Трудные времена рождают сильных людей.
Сильные люди создают хорошие времена.
Хорошие времена рождают слабых людей.
Платон
Изменения, происходящие в современном российском обществе, предъявляют новые требования к молодому поколению. Помимо таких задач, как формирование у подростков интереса к развитию собственных творческих и физических способностей, умения выстраивать отношения со сверстниками, социальной активности, в зоне особого внимания находится проблема формирования способности к продуктивному действию в постоянно меняющихся условиях, способности к преодолению трудностей.
Современное поколение — это дети, которые живут в мире всевозможных материальных благ. В мире, где впервые появилась и развилась жизнь онлайн. Для этих подростков общение в сети равноценно общению в жизни. У этого поколения нет необходимости преодолевать какие-то сложности для удовлетворения своих базовых потребностей. Так же, по мнению многих специалистов, они более уязвимы психологически.
Формирования навыка преодоления трудностей у подростков, находящихся на критическом этапе развития личности, – действительно актуальная проблема. Исследования показывают, что высокая жизнестойкость и нормальный уровень стрессоустойчивости у подростков указывают на наличие эффективных стратегий преодоления. Эти навыки впоследствии помогут подросткам справляться с различными жизненными вызовами и адаптироваться в обществе.
Для эффективного решения этой проблемы необходимо учитывать следующие особенности подросткового периода развития детей, связанные с гормональной перестройкой и физиологическим ростом.
1. Активный физический рост.
Тело растет, меняется, порой растет непропорционально. Подросткам иногда сложно принять свое новое тело. В спорте быстрый физический рост может привести к ухудшению координации, повышению риска получения травм.
2. Развитие головного мозга.
Очень важную роль играет префронтальная кора. Она задействована в принятии решений, планировании и подавлении неподобающего поведения. У подростков она еще недостаточно развита. С помощью МРТ ученые доказали, что содержание серого вещества в префронтальной коре достигает максимума именно в подростковом возрасте где-то в 10-14 лет, потом наступает спад. Удаляются те нейронные связи, которые не используются. Поэтому именно в 10-14 лет легче всего учиться чему-то новому.
3. Гормональная перестройка.
Речь не только о половом созревании. Дофамин — это гормон и нейромедиатор, который вырабатывает наш мозг, чтобы подтолкнуть нас к каким-либо действиям. Это основная причина, по которой мы можем сосредоточиться и достичь великих результатов, даже если выгода не будет сиюминутной или очевидной. Базовый уровень дофамина у подростков ниже, чем у детей и взрослых, однако у подростков выше всплески при его выработке. Одним из триггеров для запуска выброса дофамина является что-то новое,и это то, что подростки очень любят. В этом возрасте быстро становится скучно, если ничего не меняется, поэтому подростки склонны чаще рисковать, не обдумывая возможные последствия. По мнению некоторых специалистов, именно это подталкивает подростков к вредным привычкам и поиску острых ощущений.
Кроме того, анализ проблем, с которыми сталкивается педагог, позволяет выделить еще ряд особенностей современных детей подросткового возраста, связанных с их социальным и личностным развитием.
1. Тревожность, неуверенность в себе.
Самооценка подростка неустойчива: он склонен считать себя либо гением, либо ничтожеством. Любая мелочь может в корне изменить отношение подростка к себе. Если он вынужден признать, что что-то не так, его мнение о себе падает по всем пунктам, правда, такая противоречивая самооценка необходима для того, чтобы развить у него новые, взрослые критерии личностного развития.
2. Обостренное желание чувства значимости и свободы выбора.
Чувство взрослости. Подросток уже понимает, что он не ребенок. Ему кажется, что он почти уже взрослый. Он хочет, чтобы взрослые прислушивались к его мнению, общались с ним на равных, предлагали самому участвовать в выборе своего будущего и т.п. Важно чувствовать свою значимость для взрослых и ровесников.
3. Изменение круга общения.
По мере взросления подросток начинает меньше полагаться на родителей и больше сближается со сверстниками. Подростку важно быть участников общества сверстников. Часто подростки предпочитают идти за советом к друзьям, а не к родителям. В подростковом возрасте мозг начинает мыслить абстрактно. Человеку становится важно мнение о нём окружающих. Общение в этом возрасте позволяет развиваться и приобретать жизненно важные навыки. Очень важно, в какую компанию попадет подросток.
4. Поверхностное отношение ко всему. Им может быть многое интересно, могут легко увлекаться чем-то новым, но часто это не привод к появлению желания в чем-то разобраться досконально.
5. Постоянный поиск себя. Они не спешат определяться со своей будущей профессией, поскольку сейчас наблюдается быстрая ротация профессий: какие-то отмирают, появляются новые и т.д.
6. Желание быстрого успеха. К сожалению, подростки часто становятся жертвами современного маркетинга. Со страниц модных журналов, в социальных сетях часто транслируется история «успешного успеха», лёгкого успеха, когда совсем молодые люди зарабатывают большие деньги без особого труда.
7. Интернет-гаджет зависимость. Гаджеты в наши дни применяются во многих областях, включая образование, спорт, медицину и др. Вместе с неоспоримой пользой, электронные помощники внесли в нашу жизнь и существенную проблему, а именно – зависимость от них. Когда человек «поглощается» информационными, игровыми и иными видами компьютерной деятельности, теряет чувство реального времени, зачастую уходя в мир виртуальной реальности.
8. Клиповое мышление. Это вид сознания, при котором человек воспринимает информацию через короткие форматы и яркие образы и способен быстро переключаться с одной информации на другую из-за поверхностного погружения в её суть. Поэтому им сложно долго удерживать внимание, усваивать большие объемы информации.
9. Достигаторство/ неустойчивая самооценка. Постоянное сравнение себя и свою жизнь с красивой картинкой в социальных сетях, самооценка часто скачет из крайности «Я ВСЕ МОГУ» в крайность «Я НИЧТОЖЕСТВО».
Все эти особенности необходимо учитывать при работе с детьми подросткового возраста. Учитывая такие запросы современного общества к молодому поколению, как способность к продуктивному действию в постоянно меняющихся условиях, навык преодоления трудностей – актуален.
Занятия спортом могут служить эффективным инструментом в формировании этого навыка.
Каждая тренировка — это своего рода преодоление. Преодоление лени, усталости, иногда боли, страха неудачи, неуверенности в своих силах. Эта маленькая победа над собой даёт невероятную уверенность, которая затем помогает справляться с другими жизненными вызовами. Постепенно вы начинаете воспринимать трудности не как препятствия, а как очередную возможность проявить свою силу. Спорт также может стать мощным инструментом в борьбе с внутренними барьерами и эмоциональными трудностями. Во время физических нагрузок в организме вырабатываются эндорфины — гормоны радости, которые помогают справляться с тревогой и стрессом. Кроме того, спорт помогает отвлечься от проблем, переключиться на что-то позитивное и продуктивное. Во время занятий приходится сосредотачиваться на своих действиях, и это даёт возможность перезагрузить ум, избавиться от негативных мыслей и обрести внутреннее спокойствие. Каждая тренировка — это шаг к совершенствованию не только своего тела, но и своего характера.
Как было отмечено ранее, подростки крайне нестабильны в своих интересах, им часто свойственно переключаться с одного дела на другое, не доводить до конца начатое. Как же сделать так, чтобы интерес к занятиям спортом не пропадал?
Рассмотрим составляющие эффективной организации занятий спортом в детском объединении. Именно это поможет поддержать способность к преодолению трудностей.
- Доброжелательная обстановка в команде. В команде все должны друг друга уважать и поддерживать. И тренер, и спортсмены. Подростки должны понимать, что тренер не враг. Тренер – помощник. Если что-то не получается, если что-то непонятно, нужно обязательно обратиться за помощью к тренеру. Ошибаться можно и это нормально. К сожалению, у подростков бывают сложности с самооценкой, и порой они очень эмоционально реагируют на свои ошибки. В таких случаях нужно спокойно с ними проговаривать, как нужно анализировать свои ошибки.
- Укрепление веры в свои возможности. В основе обучения лежит принцип «от простого к сложному». Постоянное движение к более сложному! Сначала преодолеваем маленькие трудности, потом – большие. Подросток постепенно понимает, что он может многое, если не всё, нужно только разобраться в деталях.
- Внимание к деталям. С самого начала, с изучения самых простых элементов подросток должен понимать важность правильности каждого движения, учиться четко контролировать каждую часть своего тела в каждый момент движения. Впоследствии это помогает в освоении более сложных элементов, а также преодолеть сложный период активного роста и ухудшение координации в это время. Если тело забыло, его нужно научить заново. Значительно легче, когда в голове уже есть четкое понимание всех деталей.
- Адекватная самооценка и конструктивный самоанализ. Каждый подросток должен понимать, что у него есть сильные и слабые стороны. Работать нужно и над сильными сторонами, чтобы превратить их в своё преимущество, и над слабыми, чтобы они не помешали при достижении целей. Если в какой-то момент что-то не получилось, нужно попытаться разобраться, что было не так и понять, как мы это можем исправить. Не пытаться все объяснить внешними неблагоприятными факторами (неудобный соперник, судейские ошибки и т.п.), а найти именно в себе ту деталь, которую можно улучшить, чтобы впоследствии можно было рассчитывать на иной результат.
- Свобода выбора. Для подростков важно чувствовать, что их мнение имеет значение, поэтому нужно давать возможность выбирать над чем конкретно он хочет поработать, в каком направлении развиваться. Мы часто даём время на отработку любимых приемов. Это повышает самоотдачу спортсменов, над любимыми приемами всегда приятнее работать. Также следует отметить, что в самбо есть разные варианты одержать победу: сделать болевой – досрочная победа, «чистый бросок» - досрочная победа, то есть либо в партере, либо в стойке. Соответственно, есть любители бросковой техники, а есть любители партера. И каждый выбирает сам, что ему больше нравится.
- Использование игровых элементов, в том числе командных игр, в тренировочном процессе. Использование соревновательного компонента. Игры и соревнования помогают научиться справляться с поражениями и продолжать стремиться к лучшему результату, поддерживать друг друга в команде.
- Использовать систему поощрений. Каждый раз, когда подросток делает прогресс, важно отмечать его достижения. Это может быть не только словесная похвала, но и символические награды: медали, грамоты или звания.
- Осознание цели. На каждом этапе обучения подросток должен понимать к какой конкретной цели он идет, ради чего ему нужно преодолевать трудности.
Таким образом, создавая благоприятные условия и мотивируя к занятиям спортом, педагог может решать круг более широких проблем, связанных с формированием способности подростка к продуктивному действию в постоянно меняющихся условиях, к преодолению себя и внешних трудностей.