Подготовка начинающего педагога в рамках работы Школы профессионального мастерства в образовательной организации

Разделы: Профессия — педагог


«Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не закончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов…»
А.С.Макаренко

На сегодняшний день особенно важной проблемой в образовательных организациях СПО является привлечение и мотивация грамотных молодых специалистов. И от того, как пройдет процесс профессионального становления молодого педагога, зависит, состоится ли он как профессионал, останется ли в образовании или найдет себя в другой сфере деятельности. При этом в новых условиях реформы системы образования особенно важным становится тот факт, что молодой педагог должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях профессиональной деятельности.

В последние годы тема наставничества занимает центральное место в образовании. Наставничество является популярным трендом не только в образовании, оно охватывает все сферы деятельности: социальную сферу, предпринимательство государственное управление, предприятия и организации разных сфер деятельности. Наставничество - это не только повышение педагогического мастерства, это и создание условий, как управленческих и методических, так и психологических, для скорейшей адаптации молодого преподавателя, его профессионального и личностного роста и формирования индивидуального стиля педагогической деятельности.

В различных формах наставничество было распространено в СССР в 30-х годах XX века. Главной задачей наставничества было воспитание молодой смены, доверялось людям с высокой профессиональной подготовкой и богатым жизненным опытом.

Сегодня на государственном уровне развитие наставничества входит в разные федеральные проекты в рамках национального проекта "Образование".

Институт наставничества существовал и раньше в сфере среднего профессионального образования. Современным предприятиям более не нужны просто выпускники СПО, имеющие исключительно дипломом. Им нужны люди, которые мотивированы на труд и, которым можно доверить выполнение задачи.

В ГБПОУ «ПХТТ» чаще всего выбирается традиционная форма наставничества, но встречается ещё и ситуационная и скоростная форма взаимодействия «Преподаватель – преподаватель». Она предполагает взаимодействие педагога с опытом работы от 0 до 3-х лет или нового работника-преподавателя, сменившего место работы, с опытными преподавателями (профессионалами).

Таким образом, деятельность по созданию системы наставничества и поддержке молодого педагога на начальном этапе профессиональной карьеры является актуальной и социально значимой для образовательной организации.

В техникуме работает «Школа профессионального мастерства» (ШПМ) — это структурный элемент системы наставничества и субъект внутреннего контроля, работа которого направлена на взаимодействие с начинающими педагогами. Эффективность работы ШПМ во многом зависит от выбора форм, методов и приемов работы с молодыми преподавателями.

В рамках ШПМ проходят теоретические и практические занятия по педагогике и психологии, открытые уроки, групповые консультации, мастер-классы, круглые столы, тренинги, тестирование, организуется обучение реализации проектной и исследовательской деятельности.

Разрабатывая программу ШПМ, мы ориентировались на то, что в педагогическом коллективе техникума присутствуют педагоги разных возрастов, разного уровня подготовки и с разным опытом работы. Поэтому программа ШПМ, в том числе, направлена на развитие универсальных навыков мышления, умения сотрудничать в коллективе и в виртуальном пространстве; работать в условиях неопределенности, коммуникативной компетентности и высокого уровня цифровой грамотности.

В постковидный период было трудно одновременно работать с преподавателями-стажистами и молодыми педагогами, которые вливались в коллектив, кроме того, отдельную категорию составляют выпускники учебных заведений, не имеющие педагогического образования принятые на должность преподавателей. Опытные педагоги не понимали молодых, а молодые не принимали работу стажистов, порой отвергали предлагаемые способы работы с обучающимися и убеждали коллег в том, что сейчас актуально использование дистанционных форм обучения, использование невербальных форм общения.

Молодые педагоги, чьё обучение проходило в период пандемии, не имели «живого» опыта работы со студентами, ими не применялись традиционные методы и технологии обучения, которыми владели опытные педагоги. Они обладали огромным теоретическим запасом знаний и практикой работы на дистанте, но не всегда им удавалось найти офлайн-способы работы со студентами. Если ранее в работе ШПМ соотношение теории и практики было, примерно, 50 на 50, то сейчас это соотношение составляет 20 к 80 в пользу практико-ориентированных занятий.

На заседаниях ШПМ рассматриваются следующие темы: «Работа преподавателей с ресурсами сайта СДО.ПХТТ (TESTSDO)»; «Разработка образовательных программ по учебным предметам, дисциплинам, МДК, профессиональным модулям»; «Особенности создания календарно-тематического планирования по дисциплине в формате Exsel и загрузка его в систему ЭПОС»; «Возможности изменения КТП, достройки, особенности прикрепления учебных групп в системе ЭПОС»; «Формирование Фонда оценочных средств как неотъемлемого компонента методического комплекта по учебной дисциплине»; «Мотивация и рефлексия как этапы современного занятия в условиях внедрения новых ФГОС СПО»; «Мастер-класс – как один из этапов испытаний на конкурсах профессионального мастерства»; «Особенности организации и проведения промежуточной и государственной итоговой аттестации»; «Трансляция педагогического опыта работы в форме открытых уроков»; «КТП в системе ЭПОС. Ошибки и пути решения»; «Чем исследовательская деятельность отличается от проектной?» и др.

Конкурсы профессионального мастерства, как способ профессионального развития молодых педагогов и наставников, являются одной из эффективных форм работы в формате ШПМ, так как подготовка к конкурсам обладает значительным потенциалом для развития педагогов. Подготовку к конкурсам профессионального мастерства мы начинаем с проведения традиционных внутренних конкурсов, таких как «Педагогический дебют», конкурсы профессионального мастерства, приуроченные к профессиональным праздникам по направлениям подготовки студентов. При подготовке к конкурсам педагогам нужно не просто показать урок, но и подготовить методическую разработку занятия, сделать видеозапись урока или его фрагмента, провести мастер-класс, подготовить интересное самопредставление.

В 2021 и 2022 году в конкурсе профессионального мастерства среди молодых педагогов и педагогов со стажем работы менее трёх лет, было всего по два участника; в 2023 году в конкурсе приняло участие три педагога и в 2024 году – четыре участника. В 2023-2024 учебном году победитель институционального этапа конкурса профмастерства (стаж работы преподавателя составлял 1 год 2 месяца) принял участие в региональном конкурсе «Старт в профессию: я – педагог» и стал призёром 3 степени. В 2024-2025 учебном году приняло участие 6 преподавателей, одному рекомендовано принять участие в региональном этапе конкурса. Стремление педагогов к профессиональному росту постепенно растет. Следовательно, в рамках ШПМ, мы можем говорить об эффективности данной формы работы и поддержки молодых преподавателей на начальном этапе профессиональной карьеры. При этом рассуждать о пользе и эффективности работы Школы профессионального мастерства возможно лишь в тех условиях, когда ШПМ способна взять на себя ответственность за обучение молодых специалистов и действовать совместно с их наставниками; когда эта работа ведется планомерно и системно, и направлена на подготовку высококвалифицированного специалиста для работы в образовательной организации.

Первые годы работы для молодого педагога - самые трудные в его профессиональной карьере. Кроме готовности применить теоретические знания на практике, педагогу важно суметь адаптироваться в педагогическом коллективе. Проблема заключается в недостатке практического опыта молодых специалистов, имеющих педагогическое образование в области педагогики и психологии (заочное обучение в педагогических учреждениях, период дистанционного обучения), но еще больше проблем возникает у начинающих специалистов, не имеющих педагогического образования. Именно молодые педагоги, не имеющие профессионального педагогического образования, требуют повышенного внимания со стороны методической службы и педагогов-наставников.

    Источники информации
    1. http://government.ru/info/35566/
    2. https://kpfu.ru/staff_files/F1055387506/Nastavnichestvo_v_obrazovanii_chast_2_13.04.2023_s_oblozhkoj.pdf
    3. https://xn--237-5cd3cgu2f.xn--p1ai/wp-content/uploads/2022/03/forma-uchitel-uchitel.pdf