Формирование навыка преодоления трудностей у современного подростка посредством занятий спортом

Разделы: Дополнительное образование

Ключевые слова: подростки


Трудные времена рождают сильных людей.
Сильные люди создают хорошие времена.
Хорошие времена рождают слабых людей.
Платон

Изменения, происходящие в современном российском обществе, предъявляют новые требования к молодому поколению. Помимо таких задач, как формирование у подростков интереса к развитию собственных творческих и физических способностей, умения выстраивать отношения со сверстниками, социальной активности, в зоне особого внимания находится проблема формирования способности к продуктивному действию в постоянно меняющихся условиях, способности к преодолению трудностей.

Современное поколение — это дети, которые живут в мире всевозможных материальных благ. В мире, где впервые появилась и развилась жизнь онлайн. Для этих подростков общение в сети равноценно общению в жизни. У этого поколения нет необходимости преодолевать какие-то сложности для удовлетворения своих базовых потребностей. Так же, по мнению многих специалистов, они более уязвимы психологически.

Формирования навыка преодоления трудностей у подростков, находящихся на критическом этапе развития личности, – действительно актуальная проблема. Исследования показывают, что высокая жизнестойкость и нормальный уровень стрессоустойчивости у подростков указывают на наличие эффективных стратегий преодоления. Эти навыки впоследствии помогут подросткам справляться с различными жизненными вызовами и адаптироваться в обществе.

Для эффективного решения этой проблемы необходимо учитывать следующие особенности подросткового периода развития детей, связанные с гормональной перестройкой и физиологическим ростом.

1. Активный физический рост.

Тело растет, меняется, порой растет непропорционально. Подросткам иногда сложно принять свое новое тело. В спорте быстрый физический рост может привести к ухудшению координации, повышению риска получения травм.

2. Развитие головного мозга.

Очень важную роль играет префронтальная кора. Она задействована в принятии решений, планировании и подавлении неподобающего поведения. У подростков она еще недостаточно развита. С помощью МРТ ученые доказали, что содержание серого вещества в префронтальной коре достигает максимума именно в подростковом возрасте где-то в 10-14 лет, потом наступает спад. Удаляются те нейронные связи, которые не используются. Поэтому именно в 10-14 лет легче всего учиться чему-то новому.

3. Гормональная перестройка.

Речь не только о половом созревании. Дофамин — это гормон и нейромедиатор, который вырабатывает наш мозг, чтобы подтолкнуть нас к каким-либо действиям. Это основная причина, по которой мы можем сосредоточиться и достичь великих результатов, даже если выгода не будет сиюминутной или очевидной. Базовый уровень дофамина у подростков ниже, чем у детей и взрослых, однако у подростков выше всплески при его выработке. Одним из триггеров для запуска выброса дофамина является что-то новое,и это то, что подростки очень любят. В этом возрасте быстро становится скучно, если ничего не меняется, поэтому подростки склонны чаще рисковать, не обдумывая возможные последствия. По мнению некоторых специалистов, именно это подталкивает подростков к вредным привычкам и поиску острых ощущений.

Кроме того, анализ проблем, с которыми сталкивается педагог, позволяет выделить еще ряд особенностей современных детей подросткового возраста, связанных с их социальным и личностным развитием.

1. Тревожность, неуверенность в себе.

Самооценка подростка неустойчива: он склонен считать себя либо гением, либо ничтожеством. Любая мелочь может в корне изменить отношение подростка к себе. Если он вынужден признать, что что-то не так, его мнение о себе падает по всем пунктам, правда, такая противоречивая самооценка необходима для того, чтобы развить у него новые, взрослые критерии личностного развития.

2. Обостренное желание чувства значимости и свободы выбора.

Чувство взрослости. Подросток уже понимает, что он не ребенок. Ему кажется, что он почти уже взрослый. Он хочет, чтобы взрослые прислушивались к его мнению, общались с ним на равных, предлагали самому участвовать в выборе своего будущего и т.п. Важно чувствовать свою значимость для взрослых и ровесников.

3. Изменение круга общения.

По мере взросления подросток начинает меньше полагаться на родителей и больше сближается со сверстниками. Подростку важно быть участников общества сверстников. Часто подростки предпочитают идти за советом к друзьям, а не к родителям. В подростковом возрасте мозг начинает мыслить абстрактно. Человеку становится важно мнение о нём окружающих. Общение в этом возрасте позволяет развиваться и приобретать жизненно важные навыки. Очень важно, в какую компанию попадет подросток.

4. Поверхностное отношение ко всему. Им может быть многое интересно, могут легко увлекаться чем-то новым, но часто это не привод к появлению желания в чем-то разобраться досконально.

5. Постоянный поиск себя. Они не спешат определяться со своей будущей профессией, поскольку сейчас наблюдается быстрая ротация профессий: какие-то отмирают, появляются новые и т.д.

6. Желание быстрого успеха. К сожалению, подростки часто становятся жертвами современного маркетинга. Со страниц модных журналов, в социальных сетях часто транслируется история «успешного успеха», лёгкого успеха, когда совсем молодые люди зарабатывают большие деньги без особого труда.

7. Интернет-гаджет зависимость. Гаджеты в наши дни применяются во многих областях, включая образование, спорт, медицину и др. Вместе с неоспоримой пользой, электронные помощники внесли в нашу жизнь и существенную проблему, а именно – зависимость от них. Когда человек «поглощается» информационными, игровыми и иными видами компьютерной деятельности, теряет чувство реального времени, зачастую уходя в мир виртуальной реальности.

8. Клиповое мышление. Это вид сознания, при котором человек воспринимает информацию через короткие форматы и яркие образы и способен быстро переключаться с одной информации на другую из-за поверхностного погружения в её суть. Поэтому им сложно долго удерживать внимание, усваивать большие объемы информации.

9. Достигаторство/ неустойчивая самооценка. Постоянное сравнение себя и свою жизнь с красивой картинкой в социальных сетях, самооценка часто скачет из крайности «Я ВСЕ МОГУ» в крайность «Я НИЧТОЖЕСТВО».

Все эти особенности необходимо учитывать при работе с детьми подросткового возраста. Учитывая такие запросы современного общества к молодому поколению, как способность к продуктивному действию в постоянно меняющихся условиях, навык преодоления трудностей – актуален.

Занятия спортом могут служить эффективным инструментом в формировании этого навыка.

Каждая тренировка — это своего рода преодоление. Преодоление лени, усталости, иногда боли, страха неудачи, неуверенности в своих силах. Эта маленькая победа над собой даёт невероятную уверенность, которая затем помогает справляться с другими жизненными вызовами. Постепенно вы начинаете воспринимать трудности не как препятствия, а как очередную возможность проявить свою силу. Спорт также может стать мощным инструментом в борьбе с внутренними барьерами и эмоциональными трудностями. Во время физических нагрузок в организме вырабатываются эндорфины — гормоны радости, которые помогают справляться с тревогой и стрессом. Кроме того, спорт помогает отвлечься от проблем, переключиться на что-то позитивное и продуктивное. Во время занятий приходится сосредотачиваться на своих действиях, и это даёт возможность перезагрузить ум, избавиться от негативных мыслей и обрести внутреннее спокойствие. Каждая тренировка — это шаг к совершенствованию не только своего тела, но и своего характера.

Как было отмечено ранее, подростки крайне нестабильны в своих интересах, им часто свойственно переключаться с одного дела на другое, не доводить до конца начатое. Как же сделать так, чтобы интерес к занятиям спортом не пропадал?

Рассмотрим составляющие эффективной организации занятий спортом в детском объединении. Именно это поможет поддержать способность к преодолению трудностей.

  1. Доброжелательная обстановка в команде. В команде все должны друг друга уважать и поддерживать. И тренер, и спортсмены. Подростки должны понимать, что тренер не враг. Тренер – помощник. Если что-то не получается, если что-то непонятно, нужно обязательно обратиться за помощью к тренеру. Ошибаться можно и это нормально. К сожалению, у подростков бывают сложности с самооценкой, и порой они очень эмоционально реагируют на свои ошибки. В таких случаях нужно спокойно с ними проговаривать, как нужно анализировать свои ошибки.
  2. Укрепление веры в свои возможности. В основе обучения лежит принцип «от простого к сложному». Постоянное движение к более сложному! Сначала преодолеваем маленькие трудности, потом – большие. Подросток постепенно понимает, что он может многое, если не всё, нужно только разобраться в деталях.
  3. Внимание к деталям. С самого начала, с изучения самых простых элементов подросток должен понимать важность правильности каждого движения, учиться четко контролировать каждую часть своего тела в каждый момент движения. Впоследствии это помогает в освоении более сложных элементов, а также преодолеть сложный период активного роста и ухудшение координации в это время. Если тело забыло, его нужно научить заново. Значительно легче, когда в голове уже есть четкое понимание всех деталей.
  4. Адекватная самооценка и конструктивный самоанализ. Каждый подросток должен понимать, что у него есть сильные и слабые стороны. Работать нужно и над сильными сторонами, чтобы превратить их в своё преимущество, и над слабыми, чтобы они не помешали при достижении целей. Если в какой-то момент что-то не получилось, нужно попытаться разобраться, что было не так и понять, как мы это можем исправить. Не пытаться все объяснить внешними неблагоприятными факторами (неудобный соперник, судейские ошибки и т.п.), а найти именно в себе ту деталь, которую можно улучшить, чтобы впоследствии можно было рассчитывать на иной результат.
  5. Свобода выбора. Для подростков важно чувствовать, что их мнение имеет значение, поэтому нужно давать возможность выбирать над чем конкретно он хочет поработать, в каком направлении развиваться. Мы часто даём время на отработку любимых приемов. Это повышает самоотдачу спортсменов, над любимыми приемами всегда приятнее работать. Также следует отметить, что в самбо есть разные варианты одержать победу: сделать болевой – досрочная победа, «чистый бросок» - досрочная победа, то есть либо в партере, либо в стойке. Соответственно, есть любители бросковой техники, а есть любители партера. И каждый выбирает сам, что ему больше нравится.
  6. Использование игровых элементов, в том числе командных игр, в тренировочном процессе. Использование соревновательного компонента. Игры и соревнования помогают научиться справляться с поражениями и продолжать стремиться к лучшему результату, поддерживать друг друга в команде.
  7. Использовать систему поощрений. Каждый раз, когда подросток делает прогресс, важно отмечать его достижения. Это может быть не только словесная похвала, но и символические награды: медали, грамоты или звания.
  8. Осознание цели. На каждом этапе обучения подросток должен понимать к какой конкретной цели он идет, ради чего ему нужно преодолевать трудности.

Таким образом, создавая благоприятные условия и мотивируя к занятиям спортом, педагог может решать круг более широких проблем, связанных с формированием способности подростка к продуктивному действию в постоянно меняющихся условиях, к преодолению себя и внешних трудностей.