Введение
Мотивация к изучению иностранного языка играет исключительно важную роль в деле успешного овладения им. В так называемых нестандартных ситуациях она приобретает важное значение. Ранняя профессиональная ориентация сельских школьников отрицательно сказывается на мотивации. Учителю постоянно приходится убеждать учащихся в том, что иностранный язык понадобится им в их будущей профессии. Однако далеко не каждый убеждён, что иностранный язык понадобится ему в будущем. И учителю трудно доказать обратное, особенно ребятам, живущим в сельской местности, где нет общения с носителями языка, отсутствуют библиотеки иностранной литературы. Кроме того, сам язык имеет разную степень мотивационного воздействия. Вместе с тем каждый учитель знает, что низкая мотивация или полное её отсутствие не является чем-то постоянным, незыблемым. Мотивацию можно создать искусственным путём.
Одним из эффективных средств повышения мотивации изучения английского языка в школе является внеклассная работа по предмету. Умело организованная и систематически проводимая внеклассная работа играет особую роль в деле повышения мотивации к изучению иностранного языка. Эта работа оправдывает себя во всех типах школ, при работе с учащимися разных возрастных групп. В условиях сельской школы она приобретает особый педагогический смысл. Участвуя во внеклассной работе, школьники получают возможность общаться на иностранном языке с учителем и своими товарищами. Кроме того, они могут время от времени демонстрировать свои знания иностранного языка родителям, соседям, особенно когда проводятся общешкольные мероприятия или сельские праздники. Учащиеся выступают с номерами художественной самодеятельности перед родителями, гостями. Самодеятельность на иностранном языке повышает значимость этого предмета в глазах односельчан, способствует повышению мотивации учения. В самодеятельности на иностранном языке принимают участие не только дети начального и среднего этапов обучения, но и старшеклассники.
В соответствии с программой по английскому языку внеклассная работа призвана комплексно решать практические, общеобразовательные и воспитательные задачи обучения. (15, с. 3-7) Методически правильно организованная и систематически проводимая внеклассная работа помогает учителю успешнее реализовывать основные цели действующей программы:
- обеспечить прочное овладение учащимися лексическим материалом;
- расширить активный языковой запас учащихся, увеличить их потенциальный лексический запас;
- усовершенствовать произносительные навыки школьников, научить их произносить чётко, правильно интонируя английскую речь; помочь им приобрести навыки и умения, необходимые для выразительной, обращённой к слушателям английской речи;
- обеспечить овладение учащимися как диалогическим, так и монологическим видами речевой деятельности;
- расширить объём слуховой памяти школьников, усовершенствовать умения в аудировании;
- сформировать у учащихся интерес к чтению, а также к поисковой деятельности в процессе изучения английского языка и стремления самостоятельно пополнять свои знания, используя их при изучении других предметов.
Всё это указывает на актуальность выбранной темы.
Актуальность исследования определяется недостаточным уровнем знаний учащихся и низкой мотивацией в изучении иностранного языка.
Исходя из актуальности обозначилась проблема исследования – каково влияние использования разнообразных форм внеклассной работы в целях повышения мотивации изучения английского языка в школе.
Решение данной проблемы является целью исследования.
Объект исследования – процесс повышения мотивации изучения английского языка посредством применения разнообразных форм внеклассной работы по предмету.
Предмет исследования – повышение мотивации изучения английского языка посредством применения разнообразных форм внеклассной работы.
Гипотезой исследования служит предположение о том, что повышение мотивации изучения английского языка будет наиболее эффективным при условии использования разнообразных форм внеклассной работы по предмету.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
- Раскрыть сущность и значение внеклассной работы, основные положения, определяющие её проведение, и теоретически обосновать возможности повышения мотивации изучения английского языка посредством проведения внеклассной работы.
- Экспериментально определить эффективные формы внеклассной работы по предмету в целях формирования устойчивого интереса к изучению иностранного языка.
- Изучить и апробировать методику проведения эффективных форм внеклассной работы в целях повышения мотивации к изучению английского языка.
Для реализации поставленной цели и решения задач использовались следующие методы:
- анализ литературы по проблеме формирования интереса к изучению иностранного языка, по методике проведения различных форм внеклассной работы по предмету;
- наблюдение за процессом участия школьников в различных формах внеклассной работы;
- эксперимент (констатирующий, формирующий);
Теоретическая значимость работы заключается в раскрытии сущности мотивации изучения иностранного языка и теоретическом обосновании возможности её повышения посредством проведения внеклассной работы.
Практическая значимость состоит в разработке системы внеклассной работы по английскому языку, развитии творческих способностей учащихся, знакомстве школьников с лучшими образцами мировой художественной культуры.
База исследования: основная школа д.Цепели Орловского района Кировской области.
Работа состоит из введения, 2 глав, раскрывающих теоретическое обоснование проведения внеклассной работы и организацию пробного обучения, заключения, 6 приложений и списка используемой литературы.
Библиография представлена 16 источниками.
Глава I. Теоретическое обоснование применения разнообразных форм внеклассной работы при обучении английскому языку
1.1 Значение внеклассной работы и основные положения, определяющие её проведение
Предлагая самые разнообразные формы работы со школьниками во внеурочное время – индивидуальные, групповые, парные, массовые, коллективные, учитель стремится отразить основные темы учебной программы, значительно расширяя и углубляя их. Такое расширение оправдано и закономерно, так как в процессе внеклассной работы учащиеся должны пополнять свои знания и научиться применять их на практике: как на уроках иностранного языка, так и при изучении других учебных предметов (географии, литературы, истории и т.д.). (15) Разнообразие организационных форм (инсценировки, микроспектакли, тематические вечера, конкурсы знатоков, викторины) позволяют вовлечь в работу учащихся разного уровня обученности, дать каждому школьнику посильное и интересное для него задание, что несомненно способствует повышению мотивации обучения, пробуждению стойкого интереса к изучению английского языка – важнейшего фактора успешного овладения им. Внеклассная работа сопровождает весь курс обучения иностранному языку в школе, таким образом, она успешно поддерживает так называемую близкую мотивацию, т.к. в каждой точке учебного процесса создаются условия для применения приобретённых знаний, навыков и умений, что также обеспечивает стойкое положительное отношение к учению. Например, на первом году обучения проводится утренник «Праздник английского алфавита» для 5–7 классов; утренник «Времена года», где в увлекательной форме в стихах, песнях усвоенное демонстрируется родителям, учителям и, главное, самим учащимся.
На среднем и старшем этапах естественным образом расширяется диапазон применения иностранного языка в результате использования разнообразных форм внеклассной работы. Так, в пьесах, которые разыгрываются, учащиеся ставятся в ситуации, в которых средствами иностранного языка им приходится разрешать возможные в реальной жизни конфликты в забавной или реальной форме. При этом они оценивают поступки героев, и у них укрепляется ценностная ориентация.
В конкурсах на лучшего переводчика, широко распространённой форме внеклассной работы, актуализируются приобретённые знания языкового материала и умения читать, что стимулирует дальнейшее накопление знаний и развитие этого умения.
При проведении конкурсов на лучшего чтеца прививается любовь к поэтическому слову и одновременно совершенствуются произносительные навыки, общая выразительность речи.
Внеклассная работа открывает широкие возможности для осуществления гуманистического воспитания. Без сомнения, вечера, посвящённые знаменитым людям, оказывают большую пользу и доброе влияние на учащихся. Подобную роль выполняют и вечера, посвящённые знаменательным событиям в стране. Многое зависит при этом от оформления: необходимо привлекать свежий иллюстративный материал, соответствующее музыкальное сопровождение.
Комфортная обстановка внеклассной работы, построенной на добровольных началах, стимулирует развитие инициативы школьника, его способностей, таких его качеств, как активность, целеустремлённость, коллективизм. Внеклассная работа помогает также выявить задатки и интересы и тем самым может оказать влияние на выбор будущей профессии; поэтому наряду с факультативными занятиями она выполняет отчасти профориентационную роль. Немаловажное значение имеет и тот факт, что внеклассная работа по ИЯ способствует разумной организации досуга учащихся, направлению их интеллектуальной и эмоциональной энергии в нужное русло.
Во внеклассной работе учителю предоставляются также большие возможности в привлечении внимания к самой языковой материи. Дело учителя – заронить к ней интерес, привлекая внимание учащихся к способам выражения мыслей, к точности, краткости, афористичности.
По мере надобности, чтобы держать внеклассную работу на высоком уровне, приходится прибегать к помощи других учителей-предметников: например, при оформлении – к учителю рисования, при подборе музыкального сопровождения – к учителю музыки, работникам ДК, при постановке пьес английских авторов на русском языке – к учителям русского языка и литературы и т.д. Все эти совместные усилия учащихся, учителей, работников внешкольных учреждений позволяют придать внеклассной работе и её итогу праздничный характер. Как правило, концерты художественной самодеятельности на английском языке проходят на сцене ДК.
При планировании и проведении различных форм внеклассной работы приходится уделять внимание её содержательной основе. (11) При её определении важно отталкиваться от «зоны актуального развития», т.е. от реальных знаний, навыков и умений учащихся в иностранном языке и их образовательного уровня и идти к «зоне ближайшего развития», т.е. предлагать содержание с неким опережением, то, чем ещё предстоит овладеть. Как полагал Л.С.Выготский, которому принадлежат эти термины, «только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперёд развития и ведёт развитие за собой». Это прежде всего касается внеклассной работы, т. к. материал для её проведения должен быть интересен и может превышать трудности учебного материала обязательного курса. Постановка пьес почти всегда предполагает трудности языкового плана, но интерес к ним побеждает эти трудности.
При отборе материала используются и укрепляются межпредметные связи: с литературой, историей, географией. Внеклассная работа предоставляет также широкие возможности для углубления страноведческих знаний. Так, учащиеся узнают обычаи, нравы, которые отражены в пьесах, песнях, стихотворениях, при проведении викторин, олимпиад, конкурсов, поскольку они имеют в своей основе страноведческий и лингвострановедческий материал.
1.2 Воспитание коллективных качеств через организацию кружковой работы
Внеклассная работа воспитывает коллективные качества учащихся, формирует адекватные личностные отношения. Она связана с созданием общешкольного коллектива в целом и внутри него – микроколлективов, что предполагает товарищескую взаимопомощь, чувство сопереживания и определения своего места в коллективе, умения соотносить свои желания с желанием большинства. Есть микроколлектив, который имеет постоянный характер, - это кружок «Лингва», объединяющий учащихся 7–9 классы. Целью этого кружка служит углублённое изучение английского языка, помогающее систематизировать знания учащихся для подготовки к школьным и районным олимпиадам, к переводным и выпускным экзаменам. Здесь разучиваются также стихи, народные и современные эстрадные песни, активом кружка ведётся подготовка к проведению декады английского языка в школе. При проведении различных конкурсов, викторин, вечеров, утренников, концертов создаются временные микроколлективы, успешная работа в которых может обеспечиваться только при условии доброжелательных отношений её участников друг к другу. При этом необходимо искать и находить ещё не реализованные возможности, достижения своих товарищей. Так, например, учащимся, более слабых по языку, даётся возможность поучаствовать в конкурсе стихов, в викторинах страноведческого характера, в подготовке и проведении радиопередач по знаменательным датам Англии и США, в оформлении сцены. С желанием они берутся поработать также «костюмерами», «гримёрами», «суфлёрами». В дальнейшем им поручается небольшая роль с преобладанием мимики, жестов и действий на сцене над речью. Всякий раз подчёркиваются успехи детей, и они поощряются таким образом к дальнейшим достижениям. В результате упрочивается коллектив.
1.3 Применение музыки и песен в процессе организации внеклассной работы
В педагогических публикациях последних лет прослеживается тенденция гармонизации интеллектуального и эмоционального факторов как в процессе обучения, так и в жизнедеятельности личности в целом. Наиболее ярко она проявляется в педагогике искусства. Музыка и песни объективно считаются одним из наиболее эффективных способов влияния на чувства и эмоции учащихся. Ещё в Древней Греции многие тексты разучивались пением, а в школах Индии азбуку выучивают пением и сейчас. Слушая произведение, мы переживаем его красоту, но наше переживание обеднено, если не затронуто сознание. Музыка, затрагивая сферу образного мышления личности, вызывает желание понять содержание, сравнить его с имеющимся опытом. Мысль рисует яркую картину; эта картина «просится в слова» (А.Н.Утехина. Музыка пробуждает энергию мысли даже у самых инертных детей. Под влиянием музыки учащийся создаёт в своём представлении яркие, знакомые образы. Музыка и песни могут оказать неоценимую помощь и в обучении иностранному языку. (Р.Ф.Аитов), В.М.Аитова, Е.П.Карпиченкова, З.Н.Никитенко и др.). Так, в работе Е.П.Карпиченковой сформулированы преимущества применения музыки и песен при изучении иностранного языка. (6, С. 45-48) В дальнейшем эта информация была расширена М.Н.Татариновой (14, С. 94-100), а преимущества распределены ею по двум блокам:
- блок а – в контексте лингвистических компонентов и практических задач овладения овладения иностранным языком (сфера влияния рационального фактора);
- блок б – в контексте поиска путей воздействия на эмоциональную сферу учащихся, их культурно-эстетического развития и стимулирования их творческой активности (сфера влияния эмоционального фактора).
Блок а
- Песни как один из видов речевого общения являются средством более прочного усвоения и расширения лексического материала, так как включает новые слова и выражения. В песнях уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что способствует ее активизации. В песнях часто встречаются имена собственные, географические названия, реалии страны изучаемого языка, поэтические слова.
- В песнях лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции.
- · Песни способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения, развитию музыкального и фонематического слуха. Установлено, что музыкальный слух, слуховое внимание находятся в тесной взаимосвязи с развитием артикуляционного аппарата
- Песни и другие музыкальные произведения стимулируют высказывания учащихся на иностранном языке, служат основой развития речемыслительной деятельности.
- Песни способствуют совершенствованию навыков и развитию умения воспринимать иноязычную речь на слух и понимать её смысловую сторону.
Блок б
- Песни содействуют эстетическому развитию и воспитанию обучающихся, более полному раскрытию творческих способностей каждого. Лучшие образцы музыкального, в частности, песенного иноязычного творчества, - это часть культурного и духовного наследия страны изучаемого языка. Сегодня, благодаря широкому распространению звуко- и видеозаписи, песни на иностранном языке пользуются большой популярностью у наших школьников.
- Чтобы обеспечить эффект более сильного эмоционального воздействия на учащихся, целесообразно привлекать песни с яркой и запоминающейся мелодией. Согласно принципу методической ценности, песни должны предполагать знакомство с праздниками, государственными символами, героями сказок, обычаями и традициями страны изучаемого языка (8, с. 14-20). Песня в качестве страноведческого материала способствует развитию:
- образно-художественной памяти;
- более тонкого восприятия действительности;
- способности выражать чувства движениями тела, мимикой, жестами;
- культуры поведения в обществе, устранению стеснения и скованности;
- воображения и творческой активности.
Благодаря музыке на занятии создаётся благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к изучению иностранного языка, оказывается психотерапевтическое действие на учащихся. Слушание музыки и пение придают учебному процессу ряд важных с позиции влияния эмоционального фактора качеств:
- отсутствие страха и напряжённости;
- сопровождение учебного материала положительной фоновой информацией;
- положительные взаимоотношения в коллективе учащихся;
- сознательное включение эмоций.
1.4 Использование аудиовизуальных средств обучения при проведении внеклассной работы
В настоящее время проведение внеклассной работы не мыслится без использования аудиовизуальных средств обучения (АВСО) на всех её этапах: при подготовке, проведении и оформлении результатов. (11, с. 263) При разучивании песен и стихотворений важно равняться на высокий эталон, который даёт исполнение певцов и мастеров художественного слова. В кабинете английского языка для этой цели имеются: катушечный стереомагнитофон «Комета», двух-кассетный магнитофон «Иж», музыкальный центр «JVC» эпидиаскоп «Лектор», стереоэлектропроигрыватель «Орфей». Есть возможность также просматривать видеоматериалы с помощью видеомагнитофонов «Электроника», «LG» и цветного телевизора «Горизонт». Использование звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры в ходе подготовки к праздникам позволяет учащимся многократно прослушивать одну и ту же запись, добиться образцового чтения отрывка или стихотворения, подлежащего заучиванию. Запись учащимися собственного голоса на магнитную плёнку даёт возможность сравнить свою речь с образцом, услышать свои недостатки, внести коррективы, добиться выразительной и обращённой к слушателям речи. Технические средства обучения, используемые в момент проведения праздника, помогают усилить эмоциональный эффект, соединить речь и музыку, привнести подлинность, достоверность в обстановку, обеспечить реальность, естественность всего, что учащиеся воспринимают, находясь в зрительном зале.
Таковы основные положения, которыми руководствуется учитель во внеклассной работе по английскому языку.
Выводы по главе I
Анализ психолого-педагогической, дидактической и методической литературы, а также изучение опыта использования внеклассной работы при обучении иностранному языку позволяет сделать следующие выводы:
- Повышение мотивации изучения ИЯ требует применения различных форм внеклассной работы по предмету, которые сделали бы этот процесс более эффективным и содержали бы в себе определённый воспитательный и развивающий потенциал. Внеклассная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности: интеллектуально-познавательная, художественно-эстетическая, трудовая.
- Внеклассная работа направлена на приобретение лингвострановедческих знаний, совершенствование навыков и умений иноязычного говорения, на развитие творческих способностей учащихся, на воспитание у них чувства коллективизма, ответственности за успешность совместного выполнения коллективных творческих дел.
- Организация внеклассной работы должна принимать во внимание особенности различных форм, иноязычный речевой опыт школьников, создание необходимых условий для проведения внеклассных мероприятий.