На современном этапе развития дошкольного образования и в контексте реализации ФГОС ДО прослеживается один важный и значимый критерий – это качество образования, которое непосредственно зависит от уровня компетентности педагогов. Многие десятилетия детские сады работали по научным и практическим разработкам, так называемой «школы» того времени, тех социальных и государственных условий. Со второй половины 90-х годов 20 века начались реформы. Дошкольное образование выстояло благодаря людям, работавших изо дня в день, ради детей.
На протяжении ряда лет занимаюсь проблемой поиска, разработки и освоения таких форм управленческой и методической работы, которые были бы ориентированы на развитие профессиональной компетентности педагогов через оптимизацию и совершенствование имеющихся знаний, умений; на мотивацию и стимулирование качественной педагогической деятельности.
В этом русле возникла необходимость в изучении научной литературы. Представлен целый ряд работ, посвященных изучению отдельных аспектов компетентностного подхода, компетентности, и компетенций в образовательной сфере.
Теоретический базис составили:
- практико-ориентированные концепций управления (B.C.Лазарев, Н.Д.Малахов, A.M.Моисеев, М.М.Поташник, П.И.Третьяков, Т.И.Шамова;
- управление по результатам (К.Ю.Белая, П.И.Третьяков, С.А.Езопова);
- идеи целенаправленной подготовки педагога инновационного типа, его профессиональной компетентности (А.Д.Алферов, В.И.Андреев, Е.В.Боцдаревская, Н.В.Кузьмина, В.Т.Фоменко, А.В.Хуторской).
В Федеральных государственных стандартах общего образования подводят к единству в понимании и использовании терминологии, в том числе понимания, что такое «компетентность», «компетенции».
Компетентность – умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности. Различают образовательную, общекультурную, социально- трудовую, информационную, коммуникативную компетенции в сфере личностного самоопределения и др.
Компетенция - 1) круг полномочий и прав, предоставляемых законом, уставом, или договором конкретному лицу или организации в решении соответствующих вопросов; 2) совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы.
В практической деятельности использую разные формы, содержание и организацию методической работы, но приоритет отдаю индивидуальным формам и методам взаимодействия с педагогами на основе мониторинга. Именно диагностика позволяет определить эффективные формы взаимодействия с педагогом для повышения его профессиональной компетентности и служит начальным этапом реализации компетентностного подхода .
В работах Л.В.Свирской, Н.Петровой, С.В.Никитиной «Оценка результативности и качества дошкольного образования», рассматривается компетентностный подход в сфере дошкольного образования, где принято за основу краткое определение компетентности И.Зимней «компетенность - успешное действие в конкретной ситуации», то проявление компетентности заключается в достижении положительного результата в какой–либо деятельности.
При компетентностном подходе процесс постановки целей отличается от традиционного тем, что руководитель выбирает цели и формулирует задачи кадровой политики сообразуясь с особенностями и уровнем компетенций педагогов, на основе понимания ситуации, возможностей, траектории, потребности их развития, а не на основе выборки целей и задач из программы, реализуемой в учреждении. Для этого используются материалы, полученные в ходе рефлексии педагогом своих достижений, результатов, проблем, перспектив и др.
Компетентностный подход реализуемый в практической деятельности предоставляет педагогу право и возможность на индивидуальную траекторию развития и самореализации, новаторство. И в Квалификационных требованиях, и в Федеральных государственных стандартах выдвинут критерий профессионализма и компетентности педагогических кадров, как одно из условий успешной реализации образовательной деятельности и Образовательной программы, а также качество организации учебно-воспитательного процесса и повышение конкурентоспособности учреждения на рынке образовательных услуг.
На практике разработала пошаговый алгоритм внедрения компетентностного подхода в управление развития педагогическим персоналом:
