Использование фольклора в развитии ребёнка-дошкольника

Разделы: Патриотическое воспитание

Класс: д/с

Ключевые слова: фольклор


Для плодотворного общения взрослого и ребёнка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений,важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор - сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, считалки, прибаутки, пословицы, поговорки, считалки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки.

Фольклор - это народное творчество, произведения. Создаваемые народом и бытующие в нем. Отличительными особенностями фольклора являются коллективность и народность, а также то, что он является источником любой литературы и искусства в целом оказывает всестороннее влияние на развитие человека.

Малый фольклорный жанр - это миниатюрные поэтические произведения.созданные для детей и имеющие определённую педагогическую направленность. Они окрашивают речь педагогов, делая её образной и красочной,привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Песенки-потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым,выполнять задания педагога.участвовать в общих играх.без считалок не обходится игры, в которых нужно выбрать ведущего. И мы с детства помним «Аты-баты, шли солдаты...». Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребёнка ко сну, убаюкивают.

Замечено,что к педагогу, виртуозно владеющему образным народным фольклором.тянуться дети: их завораживают напевность слов, привлекают внимание неожиданные повороты в сюжете или настоящи «небывальщины и несказальщины».

Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают,обедают.занимаются различными делами. Жизнь ребёнка становится ярче, интереснее. Из неё уходят скука.однообразие,монотонность. У ребёнка при этом развиваются память.мышление.внимание и речь, а если он выполняет определённое движение, то дополнительно развивает координацию и ловкость.

Рассказывая потешки.используйте на первых парах наглядность, объясняйте значение новых слов,опираясь на опыт и знания детей. Совершенствуйте свою речь.помните,подражание - движущая сила в развитии ребёнка!

Предлагаем варианты использования фольклора в дошкольных образовательных учреждениях и дома.

Использование фольклора в режимных моментах

Умывание

Из колодца принесла
Курочка водицы,
И ребята всей гурьбой
Побежали мыться

***

Водичка, водичка,
Умой моё личико.
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки горели, чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

***

Ай, лады, лады, лады
Не боимся мы воды.
Чисто умываемся, маме улыбаемся.

***

Чистая водичка, умоет Саше личико,
Анечки - ладошки, пальчики Антошке

Когда дети умываются ,расскажите им потешку, спросите: «Где у нас личико? Где у нас носик и ротик? Где глазки? Дети покажут, охотнее будут умываться, а слова потешки постепенно выучат наизусть.

Расчесывание волос

Рости коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти косонька до пят -
Все волосоньки в ряд.
Расти коса. Не путайся
Маму, дочка, слушайся.

***

Уж я косу заплету,
Уж я русу заплету.
Я плету, плету, плету, приговариваю:
- Ты расти, расти коса,
Всему городу кроса.

Потешку также можно использовать во время игр с куклами.

Во время еды

Умница, Катенька.ешь кашу сладеньку,
Вкусную, пушистую, мягкую, душистую.

***

Травка - муравка со сна поднялась,
Птица - синиц за зерно взялась.
Зайка за капусту, мышка - за крку,
А детки - за молоко
Пейте детки молоко - будете здоровы!

***

Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая.
Кто кашу не ест, молоко не пьёт -
Забодает, забодает.

***

Пришёл котик на торжок, кусил котик пирожок.
Пошёл котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому не съесть
Либо деткам?
Я и сам укушу.
Да и деткам снесу.

Во время игр

Киска.киска,киска брысь,
На дорожку не садись!
Наша деточка пойдёт, через киску упадёт.

***

Как у нашего кота
Шубка очень хорош!
Как у котика усы
Удивительной красы!
Глазки смелые,
Зубки белые!

***

Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!
Сидит ворон на дубу.
Он играет во трубу.
Во серебряную.
Труба точёная,
Позолоченная,
Песня ладная,
Сказка складная.

***

У Алёнки в гостях
Два цыплёнка в лаптях,
Петушок в сапожках.
Курочка в серёжках,
Селезень в кафтане,
Утка в сарафане.
А корова - в юбке, в тёплом полушубке.

Выход на прогулку

Эта потешка научит детей ориентироваться в собственном теле

Вот они сапожки.
Этот с левой ножки.
Этот с правой ножки.
Если дождик подойдёт -
Мы пойдём в в сапожках.

***

Наша Таня маленька,
На ней шубка аленька.

***

Раз, два, три, четыре, пять,
Собираемся гулять.

Считалка поможет детям запомнить порядковый счёт. Сама процедура одевания пройдёт веселее и быстрее.

Во время прогулки

Показывая детям деревья, цветы или наблюдение за живыми объектами, можно рассказывать подходящие для этого случая потешки или заклички.

Зеленейся, зеленейся, мой зелёный сад.
Расцветай, расцветайте, мои алые цветочки!

***

Божья коровка,
Чёрная головка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба.
Чёрного,белого,
Только не горелого.

***

- Сосна,сосна, отчего ты красна?
- Оттого я красна,что под солнцем росла!

***

- Жук,жук, где твой дом?
- Мой дом, под кустом.
Ехали бояре,
Мой дом растоптали.

А эти заклички познакомят детей с разными природными явлениями.

Дождик, дождик, полно лить,
Малых детушек мочить.

***

Солнышко - ведрышко,
Взойди поскорей
Свети, обогрей
Телят да ягнят,
Ещё малых ребят!

***

Ой.ты радуга - дуга, не довай дождя.
Давай солнышка - колоколнышка!

***

Ой, ты зимушка - зима.
Ты с морозами пришла.
Ветер воет, вьюга вьёт,
Вдоль по улице метёт.

***

Вей, вей ветерок,
Натени парусок!

Обед

Используются те же потешки, что и во время завтрака,только только не повторяйте одну и туже, чередуйте их

Перед сном

Баю-баю-баиньки, прилетели чайки.
Стали крыльями махать, наших деток усыплять.

***

Баю-баю-баю-бай,
Ты собачка не лай.
Белолапа, не скули.
Наших деток не буди.

***

Котя, котенька, коток.
Котя - серенький лобок.
Приходи к нам ночевать.
Наших деточек качать.
А уж я тебе коту,
За работу заплачу.
Дам кусок пирога
Да кувшин молока.

После сна

Можно рассказывать потешку и гладить руками ручки, ножки ребёнка,помогая ему проснуться, имя заменяется на соответственное. Можно принести в спальню игрушечного петушка и потихоньку будить детей, рассказывая потешку.

***

Петушок,петушок -
Золотой гребешок.
Масляна головушка,
Шелкова бородушка.
Что ты рано встаёшь.
Голосисто поёшь.
Деткам спать не даёшь?

Эта потешка настроит детей на бодрящую гимнастику после сна.

***

Рано солнышко встаёт,
На зарядку всех зовёт.

Если ребёнок плачет

С помощью этих потешек можно отвлечь ребёнка, успокоить. Показать игрушку белку или сделать пальцами рожки, втянуть ребёнка в игру.

***

Не плачь, не плачь детка.
Прискачет к тебе белка.
Принесёт орешки -
Для тебя потешки.

***

Не плачь, не плачь.
Куплю калач.
Не плачь дорогой,
Куплю другой.
Не плачь, не реви.
Куплю тебе три!

Использование фольклора для развития движения ребёнка

Пальчиковые игры

Сорока-белобока
Печку топила.
Кашу варила
На порог скакала,
Деток зазывала.
Этому дала,
Этому дала.
Этому дала.
Этому дала.
А этому не дала:
- Ты, малец-удалец.
За водой не ходил.
Дров не носил,
Кашу не варил.
И не получил!

Дети водят пальчиком правой руки по ладони левой. Потом загибают пальчики и в конце грозят.

Потешка не только развивает моторику рук малышей, но ещё ненавязчиво учит лениться и помогать взрослым.

***

- Ладушки, ладушки,
Где были?
- У бабушки

Дети хлопают в ладоши

***

Улитка, улитка!
Покажи свои рога,
Дам кусочек пирога.
Пышки, ватрушки, сдобной лепёшки.

Указательным и средним пальцами дети учатся делать рожки улитки.

Эту потешку можно использовать и на прогулке,наблюдая за улиткой.

Игры развитие общих движений тела

Поехали, поехали
За грибами, за орехами...
Приехали, приехали
С грибами и орехами!

Дети скачут,как лошадки, затем приседают

***

Большие ноги
Шли по дороге.
ТОП, ТОП, ТОП
Маленькие ножки
Бежали по дорожке.
Топ-топ-топ! Топ-топ-топ!

Дети учатся делать широкие и мелкие шаги

***

Дедушке - поклон,
Бабушке - поклон, папе - поклон, маме - поклон.
А вам детушке, рост большой!

Дети выполняют наклоны вперед

Народные подвижные игры

Мыши водят хоровод, на лежанке дремлет кот.
Тиши.мыши, не шумите.
Кота Ваську не будите.
Вот проснётся Васька - кот.
Разобьёт весь хоровод!

***

- Гуси.гуси!
- Га-га-га!
- Есть хотите?
- Да-да-да!
- Ну, летите же домой!
- Серый волк под горой
Не пускает нас домой!
- Ну, летите как хотите.
Только крылья берегите!

***

Как у дяди Трифона
Было семеро детей.
Семь сыновей.
Они не пили. Не ели.
Друг на друга все глядели
Делали все так...

Водящий или взрослый показывает движения, а дети повторяют за ним.

***

Скачет зайка маленький
Около завалинки.
Быстро скачет зайка.
Ты его поймай-ка!

Считалки

Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в прятки мы играть.
Небо, звезды, луг, цветы -
Ты пойди - ка поводи!

***

Шла кукшка мимо леса -
За каким-то интересом.
Инти-инти-интерес,
Выходи на букву «с».

Потешки для новичков

Педагогам известно, как тяжело бывает новичкам адаптироваться в группе детей, для облегчения вхождение нового ребёнка в группу и лучшего знакомства с ним можно использовать следующие потешки,подставляя в текст нужное имя.

Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ванечка хороший, Ванечка пригожий!

Познакомьтесь дети. Это - Ваня, наша новый друг!

***

Красные кафтанчики,
Синие карманчики.
На дубу они сидят,
Меж собою говорят -
Все про Галеньку, все про маленьку.

Используйте фольклор в своём общении с детьми. Он поможет решить многие педагогические задачи, обогатит социально-игровой опыт детей, разовьёт их фантазию. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящим сокровищами народной мудрости.