Психология буллинга: выясняя причины и преодолевая последствия

Разделы: Классный час «Поговорим о главном»

Классы: 10, 11

Ключевые слова: виды буллинга, буллинг


Среди подростков широко распространены различные формы конфликтов. Одной из форм деструктивного конфликтного взаимодействия является буллинг. В настоящее время проблеме исследования и профилактике буллинга уделяется большое внимание. И потому вопрос предупреждения ситуаций насилия в системе образования очень актуален. Учащимся необходимо приобрести умения выходить из конфликтных ситуаций, которые они могут использовать в своей повседневной жизни.

Цель: формирование у студентов понимания сущности буллинга, развитие навыков его распознавания, профилактики и преодоления, а также воспитание толерантности и ответственности.

Задачи:

  • Дать определение буллинга, описать его формы и типы.
  • Проанализировать причины и последствия буллинга для всех участников ситуации.
  • Разработать алгоритмы действий для жертвы, агрессора и свидетеля буллинга.
  • Отработать навыки эффективного общения и конфликтного разрешения.
  • Развить эмпатию и толерантность к окружающим.

Время проведения: 2 академических часа (90 минут).

Необходимые материалы:

  • Презентация PowerPoint с картинками и примерами буллинга.
  • Раздаточный материал: анкета для определения уровня информированности о буллинге, листы бумаги для работы в группах, маркеры.
  • Видеоролик (короткометражный фильм или социальный ролик) о буллинге.

Возрастная категория: 15-17 лет.

Ход классного часа

1. Вводная часть (15 минут)

Социальный педагог: Представьте себе ситуацию: вы идете по коридору техникума, и вдруг слышите, как кто-то кричит, смеется, а рядом кто-то плачет. Вы видите, как несколько человек окружают одного, и что-то происходит…Что вы почувствуете? Что будете делать?

Обучающиеся: варианты – узнаю, что случилось, помогу жертве.

Социальный педагог: Сегодня мы поговорим о ситуации, которая, к сожалению, случается в образовательных учреждениях, и о том, как ее избежать – о буллинге.

Социальный педагог: Что вы понимаете под словом «буллинг»?

Обучающиеся: варианты – травля.

Социальный педагог: Сталкивались ли вы с этим явлением? В какой роли?

Социальный педагог: Буллинг – это форма агрессивного, систематического и повторяющегося поведения одного или нескольких лиц по отношению к другому лицу (или группе лиц), которое характеризуется дисбалансом сил и намеренным причинением вреда. Ключевыми моментами определения являются:

  • Систематичность: Буллинг не является единичным инцидентом. Это повторяющееся поведение, которое со временем усиливается. Однократный конфликт или случайная ссора не считаются буллингом.
  • Дисбаланс сил: Агрессор обладает большей силой (физической, социальной, психологической) по сравнению с жертвой. Это может быть связано с возрастом, физическими данными, социальным статусом или другими факторами. Жертва часто испытывает трудности с защитой себя.
  • Намеренность: Действия агрессора преднамеренны и направлены на причинение вреда. Это не случайное причинение вреда, а целенаправленная агрессия.
  • Причинение вреда: Буллинг причиняет вред жертве – физический (побои, избиения), психологический (угрозы, оскорбления, унижения, манипуляции), социальный (исключение из группы, распространение слухов).

Буллинг также может проявляться в различных формах:

  • Физический буллинг (удары, пинки, толчки, повреждение имущества).
  • Вербальный буллинг (оскорбления, угрозы, насмешки, критика, распространение слухов).
  • Психологический буллинг (исключение из группы, распространение сплетен, социальная изоляция).
  • Кибербуллинг (агрессивное поведение, осуществляемое с использованием цифровых технологий).

2. Основная часть (60 минут)

Социальный педагог:

1. Выводится на экран или крепится на доску изображение (Рис.1).

Социальный педагог: Что показывает нам это изображение? Что могут обсуждать ребята?

Обучающиеся: вариант — ответа- это друзья, что-то обсуждают.

2. Выводится на экран или крепится на доску следующее изображение (Рис. 2).

Социальный педагог: Что вы увидели на этом изображении?  Какие эмоции оно у вас вызывает?

Обучающиеся: вариант ответа - девочка чем-то опечалена.

Социальный педагог: Теперь посмотрите, что получится, если объединить эти два изображения (Рис. 3).

Как вы считаете, поменялся ли смысл изображения? Что происходит между ребятами?

Социальный педагог: Довольно часто в коллективе, в небольшой группе мы обнаруживаем ситуации, когда над человеком физически и морально издеваются: оскорбляют, унижают, толкают, ставят подножки и прочее. На вопрос: что является причиной такого поведения, часто даётся ответ, что это шутка, игра. Но ведь в игре должно быть весело всем участникам.

Возможно, не всем известно, что подобное девиантное поведение (отклоняющееся от общепринятых общественных норм) характеризуется как "буллинг". На сегодняшнем классном часе мы обсудим проблему профилактики буллинга в подростковой среде.

Социальный педагог: Давайте поподробнее рассмотрим с вами виды и формы буллинга.

Физический буллинг: это наиболее очевидная форма буллинга. Приведите примеры форм данного вида буллинга.

Социальный педагог: нанесение физических повреждений, драки, физическое воздействие, но не обязательно приводящее к серьезным травмам, но унижающее и пугающее жертву, намеренное уничтожение или порча вещей жертвы (одежда, учебники, личные вещи и пр.), а также угроза применения физической силы.

Социальный педагог: Сможете ли вы привести конкретный пример такого вида буллинга?

Обучающиеся: варианты – Саша порвал учебник Вани.

Социальный педагог: Следующая форма буллинга – вербальный буллинг, который основан на словесной агрессии. Приведите примеры форм данного вида буллинга.

Социальный педагог: использование нецензурной лексики, унизительных выражений, оскорблений по расовому, национальному, религиозному признаку или другим особенностям, запугивания, высмеивание внешности, манер поведения, распространение ложной или искаженной информации о жертве с целью ее дискредитации.

Социальный педагог: Сможете ли вы привести конкретный пример такого вида буллинга?

Обучающиеся: варианты – Саша смеется над внешностью Вани.

Социальный педагог: Следующая форма буллинга – психологический буллинг, который направлен на нанесение морального вреда.

Социальный педагог: игнорирование жертвы, принуждение к совершению каких-либо действий под угрозой негативных последствий, манипуляции.

Социальный педагог: Сможете ли вы привести конкретный пример такого вида буллинга?

Обучающиеся: варианты – Саша подговорил всю группу, чтобы они устроили бойкот Ване.

Социальный педагог: Следующая форма буллинга – социальный буллинг. Как вы считаете, на что направлена данная форма?

Обучающиеся: варианты – подрыв социального статуса жертвы.

Социальный педагог: намеренное исключение из коллектива, распространение недостоверной или искаженной информации о жертве.

Социальный педагог: Сможете ли вы привести конкретный пример такого вида буллинга?

Обучающиеся: варианты – Саша распустил какой-либо слух о Ване.

Социальный педагог: И последняя форма буллинга, которую мы сегодня с вами рассмотрим – кибербуллинг – агрессивное поведение, осуществляемое с использованием цифровых технологий.

Социальный педагог: распространение оскорбительных сообщений, угроз в социальных сетях и мессенджерах, публикация фото- или видеоматериалов жертвы без его согласия, создание фейковых профилей жертвы.

Социальный педагог: Сможете ли вы привести конкретный пример такого вида буллинга?

Обучающиеся: варианты – Саша создал фейковую станицу Вани.

Социальный педагог: Важно понимать, что эти виды и формы буллинга часто сочетаются и переплетаются, усугубляя негативное воздействие на жертву. Например, жертва может подвергаться как физическому насилию, так и вербальным оскорблениям и социальной изоляции одновременно.

Социальный педагог: Также важно отличать буллинг от обычных детских конфликтов. Конфликты – это естественная часть межличностных отношений, которые обычно разрешаются без значительного ущерба для участников. Буллинг ж отличается своей систематичностью, дисбалансом сил и намеренным стремлением причинить вред.

Сейчас я раздам печатные листы, на которых необходимо заполнить таблицу (Таб. 1). Фразы для заполнения в раздаточном материале: одномоментное действие; действие осознанное и повторяющееся; может быть разрешён; может быть только прекращён; нормальная часть динамики группы; патология развития группы; есть основание, причина; обе стороны несут ответственность за происходящее; ответственность несёт только одна сторона; без причины.

Таб. 1

Конфликт

Буллинг

После того, как обучающиеся заполнили таблицу, приступаем к обсуждению.

Упражнение «Игра, шутка или агрессия-буллинг? (5 минут)

Задание для группы № 1

В твой класс пришел новенький другой национальности, к которому неприязненно относятся большинство твоих одноклассников. Однажды ты увидел, что одноклассники обзывают его обидными словами.

Задание для группы № 2

Классный руководитель объявил, что в этом году вместо Новогоднего утренника у нас будет Новогодний КВН и для приветствия нам нужно подготовить интересные новогодние шутки. Когда мы обсуждали то, что принесли ребята, все весело смеялись.

Задание для группы № 3

Ребята из класса смеются над одной девочкой, так как она плохо одевается (из бедной семьи) и предлагают мне присоединиться к всеобщему «веселью».

Задание для группы № 4

В ваш класс пришел ребенок-инвалид, большинство одноклассников относится к нему с пренебрежением, не общаются, допускают в его адрес насмешки.

Задание для группы № 5

Был солнечный майский день. На большой перемене мы с ребятами решили поиграть в лапту. Всем было весело.

Социальный педагог: теперь вы отчётливо понимаете, в чём заключаются различия между этими действиями.

Социальный педагог: Как вы считаете, какие дети чаще всего становятся жертвами травли?

Обучающиеся: варианты ответов - с физическими недостатками, с особенностями поведения, с особенностями внешности, с плохими социальными навыками, у которых страх перед школой, отсутствие опыта жизни в коллективе, болезни, низкий интеллект и трудности в обучении.

Социальный педагог: В буллинге выделяются следующие категории участников:

  • "Агрессор" – человек, который преследует и запугивает жертву.
  • "Жертва" – человек, который подвергается агрессии.
  • "Наблюдатель" – человек, который остаётся на нейтральной стороне. Может перейти в разряд агрессоров или защитников.
  • "Защитник" – человек, поддерживающий жертву и пытающийся оградить её от агрессии.

Социальный педагог: Как вы считаете, можно ли при помощи физического или морального насилия других добиться лидерства?

(ответы обучающихся)

Социальный педагог: Сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик по нашей сегодняшней теме (10 минут).

Обсуждение увиденного, анализ чувств и эмоций, возникших у студентов.

Социальный педагог: давайте немного поиграем в группах. Вам необходимо разделиться на 3 группы: жертва, агрессор, свидетель. Каждая группа должна разработать алгоритм действий в ситуации буллинга для своей роли (20 минут).

3. Заключительная часть (15 минут)

Социальный педагог: Давайте проверим задания каждой группы. Вам необходимо выйти и представить свой алгоритм действий в выбранной вами ситуации.

Социальный педагог: Сейчас я предлагаю заполнить анкету для оценки вашего уровня информированности о буллинге.

Социальный педагог: Узнали ли вы сегодня что-то новое?Что полезного вы возьмёте себе на заметку?Что вы чувствовали во время классного часа? Опишите одним словом своё состояние.

Социальный педагог: Для закрепления информации предлагаю вам дома написать эссе на тему: «Моя роль в предотвращении буллинга», которые мы проверим на следующем классном часе.

Социальный педагог: На этом наш классный час подошёл к концу. Спасибо за внимание!