессиональному развитию педагогических работников как со стажем, так и молодых специалистов по следующим направлениям:
- овладение новым содержанием образования;
- обучение современному менеджменту;
- обучение применению современных технологий в учебном процессе и управлении.
Приоритетны две цели:
- создание условий для повышения мотивации участия педагогов в профессиональных конкурсах;
- стимулирование педагогов к творческой инновационной деятельности.
Быстрой адаптации к учебному процессу способствует участие молодых педагогов в «Проектном офисе учителя». Они сразу включаются в какую-либо проектную группу: «Школа гражданственности», «Основная школа – пространство выбора», «Школа молодого педагога». С увлечением принимают участие в разработке и реализации школьных проектов: «Дневник ученика», «Ежедневник учителя», «Девиз года», «Школьная форма».
В школе создана система постоянного участия педагогов в районных, городских и региональных конкурсах педагогического мастерства. Традиционными становятся стажировки педагогов школы №2 и педагогов России. В феврале 2017 г. школа принимала делегацию молодых учителей из г. Самары и Артека. Ярким событием для молодых педагогов стала стажировка в г. Сочи п. Лазаревское в ноябре 2017 года. В 2022 и 2023 году прошла стажировка педагогов МАОУ СОШ №2 в «Международном детском центре «Артек».
Важным элементом корпоративного обучения является ежегодный сборник статей педагогов школы, в котором учителя делятся своими педагогическими и методическими находками.
Школа заинтересована в совершенствовании существующей системы дополнительного образования, повышении гибкости и открытости процесса образования педагогов. Эффективным способом решения проблемы является проектирование системы корпоративного обучения. Корпоративное обучение позволяет учесть особенности образовательной организации и педагогического коллектива, гибко реагировать на внешние и внутренние изменения, определять актуальные направления развития и содержание обучения педагогов.
Список литературы
- Логунова, И.В. Компетентностно-ориентированная модель подготовки менеджеров / И.В.Логунова // Организатор производства. – 2015.
- Матукина, А.Н. Модели неформального обучения педагогов: курсовая работа / А.Н.Матукина. – Нижний Новгород: НИУ ВШЭ. – Нижний Новгород, 2020. – 36 с.
- Меморандум непрерывного образования Европейского союза. URL: http://www.znanie.org/docs/memorandum.html (дата обращения: 02.03.2025).