Развитие технического творчества старших дошкольников через метод проектов

Разделы: Работа с дошкольниками

Ключевые слова: метод проектов


«Если ребенок не научится сам ничего творить, то в жизни, он всегда будет только подражать и копировать».
Л.Н.Толстой

Современное общество и технический мир неразделимы в своем совершенствовании и продвижении вперед. Мир технологии захватил всю сферу человеческого бытия и совершенно не сдает своих позиций, а наоборот только усовершенствует их все в новых и новых открытиях. Сегодня, чтобы успеть за новыми открытиями и шагать с миром в одну ногу, наше образование должно достичь еще немало важных усовершенствований и дать детям возможность воплотить в жизнь свои мечты и задумки, которые начинают формироваться у них в дошкольном образовательном учреждении.

В настоящее время наблюдается повышенное внимание к робототехнике, и в том числе и к ее образовательной составляющей. Одним из направлений инновационной деятельности с детьми является направление «Начальное техническое творчество». Научно-техническое развитие ребенка – важнейшее составляющее современной системы образования.

Какие же задачи стоят перед организациями дошкольного образования, работающими в области технического творчества. Наша главная задача –
воспитывать ребенка так, чтобы из него мог вырасти инженер или другой специалист технического профиля.

Инженерное мышление – самое естественное для ребенка дошкольника. Именно в этом возрасте возникают первые представления, как устроен мир, первые попытки познать его через созидание. Дети в детском саду постоянно заняты созданием чего-то нового, исследованием, изучением, экспериментированием. В процессе образования они получают знания. Но, что самое главное, они учатся нестандартно мыслить. Они начинают понимать, что такое творческий процесс. Что значит начать с идеи и превратить ее в настоящий проект с конечным результатом.

Детское техническое творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других, это конструирование приборов, моделей, механизмов и других технических объектов.

Техническое творчество – наиболее многогранная и интересная область детской увлеченности, мир романтики, поисков и фантазии.

Значение технического моделирования и конструирования для всестороннего развития ребенка очень велико. Под техническим моделированием понимается один из видов технической деятельности, заключающей в воспроизведении объектов окружающей действительности в увеличенном или уменьшенном масштабе путем копирования объектов в соответствии со схемами, чертежами, без внесения существенных изменений. [Википедия]

Мир техники очень велик и разнообразен. Моделирование и конструирование позволяют лучше познать его, развивают конструкторские способности, техническое мышление и способствует познанию окружающей действительности. Занимаясь техническим творчеством, обучающиеся могут практически применять и использовать полученные знания в различных областях техники, что в будущем облегчит им сознательный выбор профессии и последующее овладение специальностью.

Конструирование (от латинского construe строю, создаю) означает создание модели, построение, приведение в полный порядок и взаимоотношение различных предметов, частей, элементов. [Википедия]

Конструирование – сложный, многогранный, творческий процесс. Об этом необходимо помнить постоянно. Здесь нет мелочей, начиная с постановки цели труда и заканчивая готовым изделием. Нельзя давать детям непосильные задания, работы должны быть выбраны с учетом возрастных особенностей обучающихся. Главное, чтобы дети самостоятельно думали и, создавая новую поделку, вносили в ее конструкцию что-то новое. Пусть ребята фантазируют, ощутят радость познания, радость труда.

Наблюдая за деятельностью дошкольников в детском саду, я увидела, что конструирование является одной из самых любимых и занимательных занятий для детей. Дети – неутомимые конструкторы, их технические решения остроумны, оригинальны.

В старшей группе перед детьми открываются широкие возможности для конструкторской деятельности. Этому способствует прочное освоение разнообразных технических способов конструирования. Дети строят не только на основе показа способа крепления деталей, но и на основе самостоятельного анализа готового образца, умеют удерживать замысел будущей постройки. Для работы уже используются графические модели. У детей появляется самостоятельность при решении творческих задач, развивается гибкость мышления.

В подготовительной к школе группе занятия носят более сложный характер, в них включают элементы экспериментирования, детей ставят в условия свободного выбора стратегии работы, проверки выбранного ими способа решения творческой задачи и его исправления.

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методологической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование проектных технологий.

Что же такое проектная деятельность в детском саду? Это уникальное средство обучения детей и взрослых, поддержка детской инициативы, формирование познавательных интересов и действий ребенка. Это создание воспитателем условий, позволяющих самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным путем, анализировать его и преобразовывать. «Проектная деятельность основана на сотворчестве всех участников образовательного процесса» (Л.В.Свирская).

Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи (1859-1952). На современном этапе разработкой проектов занимаются А.Г.Савенков, Н.Е.Веракса, Л.С.Киселева, Т.А.Данилина и т.д., которые представили теоретические и практические материалы по использованию проектного метода в детском саду.

Проектная деятельность это, прежде всего сотрудничество, в которое вовлекаются дети, педагоги и родители. Этот метод, всегда предполагает решение какой-либо проблемы и получение результата. Проект это 5 «П»: проблема, планирование, поиск информации, продукт проектной деятельности, презентация.

Развитие технического творчества старших дошкольников через проектную деятельность весьма актуально по целому ряду причин:

  • Ребенок должен получить социальный опыт реализации собственных замыслов;
  • Проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность;
  • В процессе работы над проектом, происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира;
  • Метод проекта содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые легко вписываются в совместную деятельность воспитателя с детьми дошкольного возраста.

Предпосылками использования метода проектной деятельности явились:

  • видоизменение и совершенствование развивающей среды;
  • использование инновационных технологий;
  • активное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс.

Все это обусловило выбор темы моей работы: «Развитие технического творчества старших дошкольников через метод проектов». Определившись с темой, поставила перед собой цель: создание условий для развития творческой активности ребенка через совместную проектную деятельность. Для достижения цели были определены следующие задачи:

  • Создать условия для проектной деятельности детей, где ребёнок чувствует себя учёным, исследователем, а взрослый является равноправным партнёром;
  • Пробудить в ребенке интерес к техническому образованию, инженерным дисциплинам, математике и предметам естественнонаучного цикла.
  • Формировать предпосылки для поисковой деятельности, поддерживать инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
  • Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • Вовлечь родителей в совместную проектную деятельность.

Определилась с принципами реализации проектов:

  • создание условий для стимулирования интересов детей;
  • выстраивание отношений с ребенком на соучастии и сотворчестве;
  • мотивация деятельности детей, используя игровые методы и приемы;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей;
  • системность;
  • взаимодействие с семьями воспитанников.

Для реализации моей темы: «Развитие технического творчества старших дошкольников через метод проектов», было необходимо создание такой развивающей предметно-пространственной среды, которая поддерживает и углубляет интерес детей к разным видам конструирования и технического роботостроения, к конструктивно-модельной деятельности и проявлению инициативы в инженерно-техническом творчестве, раскрывает его собственный потенциал, позволяет свободно действовать в окружающем мире. Возник вопрос - как же решить эту проблему? С чего начать? Было принято решение обратиться к родителям с целью привлечения их к совместной работе.

Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу.

В ходе работы я использовала следующие принципы взаимодействия с родителями: доброжелательность, позитивный настрой на общение, индивидуальный подход, сотрудничество, динамичность. Применяя метод убеждения, познакомила родителей с тем, что технология проектирования делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития детей. Опыт самостоятельной деятельности, полученной ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.

В самом начале своей работы, было проведено родительское собрание, где родители были ознакомлены с важностью развития технического творчества для детей через метод проектов. Я представила родителям слайдовую презентацию «Использование набора «Дары Фребеля» в развитии технического творчества дошкольников».

Они узнали, какое значение имеет среда для творческого потенциала и выразили свою поддержку по работе в этом направлении, приняли активное участие в оснащении будущего центра конструирования. Был заказан и размещен в групповом пространстве баннер с изображением роботов, технических моделей. Центр технического творчества вместе с детьми назвали «Город Роботов».

Стали его пополнять:

  • LEGO конструктором разного размера;
  • Электронным конструктором «Знаток»;
  • Магнитным конструктором;
  • Металлическим конструктором;
  • Деревянным конструктором;
  • Болтовым конструктором;
  • Контурным конструктором;
  • Суставным конструктором;

Внедрение в работу с детьми метода проекта я начала с краткосрочного проекта «В мастерской у Самоделкина», цель которого: развитие творческих способностей детей, с использованием разных видов конструктора. Родители охотно откликнулись на предложение участвовать в проекте. Определила задачи проекта, этапы реализации. Ребята выбирали конструктор по своему желанию и занимались творчеством – сами придумывали и рисовали технику будущего, фантазировали, рассказывали о своих будущих изобретениях, мастерили самостоятельно придуманные модели.

Реализация проектов «Мир техники будущего», «В городе Роботов» позволила оснастить и систематизировать РППС группы материалами и пособиями, направленными на развитие технического творчества воспитанников. Создать целый ряд настольных, дидактических игр и пособий. Сделать картотеку дидактических игр. Родители стали активными помощниками в изготовлении игр и пособий. А самым главным результатом проектной деятельности стало то, что в ходе реализации проекта удалось объединить усилия педагога и родителей на достижения результата.

Наша проектно-конструкторская деятельность переросла в реализацию парциальной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров». Каждое из занятий по данной программе можно смело назвать «мини-проектом». Предварительная работа по подготовке к образовательной деятельности велась в течение недели, предшествующей занятию. В рамках предварительной работы дети просматривали тематические мультфильмы, презентации, узнавали историю предметов, зданий, машин, производств, техники, изучали их устройство, этапы строительства, технику безопасности и т.д., знакомились с новыми терминами. Открывали для себя, как и в каких сферах используются эти предметы и техника, для чего они нужны, какими могут стать в будущем и т.д. Родители помогали нам в поиске интересных фактов по теме нашей работы, дома с детьми читали тематические книги и энциклопедии.

Во время проведения занятий в группе царила атмосфера технического творчества, дети вместе изучали схемы, спорили, доказывали свою точку зрения, строили путем проб и ошибок, ошибались и делали выводы и т.д. Окончательным этапом занятия было обыгрывание построек, именно на этом этапе были видны результаты всей предварительной работы, дети использовали в речи новые слова и термины, знали циклы определенных процессов, называли профессии людей занимающихся конкретным процессом.

В родительском чате я размещала фотоотчеты работы на занятии, а ребята рассказывали дома о новых знаниях, приобретенных в ходе подготовки к занятию. Родители поддерживали реализацию данной программы, так как в общении с детьми были видны результаты работы. У детей значительно расширился кругозор, пополнился словарный запас, в том числе специальными техническими терминами. Дошкольники учились составлять простейшие схемы и чертежи, учились самостоятельности при выборе конструктора для работы. Совершенствовались в моделировании и конструировании. Учились строить умозаключения на основе своего опыта и здравого смысла.

Наряду с долгосрочными проектами, активно внедрялись красткосрочные тематические проекты приуроченные к определенным датам или временам года. В старшей группе в преддверии Дня космонавтики стартовал проект «Покорители космоса», в подготовительной группе приняли участие в конкурсе детских проектов по инженерно-техническому творчеству «ИКаРёнок» с проектом «А у нас в квартире газ».

Дети озвучили проблему: не у всех людей в домах есть газ, потому что в их деревне не проведен газопровод.

Актуальность: для чего нужен газ, актуально в наше время.

Предположили гипотезу: Если мы сможем узнать, как газ по трубам попадает в дома, то сможем сами изготовить проект – модель газового трубопровода.

Определили цель проекта: узнать о том, как газ попадает в дома?

Задачи:

  • узнать что такое природный газ;
  • выяснить, для чего газ нужен в доме;
  • познакомится с работой предприятия «Газпром»;
  • совершить экскурсию на станцию магистрального газопроповода;
  • познакомиться с основными профессиями людей, которые работают на предприятии «Газпром».
  • сконструировать модель газовой подстанции и трубопровода;
  • произвести запуск «газа по трубопроводу» в дома;
  • придумать новый способ доставки газа в дома в будущем;
  • сделать презентацию проекта;
  • создать инженерную книгу проекта.

Ожидаемым результатом (продукт проекта) стало: изготовление модели газовой подстанции и трубопровода, подведение газа к домам.

Вместе с детьми и родителями придумали девиз и название команды. Работали над дизайном и представлением костюмов участников проекта. В работе с детьми был использован метод эвристического направления «Вживание» - «вселение» ребенка в состояние изучаемого объекта, «очеловечивание» предмета. Мы помогали этому процессу: «Представь себе, что ты – голубой огонек. Где мы можем тебя встретить? Как ты можешь принести пользу и вред людям? Откуда ты берешься?». В результате ребенок не только закреплял свои знания о природном газе, но у него была возможность пофантазировать, проявить своё творчество. Для развития логики и воображения применялись ТРИЗ технологии. Развивать творческое воображение, фантазию, конструктивные навыки помогали игры со счетными палочками, «Логические блоки Дьенеша» и «палочки Кюизенера», «Трубопровод», «Шестиренки – волшебство механики». Активно применялись игровые технологии: игры - соревнования, КВН, театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры, игры по взаимообучению, игры-сомнения, игры-путешествия, игры типа «Следствие ведут знатоки», игры типа «Поле чудес», игры викторины.

Использовались методы повышения познавательной активности, такие как элементарный анализ (установление причинно-следственных связей), сравнение, метод моделирования и конструирования, метод вопросов, метод повторения, решение логических задач, экспериментирование и опыты, придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т.д., сюрпризные моменты, элементы творчества и новизны и др.).

Работа над проектом велась ежедневно. Мы беседовали о газовой промышленности России – добычи, транспортировке и хранение природного газа, о работниках газовой станции, важности соблюдения безопасности при использовании газа, его потреблении человеком в домах, автомобилях и т.д. Совершали виртуальные экскурсии на газовые станции. Посещали библиотеку и изучали научные журналы, художественную литературу по теме проекта. На занятиях мы смотрели видеоролики, проводили опыты, играли в деловые игры, решали проблемные ситуации, строили газопровод, буровую машину и т.д. Развивающая среда группы наполнилась методическими пособиями, дидактическими играми, наглядным материалом необходимым для презентации проекта. С родителями был проведен ряд консультаций и индивидуальных бесед. Родители активно помогали в этой работе, помогали детям в выполнении домашних заданий, заучивании стихов, пословиц, изготовлении необходимых карт-схем и т.д. Итог – презентация проекта.

Таким образом используя проектную деятельность, как средство развития технического творчества старших дошкольников, пришла к выводу, что это актуально и очень эффективно. Прежде всего, расширились знания детей об окружающем мире, дети учились самостоятельному поиску информации. Кроме того, произошло развитие общих способностей детей - познавательных, коммуникативных. У детей обогатился словарный запас. Игры детей стали более разнообразными, а сами дети стали интересны друг другу. Метод проектов стимулирует детей к созданию новых технических конструкций посредством игровых и проблемных ситуаций, сотрудничеству с социальными партнерами, участие в конкурсных мероприятиях различного уровня.

В процессе проектной деятельности укрепились детско - родительские отношения. Удалось вовлечь родителей в педагогический процесс и сделать их участниками всех проводимых мероприятий.

Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на мою педагогическую работу. Проектирование требует ежедневного творческого, личностного роста, поиска новых форм работы с детьми. Реализация проектной деятельности подвела меня к переосмыслению собственной деятельности и даже некоторых ценностей. Помогла перестроить привычные формы взаимодействия в группе с детьми, специалистами детского сада и родителями. В заключение хочется процитировать слова Джорджа Бернарда Шоу: «Единственный способ что-то узнать - что-то делать».