Проект "Музыка и спорт"

Разделы: Работа с дошкольниками


С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, разработанный на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учетом Конвенции ООН о правах ребенка. Разработчики стандарта заложили в документе несколько принципов, основным из которых в работе ДОУ является принцип интеграции образовательных областей.

Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, способствует более тесному контакту воспитателя и специалистов, что соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким. Именно поэтому, для повышения качества воспитания и обучения необходимо использовать инновационные технологии, осуществлять интегрированный подход в воспитании и обучении дошкольников.

Наиболее эффективно образовательные задачи решаются, если педагоги учитывают принцип интеграции образовательных областей, что и подразумевает взаимодействие музыкального руководителя и инструктора по физической культуре, воспитателя.

Интеграция занятий по физической культуре и музыки создает положительный эмоциональный фон занятий, помогает детям запомнить движения, выразительно передать их характер. Музыкально-ритмические упражнения способствуют формированию: опорно-двигательного аппарата, хорошей осанки, пластики, гибкости и растяжки, умению двигаться согласованно с музыкой.

Большой плюс интегрированного образования и в том, что занятия проводится в игровой форме, включает в себя много видов двигательной активности: динамические паузы, физкультминутки, театрализованные и подвижные игры.

Занятия интегрированного характера вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, дают высокую результативность. Такие занятия способствуют более тесному контакту педагогов и воспитанников. Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, способствует более тесному контакту педагогов ДОУ, тем самым, обеспечивая непрерывное, всестороннее развитие дошкольников с учетом их интересов, способностей, с целью максимальной самореализации каждого воспитанника.

Таким образом, успешное и планомерное взаимодействие музыкального руководителя и инструктора по физической культуре (воспитателя) в ДОУ позволяет добиться целей и задач, поставленных программой, сформировать предусмотренные программой умения и навыки, в полной мере развить соответствующие возрасту интегративные качества каждого ребёнка.

Еще одним из основных принципов ФГОС является взаимодействие с родителями (законными представителями), вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив.

Построение педагогической деятельности по реализации проекта «Музыка и спорт»

Тип проекта: творческий, долгосрочный.

Участники проекта: дети среднего (4-5 лет) и старшего (5-6 лет) дошкольного возраста, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатель и родители.

Сроки реализации: 2 года

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Цель: укрепление здоровья детей через внедрение инновационных технологий в музыкальном и физическом развитии.

Задачи:

Образовательные:

  • Научить детей видеть взаимосвязь между музыкой и физической культурой.
  • Учить согласовывать движения с музыкой, начинать и заканчивать движения по музыке.
  • Знакомиться с музыкальными произведениями, посвящёнными спорту, спортивной символикой и видами спорта.
  • Развивать коммуникативную активность через музыку и физическую культуру.

Развивающие:

  • Развитие координации, ловкости, ориентации в пространстве, быстроты реакции, гибкости, пластичности.
  • Развитие образного мышления и творческого воображения в передаче музыкальных образов через движения.
  • 3.Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении.
  • Помочь родителям научиться играть со своим ребенком.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к спорту, стремление к здоровому образу жизни.
  • 2.Воспитание командного духа, коммуникативных способностей через спортивно-музыкальные игры и упражнения.
  • Воспитание инициативности, силы воли, концентрации внимания, активности, жизнелюбия.
  • Заинтересовать родителей активно участвовать в жизни детского сада.

Этапы и сроки

Содержание деятельности

Прогнозируемый результат

1

Прогностический

- Актуализировать выявленные проблемы, цели, задачи.
Анкетирование родителей.

Определена цель, задачи, прогнозируемый результат проекта.

2

Теоретический

Обсуждение проекта «Музыка и спорт» специалистами с воспитателем.

Подбор материала по теме (аудио-, видео-, иллюстративного, игрового, сценариев и т.д.)

3

Технологически-проектировочный

Составить планирование по проекту.
Подбор диагностического инструментария.
Разработать план работы с родителями.
Ознакомить родителей с проектом «Музыка и спорт».

Планирование содержание деятельности проекта.

 

Родительское собрание по теме проекта, буклеты.

4

Деятельностный

Информационный (просветительский) блок:
-размещение наглядной информации в зале и в группе;
-проведение презентаций о спорте, олимпийских играх;
-оформление папок-передвижек по совместным спортивным играм детей и взрослых.
Практический блок:
- тематические интегрированные занятия, посвящённые спорту, связи спорта и музыки;
-родительские собрания и консультации по данной теме;
-консультации для воспитателей и специалистов по данной теме.
Досуговый блок:
- совместные с родителями музыкально-спортивные игровые досуги;
- совместные с родителями музыкально-спортивные праздники для детей и родителей;
- совместные с родителями спортивные праздники на улице;
- совместные с родителями флешмобы.
Совместная деятельность с детьми и родителями:
- беседы о связи музыки и спорта;
- заучивание стихов, пословиц, поговорок, и др.;
- разучивание песен, танцев, игр, связанных со спортом;
- выставка детских рисунков  «Наш праздник дома», «Моя весёлая семья»;
- изготовление подарков к праздникам для мам, пап.
Блок «Презентация»
- слайд-шоу «Спорт и музыка»;
- презентация «Виды спорта».

Реализация проекта.

5

Контрольно-аналитический

Контрольно-оценочный блок
- опросы;
- книги отзывов;
- собеседования с детьми;
- учет активности родителей.

Оценка педагогической деятельности.

Ожидаемые результаты:

  • Дети знают музыкальные произведения, посвящёнными спорту.
  • Укреплено физическое здоровье детей через повышение их двигательной активности, а также уровень интеллекта и коммуникативной активности.
  • Появилась мотивация семей к здоровому образу жизни, занятию спортом совместно с детьми.
  • Повышена компетентность родителей, воспитателей и специалистов в области здоровьесберегающих технологий.

Содержание проекта «Музыка и спорт»

Первый год

Срок реализации

Содержание деятельности

Дети

Родители

Педагоги

Октябрь

Беседа «Спорт и я»(виды спорта)

 

Подготовка иллюстративного и дидактического материала

Ноябрь

Музыкально-спортивное развлечение «Мамины помощники»

 

Разработка сценария и подбор музыкального материала к играм и конкурсам

Декабрь

 

 

Разработка буклета «Проект «Музыка и спорт» для родителей

Январь

Музыкально-спортивное развлечения «День Снега»

Буклет «Проект «Музыка и спорт»

Подбор игр и конкурсов для развлечения

Февраль

Музыкально-спортивное развлечение «День защитника Отечества»

Фотогазета «Мой папа самый лучший»

Оформление фотогазеты

Март

Праздник «Букет для мамы»

«Масленица»

Фотогазета «Моя мама лучшая на свете»

Разработка сценария и подбор музыкального материала к конкурсам

Апрель

Лэпбук «Спорт нам очень нужен, мы со спортом очень дружим»

 

Разработка Лэпбука

Май

Заучивание стихов про спорт
Разучивание песни «Будь здоров» муз. Быкадоровой, сл.Супрун

 

Подбор литературного и музыкального материала

Второй год

Срок реализации

Содержание деятельности

Дети

Родители

Педагоги

Сентябрь

Городское мероприятие Всероссийский день бега «Кросс наций»

Привлечение родителей к участию в мероприятии

Октябрь

Городское мероприятие «Всероссийский день ходьбы»

Привлечение родителей к участию в мероприятии

Ноябрь

Музыкально-спортивное развлечение «День рождение Деда Мороза»

 

Разработка сценария и подбор музыкального материала к играм и конкурсам

Декабрь

Выставка рисунков «Будь здоров» совместно с родителями

Оформление выставки

Январь

Проведение утренней гимнастики под музыкальное сопровождение

 

Подбор музыкального материала

Всероссийский праздник «День Снега»

Привлечение родителей к участию в мероприятии

Февраль

Музыкально-спортивное развлечение «День защитника Отечества»

Мини-музей «Военная техника»

Оформление мини-музея

Март

«Масленица»

Памятка «ЗОЖ»

Разработка памятки

Апрель

Музыкально-спортивное развлечение «День смеха»

Музыкально-спортивное развлечение «День здоровья»

Музыкально-спортивное развлечение «День космонавтики»

 

Разработка сценария и подбор музыкального материала к играм и конкурсам

 

Мастер-класс «Изготовление спортивного оборудования из нетрадиционного материала» (гантели)

Подготовка материала к мастер-классу

Май

Челендж «Утренняя гимнастика»

Разработка комплекса утренней зарядки, подбор музыкального сопровождения