Урок по математике. Тема: "Решение задач разными способами". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Мастер-класс

Класс: 3

Ключевые слова: математика


Цели: Совершенствовать известные случаи табличного умножения и деления. Закреплять умения решать задачи разными способами.

Технологии: поэтапного формирования умственных действий, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, дифференцированного подхода в обучении.

Задачи урока:

  • Воспитывать усидчивость, аккуратность, прививать любовь к предмету математика. Развивать логическое мышление учащихся.
  • Развивать наблюдательность, математическую речь, умение рассуждать, анализировать, обобщать, сравнивать.

Метапредметные УУД:

  • Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем.
  • Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему вместе с учителем.
  • Познавательные: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его; высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, в парах.

Средства обучения:

  • для учителя: учебник, записи на доске, карточки, мультимедийная установка.
  • для учащихся: учебник, рабочая тетрадь, карточки.

Ход урока

1. Организационный момент

Без счета не будет на улице света.
Без счета не сможет подняться ракета.
Без счета письмо не найдет адресата
И в прятки сыграть не сумеют ребята.

Математику заслуженно называют королевой наук.

1. Устный счет.

  • Увеличь 33 на 37
  • Уменьшить 80 на 42
  • Нади сумму чисел 36 и 21
  • Вычитаемое 47, разность 17. Чему равно уменьшаемое?
  • На сколько нужно уменьшить 90, чтобы получилось 38?
  • Увеличить 4 в 5 раз
  • Уменьшить 12 в 3 раза

1.1. Сравните без вычислений, используя конкретный смысл действия умножения:

  • 5 + 5 + 5 … 5 · 3
  • 10 · 2 … 10 + 10 + 10 + 10
  • 3 · 6 + 3 … 3 · 7
  • 4 · 9 – 4 … 4 · 7
  • 429 · 125 … 125 · 429

Почему равенство?

1.2. Рассмотрите ряд чисел: 12, 30, 42, 18, 36

  1. Что общего во всех числах? (Двузначные, четные).
  2. Назвать круглое число. (30).
  3. Назвать число, в котором число десятков меньше числа единиц (18, 12). Приведите свои примеры.
  4. Какое однозначное число делится на 6, но не делится на 4. (6)
  5. Выписать те, которые делятся на 6, но не делятся на 4. (30, 42, 18).

1.3. Решите второй пример каждого столбика, используя решение первого примера.

13 · 5 = 65

12 · 5 = 60

13 · 6 = “

12 · 4 = “

2. Самоопределение к деятельности

- Решите примеры, записывая их в столбик, расставьте буквы в порядке убывания соответствующих ответов и прочитайте слово

35 + 48 (З)

39 + 17 (А)

73 – 28 (А)

60 – 18 (Ч)

52 – 24 (А)

15 + 36 (Д)

83, 56, 51, 45, 42, 28

ЗАДАЧА

- Чему будет посвящен наш сегодняшний урок?

- Решению задач.

3. Работа по теме урока

1. Чтение и разбор задачи 1.

В городки играли 6 ребят, а в футбол – в 2 раза больше. Сколько всего ребят играло в эти игры?

А) Запись решения задачи.

Б) - А кто может решить эту задачу в 1 действие?

- А как мы ещё умеем оформлять условие задачи? (С помощью чертежа).

- Кто сможет это сделать?

- Кто теперь догадался, как решить задачу одним действием? (6*3=18)

Физкультминутка

Все ребята повернулись,
Все ребята потянулись,
А потом они присели
И за парту тихо сели.

2. Чтение и разбор задачи 2.

Дима нашёл 6 подберёзовиков, а боровиков в 2 раза меньше. Сколько всего грибов нашёл Дима?

А) Запись решения задачи. Проверка (слайд); самооценка.

- Почему в первой задаче первое действие умножение, а во второй – деление?

(В первой задаче сказано в 3 раза больше, а во второй – в 2 раза меньше).

- Какие другие числовые данные я могу взять в первой строчке краткой записи?

(Главное, чтобы числа делились на 2)

- Какие другие числовые данные я могу взять во второй строчке краткой записи?

(6, 3, 1 т.к. 6 делится на эти числа без остатка).

Б) - Кто сможет оформить условие задачи с помощью чертежа?

- Какой другой способ решения нам подсказывает чертеж? (3*3=9)

4. Логическая задача

(Слайд)

Работа в группах.

Детям демонстрируется 3 коробки с надписями:

Узнать, что находится в каждой коробке, если известно, что все надписи ложные.

Задача решается с помощью таблицы.

 

Печенье

Бублики

Печенье или конфеты

Печенье

-

+

-

Бублики

-

-

+

Конфеты

+

-

-

Ответ:

  1. конфеты.
  2. печенье.
  3. бублики.

Проверка. Открываются коробки, детям и гостям раздаются сладости.

5. Рефлексия

- Какие темы мы сегодня повторили?

- Какие задания понравились?

- Какие задания показались трудными?

- Довольны ли вы своей работой на уроке?