Судьба семьи в истории страны

Разделы: Патриотическое воспитание, К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне

Класс: 7

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Работу выполнил:
Кожуховский Максим,
ученик 6 класса

Руководитель:
Кирьянова А.Л.,
учитель истории, обществознания

Введение

«Тот, кто не помнит своего прошлого, осужден на то, чтобы пережить его вновь» (Джордж Сантаяна).

Все мы слышали древнее выражение: «Мой город – моя крепость». У каждого человека есть дом, Родина, семья, родственники. Именно здесь мы находим теплоту, заботу, сочувствие, поддержку. Самым родным и близким мы можем доверить нечто личное, рассказать о том, что нас волнует, о чём переживаем.

Изучать историю своей семьи очень важно, наверное, не менее важно, чем историю родного города или страны в целом. Проведя опрос среди моих сверстников, отмечу, что только 25% знают имена и отчества своих бабушек и дедушек. Прабабушек – 4%.

Бурная история нашей страны как – то не располагала к изучению семейных архивов, родословной и как результат, мы не знаем, какие уроки можем извлечь из жизни родных и близких нам людей. А ведь как бесценен опыт поколений, можно даже позавидовать богатому опыту и иммунитету наших пожилых бабушек и дедушек к трудностям, а самое главное – их отношению к трудностям и невзгодам, умению не падать духом, не терять себя. Изучая историю семьи, я узнал о том, какие испытания прошли мои предки в разные исторические периоды, как справлялись с трудностями, болью потерь самых родных и близких.

История страны складывается из истории каждой семьи, в которой есть свои герои. Мне давно хотелось узнать о моих предках, в данной работе освещены некоторые факты из истории моей семьи, рассмотрен вклад в развитие родного города, страны. В дальнейшем я намерен продолжать исследование и составить полное генеалогическое древо своего рода.

Целью исследовательской работы является изучение истории семьи в контексте военного и послевоенного времени, а также ее взаимосвязи с историей города, страны.

Задачами для меня стали:

  • Сбор сведений о жизни предков через общение с живыми свидетелями истории.
  • Знакомство с сохранившимися вещественными источниками
  • Сопоставление истории семьи с историей страны.

Гипотеза исследования – история моей семьи, история родного края, история моей страны – одно целое.

Актуальность: выбранная тема исследования бесспорно важна. В современном ритме жизни многие забывают о самом важном – простом общении с родными. А ведь все заинтересованы в сохранении семейных традиций, в духовном развитии общества. Не менее важным является то, что в этом году наша страна отмечает 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. Для меня особое значение имеет вклад моей семьи в победу над фашизмом.

Объект исследования – история семьи и ее связь с историей страны.

Предметом исследования являлись архив семьи Кожуховских, Ветровых, Золотухиных.

Практическая значимость работы состоит в том, что данное исследование может быть использовано во внеклассной работе, востребовано в школьный музей.

Основными методами исследования являются: опрос, анализ документов, фотографий семейного архива.

Несмотря на все возникшие трудности при написании работы, мой интерес к исследованию семьи не пропал, я узнал много интересных и значимых фактов о своих предках, в дальнейшем я намерен продолжать поисковую работу в данном направлении.

Работая над той темой, я пользовался фотографиями и документами из семейного архива, изучать их мне помогала моя мама – Кожуховская А.А. нам очень помогли надписи на оборотах фотографий, иногда они были практически нечитаемые, но это только усиливало мой интерес к их изучению. Так хотелось узнать, о чем они, кому адресованы, и в какой исторический период сделаны. По фотографиям предков и современным можно отметить общие черты разных поколений, сильное впечатление на меня произвели письма с войны, старые фотографии.

Основная часть. 1. Моя семья в истории города

«Без корня и полынь не растёт»

В настоящее время проблема изучения своей семьи стала особенно важной. Современные семьи не так часто общаются с дальними родственниками. Иногда даже теряется связь поколений. Изучая школьную историю, при этом, не зная истории своих предков, может казаться, что речь идёт о чём-то далеком, чужом, а ведь в истории страны отражена история семьи. Думая над этим, я задавал себе вопрос: «Что я знаю о предках, перекликается ли их судьба с судьбой Родины?». Захотелось узнать многое, понять, откуда берёт начало мой род, где корни. Данная работа посвящена указанным выше вопросам.

Сейчас моя семья состоит из четырех человек: мама, папа, я и мой брат. Мама – Кожуховская Анна Александровна. Папа – Кожуховский Александр Сергеевич, работает на шахте Сибергинская в г. Мыски, главным энергетиком. Мой брат – Кожуховский Иван, является студентом. Я – Кожуховский Максим, учусь в 7 «а» классе лицея №36.

Папа глава нашей семьи. Вся тяжелая работа по дому держится на нем. Он добрый, но временами бывает строг. Я считаю его примером для подражания.

Моя семья очень дружная. У нас в семье есть свои традиции, свои праздники и увлечения. Мы любим, проводить домашние праздники. Для нас это, прежде всего улыбки, смех, подарки, друзья, близкие люди с которыми хочешь встретиться и пообщаться. Все это нас объединяет и приносит радость.

Мы любим вместе ходить в кино, зимой катаемся на коньках, по возможности стараемся выезжать в п. Шерегеш покататься на лыжах и сноуборде. Каждый год в летний период мы ходим в поход в Кузнецкий Алатау (ст. Лужба). А еще стараемся каждый год летом путешествуем на машине по разным живописным местам Горного Алтая, вот например два года назад мы почти доехали до границы с Монголией. Два года назад мы путешествовали по Казахстану, где узнали много интересных обычаев и традиций этой страны.

Многие традиции моей семьи перешли к нам от наших предков. Например, когда приходит гость в наш дом, мы перво-наперво, напоим его чаем и угостим чем-нибудь вкусным. Эта традиция перешла к нам от моей бабушки, а к ней от её бабушки, а теперь эта традиция моей семьи.

2. История семьи в истории родного края, страны

2.1. Великая Отечественная война в судьбе семьи. Вклад в Победу над фашизмом

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. «Все для фронта! Все для победы!» - лозунг военного времени, потребовавший сил от каждого, сплочения и самоотдачи.

С первого дня войны на борьбу с врагом поднялся весь народ. Сначала Красная армия отступала, ведя тяжелые оборонительные бои. Народ хранит память о героической обороне Бреста, городов – героев Смоленска, Севастополя, Сталинграда, Москвы. Оказался во вражеском кольце Ленинград. Наступили тяжелые времена для всего народа.

Мой прапрадед Ветров Александр Васильевич (1900-05.09.1943г.г.) был грамотный человек и работал в сельском хозяйстве. Был хорошим садоводом, мог обустраивать различные садовые объекты. Изначально проживал в селе Зелёная Роща Ребрихинского района Алтайского края. Работал бухгалтером в колхозе. Он был женат на моей прапрабабушке Евдокии, у них было 5 детей. Семья была дружной и отзывчивой к чужому горю, в отношениях царили мир и взаимовыручка. Тридцатые годы 20 века были очень сложные и противоречивые. СССР напоминал гигантскую стройку. Ради светлого будущего люди были готовы трудиться днем и ночью. Но за нарушения строгой трудовой дисциплины, за несогласия с решениями руководства страны людей снимали с работы, отправляли в специальные лагеря. Одним из таких примеров является и пример нашей семьи. В 1933 году из колхоза украли много зерна и Александра Васильевича осудили в г. Барнауле по ст. 58 на 10 лет. В 1937г. его освободили, и в октябре вся семья переехала жить в Кузбасс в г. Осинники.

Война не обошла стороной и семью Ветровых. В сентябре 1941 Александр Васильевич был взят в трудовую часть армию. Работал на заводе в Кривощеково Новосибирской области. В марте 1943г. был отправлен на фронт, где воевал красноармейцем, а затем связистом 675 стрелковый фронт, 409 стрелковая дивизия, п./п. 33071. В декабре 1943 семья получила от военного совета юго-западного фронта справку о снятии судимости с Ветрова Александра Васильевича.

Все его письма с фронта начинаются со слов: «Здравствуй дорогое мое семейство, мать и милые дети…». Он очень любил свою семью и мечтал поскорее их увидеть и обнять. В своих письмах с фронта он писал, что он жив и с ним все с ним в порядке, чтобы они не переживали. Он очень волновался за их жизнь и здоровье, но не получал ответа на свои письма, так как их очень часто перевозили с места на место. Еще постоянно наказывал своей жене Дуне сходить в горсовет узнать про военный налог… (Приложение 2). Несмотря на все трудности, Евдокия всю любовь отдала детям, воспитала их достойными людьми, дав им необходимое образование. В письмах также повествует о трудностях военного времени, при этом всегда делает акцент на то, что без Родины и человек не жив будет. Несомненно, нет бывших героев той Великой войны, вклад каждого в тылу и на фронте бесспорен. Кому – то посчастливилось дойти до Дня Победы, миллионы пали в первые, самые сложные годы.

Итак, мой прапрадед Ветров Александр Васильевич был участником военных событий 1941-1943гг. в Прибалтике, на Украине, Молдавии.

8 сентября 1943 при выполнении задания погиб в боях с немецкими захватчиками в северо-восточной окраине хутора Ново-Берецкий, Змеевского района Харьковской области, Украинского ССР, где и был похоронен. Его имя не забыто ни семьёй, ни на Родине. Сведения о нем, как участнике войны, содержит Всекузбасская Книга памяти. (Приложение 2).

В 1960 году Участник Великой Отечественной войны Ветров Александр Васильевич был реабилитирован. Его имя находится на Доске Памяти нашего города и на обелиске. Его имя навсегда останется в наших сердцах, памяти, ведь никто не забыт, ничто не забыто! Показателем этого является Бессмертный полк, объединяющий миллионы граждан в России и за её пределами. Победа далась большой ценой. Многие в ней потеряли то, чем дорожили больше всего: кто-то потерял своих самых близких и любимых людей, кто-то потерял свой родной дом. Но мы должны двигаться дальше. Мы должны стремиться к тому, чтобы больше не совершать ошибок наших предков. Все должны жить в мире и здравии.

2.2. Вклад семьи в развитие угольной отрасли, строительство города Осинники. Педагогический труд

Помимо военного подвига моих предков, хочется в своей работе рассказать о другом подвиге – трудовом. Добросовестность и огромная ответственность - отличительные качества людей нашей страны. Все, кто строил города и шахты, стремился улучшить жизнь людей в непростое время, внесли большой вклад в развитие города, родного края, страны. Наша страна живёт и развивается благодаря ежедневному маленькому, но вместе с тем важному делу моих прадедов, дедов, отцов.

Мы живём в Кузбассе – шахтерский край. Труд шахтера почётен, важен, но труден и опасен. К сожалению, за всю историю развития угольной отрасли, имея большие достижения, мы имеем и большие потери. Определенную часть жителей нашего города составляют переселенцы, те, кто участвовал в строительстве важнейших городских социальных объектов, дорог, больниц, шахт. Личность каждого из таких людей заслуживает внимания и уважения.

История семьи моего прадеда не является исключением. Мой прадед - Золотухин Алексей Федорович (1918-1968 гг.) – родился в Курской области, работал в колхозе, в 16 лет был трактористом. В один прекрасный день трактор загорелся. За это был осужден в 1937г. на 10 лет. Отбыл наказание в Амурской области. После этого приехал с друзьями в г. Осинники, закончил горный техникум в г. Кемерово (сейчас КуЗГТИ), работал на строительстве города и шахт. Был мастером, начальником участка, заместителем начальника ОШСУ, а затем и начальником ОШСУ. Строил шахты города, участвовал в строительстве поселка «Высокий». Жена – Елена получила образование фельдшера-акушера. Помогала рождаться детям. Через ее руки прошли дети г. Осинники и поселка Высокий (Приложение 1).

Семья прадеда была дружной и сплочённой. В ней были воспитаны трое детей: Золотухина Галина Алексеевна, Золотухина Ольга Алексеевна, Золотухин Алексей Алексеевич. Галина и Ольга – педагоги, проработавшие в школе более 20лет. Галина Золотухина награждена знаком Ветерана труда, награждена значком Отличника народного просвещения. С теплом и любовью она вспоминала о своей работе, отдавая заботу детям. Семья проживала в городе Осинники. На данное время, к сожалению, из большой семьи Золотухиных осталась только Ольга.

На будущее я ставлю задачу более глубокое изучение рода, традиций семьи, поиск документов и материалов, имеющих отношение к истории моих предков.

Заключение

Изучая историю своей семьи, я пришёл к выводу о том, что все мои предки были трудолюбивыми, отзывчивыми людьми, являлись свидетелями и участниками многих событий прошлого века. Каждого коснулись события истории, но пережили их достойно. Были в семье и радости и горе, невозможно забыть годы репрессий, события Великой Отечественной войны. Каждый из этих моментов заслуживает особого внимания и тем более памяти о них.

В ходе написания работы я пришел к некоторым выводам:

  • Изучая историю семьи, я выяснил, что она перекликается с историей страны.
  • Моя семья является непосредственным участником ряда исторических событий: репрессии 30-х гг. 20 века, Великая Отечественная война.
  • Мой прадед – один из участников строительства родного города, его важнейших объектов, работающих и сейчас.
  • Мои бабушки не были в стороне при восстановлении государства в послевоенные годы, трудились, строили лучшую жизнь, получали грамоты и поощрения.

Я обязательно продолжу дополнять свой труд новыми фактами. Накопленный материал бесценен, это наша общая память, наше богатство, ведь во все времена основой духовности были любовь, верность, семья!

В настоящее время мои родные также активно участвуют в жизни страны, примером может являться участие в выборах. Очень важно пользоваться избирательным правом, данным нам. Иметь активную гражданскую позицию и есть главный пример истории моих предков.

Список литературы

  1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
  2. Кисилева Т.Ю. «Влияние семейных традиций на формирование личности школьника». М.: Сталкер, 2007. – 47 с.
  3. http://podvignaroda.ru/?#tab=navHome.