С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, разработанный на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учетом Конвенции ООН о правах ребенка. Разработчики стандарта заложили в документе несколько принципов, основным из которых в работе ДОУ является принцип интеграции образовательных областей.
Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, способствует более тесному контакту воспитателя и специалистов, что соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким. Именно поэтому, для повышения качества воспитания и обучения необходимо использовать инновационные технологии, осуществлять интегрированный подход в воспитании и обучении дошкольников.
Наиболее эффективно образовательные задачи решаются, если педагоги учитывают принцип интеграции образовательных областей, что и подразумевает взаимодействие музыкального руководителя и инструктора по физической культуре, воспитателя.
Интеграция занятий по физической культуре и музыки создает положительный эмоциональный фон занятий, помогает детям запомнить движения, выразительно передать их характер. Музыкально-ритмические упражнения способствуют формированию: опорно-двигательного аппарата, хорошей осанки, пластики, гибкости и растяжки, умению двигаться согласованно с музыкой.
Большой плюс интегрированного образования и в том, что занятия проводится в игровой форме, включает в себя много видов двигательной активности: динамические паузы, физкультминутки, театрализованные и подвижные игры.
Занятия интегрированного характера вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, дают высокую результативность. Такие занятия способствуют более тесному контакту педагогов и воспитанников. Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, способствует более тесному контакту педагогов ДОУ, тем самым, обеспечивая непрерывное, всестороннее развитие дошкольников с учетом их интересов, способностей, с целью максимальной самореализации каждого воспитанника.
Таким образом, успешное и планомерное взаимодействие музыкального руководителя и инструктора по физической культуре (воспитателя) в ДОУ позволяет добиться целей и задач, поставленных программой, сформировать предусмотренные программой умения и навыки, в полной мере развить соответствующие возрасту интегративные качества каждого ребёнка.
Еще одним из основных принципов ФГОС является взаимодействие с родителями (законными представителями), вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив.
Построение педагогической деятельности по реализации проекта «Музыка и спорт»
Тип проекта: творческий, долгосрочный.
Участники проекта: дети среднего (4-5 лет) и старшего (5-6 лет) дошкольного возраста, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатель и родители.
Сроки реализации: 2 года
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Цель: укрепление здоровья детей через внедрение инновационных технологий в музыкальном и физическом развитии.
Задачи:
Образовательные:
- Научить детей видеть взаимосвязь между музыкой и физической культурой.
- Учить согласовывать движения с музыкой, начинать и заканчивать движения по музыке.
- Знакомиться с музыкальными произведениями, посвящёнными спорту, спортивной символикой и видами спорта.
- Развивать коммуникативную активность через музыку и физическую культуру.
Развивающие:
- Развитие координации, ловкости, ориентации в пространстве, быстроты реакции, гибкости, пластичности.
- Развитие образного мышления и творческого воображения в передаче музыкальных образов через движения.
- 3.Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении.
- Помочь родителям научиться играть со своим ребенком.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к спорту, стремление к здоровому образу жизни.
- 2.Воспитание командного духа, коммуникативных способностей через спортивно-музыкальные игры и упражнения.
- Воспитание инициативности, силы воли, концентрации внимания, активности, жизнелюбия.
- Заинтересовать родителей активно участвовать в жизни детского сада.
№ |
Этапы и сроки |
Содержание деятельности |
Прогнозируемый результат |
1 |
Прогностический |
- Актуализировать выявленные проблемы, цели, задачи. |
Определена цель, задачи, прогнозируемый результат проекта. |
2 |
Теоретический |
Обсуждение проекта «Музыка и спорт» специалистами с воспитателем. |
Подбор материала по теме (аудио-, видео-, иллюстративного, игрового, сценариев и т.д.) |
3 |
Технологически-проектировочный |
Составить планирование по проекту. |
Планирование содержание деятельности проекта.
Родительское собрание по теме проекта, буклеты. |
4 |
Деятельностный |
Информационный (просветительский) блок: |
Реализация проекта. |
5 |
Контрольно-аналитический |
Контрольно-оценочный блок |
Оценка педагогической деятельности. |
Ожидаемые результаты:
- Дети знают музыкальные произведения, посвящёнными спорту.
- Укреплено физическое здоровье детей через повышение их двигательной активности, а также уровень интеллекта и коммуникативной активности.
- Появилась мотивация семей к здоровому образу жизни, занятию спортом совместно с детьми.
- Повышена компетентность родителей, воспитателей и специалистов в области здоровьесберегающих технологий.
Содержание проекта «Музыка и спорт»
Первый год
Срок реализации |
Содержание деятельности |
||
Дети |
Родители |
Педагоги |
|
Октябрь |
Беседа «Спорт и я»(виды спорта) |
|
Подготовка иллюстративного и дидактического материала |
Ноябрь |
Музыкально-спортивное развлечение «Мамины помощники» |
|
Разработка сценария и подбор музыкального материала к играм и конкурсам |
Декабрь |
|
|
Разработка буклета «Проект «Музыка и спорт» для родителей |
Январь |
Музыкально-спортивное развлечения «День Снега» |
Буклет «Проект «Музыка и спорт» |
Подбор игр и конкурсов для развлечения |
Февраль |
Музыкально-спортивное развлечение «День защитника Отечества» |
Фотогазета «Мой папа самый лучший» |
Оформление фотогазеты |
Март |
Праздник «Букет для мамы» «Масленица» |
Фотогазета «Моя мама лучшая на свете» |
Разработка сценария и подбор музыкального материала к конкурсам |
Апрель |
Лэпбук «Спорт нам очень нужен, мы со спортом очень дружим» |
|
Разработка Лэпбука |
Май |
Заучивание стихов про спорт |
|
Подбор литературного и музыкального материала |
Второй год
| Срок реализации | Содержание деятельности |
||
Дети |
Родители |
Педагоги |
|
Сентябрь |
Городское мероприятие Всероссийский день бега «Кросс наций» |
Привлечение родителей к участию в мероприятии |
|
Октябрь |
Городское мероприятие «Всероссийский день ходьбы» |
Привлечение родителей к участию в мероприятии |
|
Ноябрь |
Музыкально-спортивное развлечение «День рождение Деда Мороза» |
|
Разработка сценария и подбор музыкального материала к играм и конкурсам |
Декабрь |
Выставка рисунков «Будь здоров» совместно с родителями |
Оформление выставки |
|
Январь |
Проведение утренней гимнастики под музыкальное сопровождение |
|
Подбор музыкального материала |
Всероссийский праздник «День Снега» |
Привлечение родителей к участию в мероприятии |
||
Февраль |
Музыкально-спортивное развлечение «День защитника Отечества» |
Мини-музей «Военная техника» |
Оформление мини-музея |
Март |
«Масленица» |
Памятка «ЗОЖ» |
Разработка памятки |
Апрель |
Музыкально-спортивное развлечение «День смеха» Музыкально-спортивное развлечение «День здоровья» Музыкально-спортивное развлечение «День космонавтики» |
|
Разработка сценария и подбор музыкального материала к играм и конкурсам |
|
Мастер-класс «Изготовление спортивного оборудования из нетрадиционного материала» (гантели) |
Подготовка материала к мастер-классу |
|
Май |
Челендж «Утренняя гимнастика» |
Разработка комплекса утренней зарядки, подбор музыкального сопровождения |
|