Методы и приемы речевого развития в процессе проведения организованной образовательной деятельности в дошкольном отделении (из опыта работы)

Разделы: Работа с дошкольниками


Речь – ключевой инструмент общения, который формируется у ребенка с первых дней жизни. Она помогает ему выражать свои мысли, желания, эмоции, а также взаимодействовать с окружающим миром. Но иногда родители сталкиваются с вопросом, как помочь ребенку начать говорить, если речь задерживается или развивается не так, как ожидалось?

Задержка речевого развития может быть связана с различными причинами: от индивидуальных особенностей до влияния внешней среды. Но в большинстве случаев своевременные меры, такие, как специальные игры и упражнения для запуска речи, помогают стимулировать и активизировать её развитие.

Курс упражнений в бассейне на развитие речи

Во главу курса мы поставили упражнения на развитие речевого дыхания.

Также в логопедии дыхательную гимнастику применяют для формирования диафрагмально-реберного дыхания, коррекции заикания.

Помимо своей биологической функции, органы дыхания также принимают участие в артикуляции и голосообразовании. Формирование речевого дыхания у детей происходит одновременно с развитием речи и заканчивается примерно к десяти годам. В этом процессе большую роль играет формирование воздушной струи. Формирование воздушной струи является важным этапом при постановке звуков.

Воздушная струя – это энергетическая основа звука, слова и целой фразы. Без длительной и сильной струи воздуха происходит не только нарушение звукопроизношения, но и общего звучания речи: ребенок пропускает окончания слов, говорит «взахлеб», смазывает окончание фраз и т.д.

Развитие речевого дыхания у ребенка является одним из первых и важнейших этапов логопедического воздействия. Если у дошкольника будет хорошо поставленное дыхание, то у него будет четкая дикция, он будет внятно произносить все звуки. Развитие речевого дыхания напрямую зависит от нормального функционирования физиологического дыхания.

Соответственно, чтобы научить детей владеть голосом, нужно научить их правильно дышать, потому что за 2 этих процесса отвечают одни и те же органы.

I. Упражнения на развитие речевого дыхания

Для самых маленьких 1-2,5 года

1. Делаем сильный выдох воздуха ртом.

Перед собой на воду кладём игрушку. Дуем на игрушку, она должна от выпускаемого изо рта воздуха двигаться вперёд. Это может быть любой не тонущий легкий предмет: мяч, надувная игрушка, бумажный кораблик.

Начать занятие лучше на бортике бассейна, затем переместиться в чашу бассейна.

Дети сидят на дне бассейна напротив друг друга и попеременно дуют надувную игрушку от себя.

Старшие и подготовительные группы делают более сложные упражнения на дыхание:

Надо не просто выдыхать, а еще и довести свою игрушку струей воздуха в нужный «домик». При этом каждый получает свое задание: Выбери домик такой же, как и цвет твоей игрушки, или посели игрушку в домик, не синего и не красного цвета.

2. Выдох воздуха мы переносим на воду

  1. Дуем на воду до образования в ней кругов.
  2. Продолжаем выдыхать воздух и погружаем рот в воду (глаза и нос остались на поверхности воды). При этом образуются пузырьки на поверхности воды.

Это упражнение называем веселым словом «Бегемотик».

В группе мы соревнуемся, кто дольше будет делать пузырьки.

Упражнения для детей от 3-х до 7 лет

Идем на руках по дну бассейна, корпус ровно, ноги прямые и одновременно дуем на игрушку (мяч, кораблик).

! Далее стараемся продолжительность выдоха сделать дольше.

Для малышей при этом эффективно изображать, как едет машинка …..ппппру…….., ппппру… или говорим звук УУУУУУУУУУУУУ

II. Подражание звуков

Подражание-один из методов постановки разных звуков у плохо говорящих малышей. Во время занятия Учитель-логопед предлагает ребёнку прошипеть как змея (шшш) или прокаркать как ворона (каррр). Помимо этого, воспитанники принимают активное участие в играх, где звуками речи можно передать определённые действия:

Особенно полезно для малышей подражание звукам животных и природы. Благодаря им дети начинают говорить гораздо быстрее.

На данном занятии воспитанники подготовительной группы отгадывают загадку, учат четверостишие, проговаривая по слогам сложные слова, и показывают это животное на воде, (например плывут дельфином изображая дельфина, плывут лягушкой – и т.д.)

Малыши любят играть в юных спасателей, изображая скорую помощь. Воспитанники усиленно работают ногами, спасая животное и при этом издают звук скорой помощи: «виу, виу, виу».

Так же, получая игрушку на плотик,

  • лягушку – квакаем (ква-ква-ква);
  • тигра – рычим (р-р-р-р-), и т.д.

Около бортика учитель-логопед предлагает детям найти животное, которое ползает, прыгает или быстро бегает, живет в воде, или умеет плавать, ест что-то определенное или назвать цвет и размер.

Воспитанники с удовольствием разгадывают эту загадку и демонстрируют, как жужжит, рычит или лает этот зверь.

III. Переключение внимания

В занятиях на третьем этапе включено много упражнений на переключение внимания. Эти упражнения помогают детям легко выполнять новые задачи, концентрировать внимание и урок проходят более продуктивно, что позволяет отработать большее количество упражнений.

Регулярное введение упражнений на переключение внимания способствуют развитию межполушарных связей.

Переключение внимания - это способность переносить фокус с одного объекта / действия на другой за короткий временной промежуток без потери продуктивности.

Регулярное применение упражнений на переключение внимания:
помогает детям - улучшить свои навыки планирования, помогает эффективнее запоминать информацию.

Выполняя такие задания из занятия в занятие постепенно формируется длительность удержания двигательной программы в поле зрения, тренируя параллельно когтитивные процессы:

  • память,
  • внимание
  • мышление
  • речь

Учебные задания

Игра 1: «Накорми животное»

Возьми в левую руку желтый кораблик, в правую руку кораблик того же цвета, но маленький;

- Возьми большой кораблик синего цвета, положи на плот другого цвета; Или не такого, как плот…… и т.д.

Дети одновременно разбирают цвета, форму, размер предмета.

По мере того, как дети справляются, задания усложняются или наоборот упрощаются.

Далее поплыли на другую сторону кормить своих животных, выбирая им корм, который подходит для них.

На другой стороне разобрали фрукты и овощи, в зависимости от задания.

Порычали, пошипели или придумали свой звук, который издали бы радостные сытые животные.

Игра 2: «Переправа»

Для детей 6-7 лет:

Детям раздают плавательные доски (далее плот) разных цветов.

Задача: поместить к себе на плот кораблик либо: тако го же цвета, как плот.

Либо отличного от цвета плота, не такого как….либо, маленький или большой. Далее надо доплыть до конца бассейна, там взять к себе на плот животное, которое…..и опять различное задание: плавает, либо домашнее, или дикое, или по цвету отличается от цвета кораблика и плота… и т.д.

И аккуратно доплыть обратно.

Здесь воспитанникам надо держать в памяти задание. Проделать небольшую физическую работу и опять переключиться на задание.

Игра 3. «Наведи порядок в зоопарке»

Звери вышли на прогулку, перемешались.

Задача: доплыть до них, взять одно животное, определить где оно живет: в воде или на суше, и поместить на левый или правый берег.


Далее по сценарию: проработали звуки, издаваемые животными.

Такие игры развивают воображение, внимание, тактильное восприятие. Одновременно происходит познание окружающего мира, наблюдение за свойствами предметов в воде. Дети знакомятся с цветами и формами (круг, квадрат, овал), с размером предметов (больше, меньше), ориентируются в пространстве – слева, справа, выше, ниже, над, под.

Все эти процессы напрямую связаны с развитием речи.

В результате данного курса развиваются:

  • Автоматизация звуков
  • Развитие диафрагмального дыхания.
  • Развитие фонематического звука.
  • Формирование слоговой структуры слова, cвязная речь.