Роль занятий хореографией в формировании правильной осанки у детей младшего, среднего и старшего школьного возраста (из опыта работы)

Разделы: Дополнительное образование

Ключевые слова: нарушение осанки, Правильная осанка, профилактика нарушения осанки


Формирование правильной осанки у школьников является важной задачей. Современные условия жизни ─ длительное сидение за партой, использование электронных устройств, способствуют увеличению числа детей с нарушением осанки. Эти изменения могут привести к серьёзным последствиям для здоровья, включая проблемы с позвоночником и внутренними органами. Поиск эффективных методов профилактики и коррекции нарушений осанки становится всё более значимым. Хореография представляет собой уникальное средство физического воспитания, которое гармонично сочетает развитие гибкости, силы и координации, танец помогает детям осознавать своё тело и развивать чувство ритма и баланса. Хореография оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние детей, повышая их уверенность и мотивацию.

Целью данной работы ─ исследование влияния хореографических занятий на формирование правильной осанки у школьников разных возрастных групп. Для ее достижения необходимо изучить физиологические и психологические аспекты формирования осанки, определить наиболее эффективные методы и техники хореографического обучения, выделить важные аспекты адаптации программ занятий для разных возрастов.

Хореография выбрана в качестве основного средства формирования осанки благодаря её комплексному воздействию на организм, она позволяет учитывать особенности каждого ребёнка, что делает её универсальным инструментом в работе с детьми разных возрастов. Возрастные особенности школьников важны в формировании осанки. В начальных классах дети только начинают осваивать базовые двигательные навыки, что требует особого подхода к занятиям. В среднем звене происходит активный рост и развитие организма, что увеличивает риск нарушений осанки. Старшеклассники нуждаются в закреплении и совершенствовании навыков, что требует более углублённого подхода к обучению.

Правильная осанка играет важную роль в поддержании здоровья и общего самочувствия. Она обеспечивает оптимальное положение внутренних органов, способствует правильному дыханию и кровообращению. Нарушения осанки могут привести к болям в спине, усталости и снижению работоспособности, что отрицательно сказывается на качестве жизни ребёнка.

Существуют различные подходы к улучшению осанки у школьников, включая физические упражнения, использование коррекционных средств и внедрение специализированных программ в образовательный процесс.

Важным представляется вопрос о физиологических и психологических аспектах формирования осанки через хореографию.

Правильное положение позвоночника достигается благодаря гармоничной работе всех его отделов. Позвоночник сохраняет естественные изгибы, такие как шейный и поясничный лордозы, а также грудной и крестцовый кифозы, что обеспечивает равномерное распределение нагрузки. Нарушение этих изгибов может привести к серьезным последствиям ─ боли в спине, ухудшение работы внутренних органов и ограничение подвижности. Важно учитывать, что подбор движений и место того или иного участника в массовом танце должно выявлять его особенности и в то же время точно совпадать с задачами хореографии танца в целом [10]. Таким образом, гармония в движениях, подобно сбалансированной работе позвоночника, играет ключевую роль в обеспечении здоровья и функциональности.

Мышечный корсет обеспечивает стабильность позвоночника и позволяет сохранять его естественные изгибы. Мышцы спины делятся на поверхностные, отвечающие за основные движения, и глубокие, которые поддерживают позвоночник в правильном положении. Регулярные физические упражнения, направленные на укрепление мышечного корсета, снижают риск искривлений позвоночника и способствуют улучшению осанки. Хореография также вносит значительный вклад в развитие мышечного корсета, способствуя нормализации нервной деятельности и развитию образного мышления у детей, что особенно важно в игровой форме [13]. Формирование осанки зависит от множества факторов: генетической предрасположенности, уровня физической активности, привычки и условия окружающей среды. Неправильное положение тела при сидении за партой или ношение тяжелых рюкзаков может негативно сказаться на состоянии позвоночника. По данным ВОЗ, около 80% школьников страдают от различных нарушений осанки, что подчеркивает необходимость профилактических мер. Важно отметить, что занятия физической активностью, включая ритмику, способствуют улучшению осанки и общему состоянию здоровья детей. Процесс преображения реальных впечатлений в танец особенно пригождается на занятиях ритмикой, где ребенок учится контактировать с эстетически выраженным миром чувств и эмоций.

Самооценка важна в формировании правильной осанки. Так дети с высокой самооценкой чаще осознают необходимость поддержания правильного положения тела и уделяют больше внимания своему внешнему виду. Стремление выглядеть уверенно связано с выпрямленной спиной и расправленными плечами. Развитие положительного отношения к себе через хореографию может способствовать улучшению осанки. Родителям важно обратить внимание на формирование физического здоровья ребенка, включая осанку, что поможет избежать проблем со здоровьем в будущем [1].

Танцевальные выступления и освоение сложных движений помогают детям ощутить контроль над своим телом. Это мотивирует детей поддерживать правильное положение тела, как в танце, так и в повседневной жизни. Специалисты ЛФК подчеркивают, что от уровня развития двигательных умений и навыков, физических качеств зависит состояние здоровья не только детей и подростков, но и возможность сохранения здоровья и высокого уровня работоспособности в дальнейшей жизни [9]. Таким образом, занятия хореографией не только развивают физические навыки, но и способствуют формированию более здорового образа жизни.

Эмоциональное состояние и мотивация оказывают значительное влияние на осанку детей. Стресс или эмоциональное напряжение часто приводят к тому, что дети принимают замкнутую позу, что негативно сказывается на их осанке. Вместе с тем хореография создает позитивную атмосферу и позволяет детям выражать эмоции через движения, что способствует снижению уровня стресса и помогает им ощущать себя более расслабленными и уверенными. Танец не только служит эстетическим выражением, но и способствует эмоциональному и физическому развитию [6].

Хореография помогает детям лучше осознавать своё тело и его возможности. Через танцевальные упражнения они начинают понимать, как их тело движется и как оно должно выглядеть в правильной позиции. Это осознание способствует коррекции осанки, так как дети начинают самостоятельно контролировать своё положение и стремятся к гармонии в движении. Занятия хореографией способствуют формированию правильной осанки у детей, так как включают в себя элементы, направленные на развитие координации и осознания своего тела [5]. Таким образом, танцы становятся не только физической активностью, но и психологической практикой, способствующей формированию правильной осанки.

Следует отметить профилактическую значимость хореографических занятий в преодолении нарушений осанки. Нарушения осанки у школьников представляют собой актуальную проблему, обусловленную множеством факторов. Одной из основных причин является неправильная организация рабочего места ребенка, что приводит к длительному нахождению в неудобных позах. Это вызывает асимметричное распределение нагрузки на позвоночник и мышцы, способствуя развитию искривлений. В процессе работы с детьми следует применять разнообразные виды ритмики, народной и стилизованной хореографии. Комплексный характер обучения способствует формированию правильной осанки у школьников.

Хореографические упражнения играют важную роль в укреплении мышечного корсета у детей. Регулярные занятия танцами способствуют равномерному развитию мышц спины, живота и конечностей. Такие занятия также укрепляют кости и положительно влияют на суставы, увеличивая амплитуду движений и уплотняя хрящевую ткань. Включение в тренировки элементов баланса и растяжки способствует повышению гибкости и устойчивости тела.

Хореографические занятия представляют собой эффективный метод профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата, таких как сколиоз и кифоз. Упражнения, направленные на укрепление глубоких мышц спины, способствуют поддержанию позвоночника в правильном положении, что снижает риск искривлений. Использование средств лечебной физической культуры, как и всё в медицине, многократно исследовано и признано эффективным инструментом в профилактике и лечении нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников и школьников [8]. Таким образом, хореография не только развивает координацию и гибкость, но и существенно влияет на здоровье позвоночника.

Рассмотрим методы и техники хореографического обучения. Базовые позиции и движения в хореографии формируют основу для правильной осанки, а именно: четко структурированные позы, которые требуют от ученика соблюдения корректного положения тела. Методика использования базовых позиций разработана в XIX веке и продолжает играть ключевую роль в образовательных программах. Эти элементы способствуют развитию осознанного контроля над телом, что важно в формировании привычки поддерживать правильную осанку, влияют на самооценку подростков, что значимо для их социализации [11].

Растяжка ─ часть хореографических занятий, способствующая увеличению амплитуды движений и улучшению гибкости, стабилизации позвоночника. Регулярные упражнения на растяжку помогают избежать мышечного дисбаланса, поддерживают гармоничное развитие мускулатуры. Хореографические занятия включают релаксирующие упражнения, что способствует снятию напряжения и улучшению самочувствия.

Танцевальные упражнения тренируют мышцы спины и корпуса, укрепляют связки и сухожилия, делая их более прочными, а также важны в профилактике и коррекции нарушений осанки, т.к. снижают риск развития сколиоза у детей [2].

Упражнения на координацию активируют мелкие стабилизирующие мышцы, играющие ключевую роль в поддержании осанки. Они не только развивают чувство равновесия, но и улучшают общую моторику, что в итоге способствует формированию устойчивой и правильной осанки. Дыхательные техники улучшают работу диафрагмы и выравнивают позвоночник. Осознанное дыхание помогает поддерживать стабильность корпуса и способствует гармонизации движений. Кроме того, танцы оказывают позитивное влияние на память, воображение, помогают лучше ориентироваться в пространстве, чувствовать мелодию и ритм, способствуют развитию эмоциональной сферы ребенка [10]. Сочетание дыхательных техник и танца не только улучшает физическое состояние, но и развивает когнитивные и эмоциональные навыки. Учитывая, что 60% детей школьного возраста имеют проблемы с осанкой, применение хореографии в образовательных программах становится особенно актуальным. Это позволяет объединить физическое развитие с эстетическим воспитанием, создавая комплексный подход к формированию правильной осанки. Аристов подчеркивает, что хореография — это один из способов формирования в ребенке всесторонне развитой личности: один из видов занятий, развивающих воображение и культуру учащихся, также формирующих физическую форму, в том числе осанку при условии правильного выполнения упражнений [1].

Формирование правильной осанки невозможно без комплексных упражнений. Комплексные упражнения в хореографии представляют собой последовательность движений, направленных на всестороннее развитие физической формы. Эти упражнения включают элементы, способствующие развитию гибкости, силы, координации и выносливости. Основная идея таких упражнений заключается в их универсальности и возможности адаптации под различные возрастные группы и уровни подготовки. Включение комплексных упражнений в занятия хореографией позволяет эффективно укреплять основные группы мышц и развивать чувство равновесия, что играет ключевую роль в формировании правильной осанки. Правильная осанка является основой для успешного выполнения танцевальных движений, что подчеркивает важность хореографии в образовательном процессе.

Среди основных видов комплексных упражнений, применяемых для школьников, можно выделить балетную гимнастику, упражнения на равновесие и растяжку. Балетная гимнастика, включая элементы plié и tendu, способствует укреплению мышц ног и спины, а также развитию гибкости. Хореография, в частности, полезна для детей и подростков, поскольку развивает координацию движений, что, в свою очередь, способствует формированию правильной осанки и является залогом общего здоровья организма [6]. Упражнения на равновесие, такие как 'ласточка', активируют глубокие мышцы спины, которые играют ключевую роль в поддержании осанки. Растяжка увеличивает амплитуду движений и способствует выравниванию позвоночника, что особенно важно для детей с нарушениями осанки. Физиологическое воздействие комплексных упражнений на организм школьников проявляется в улучшении работы опорно-двигательного аппарата, укреплении сердечно-сосудистой системы и повышении общего тонуса. Регулярное выполнение способствует развитию мышечного корсета, поддерживающего позвоночник в правильном положении.

Занятия хореографией могут значительно повысить физическую подготовленность [11]. Данные ВОЗ подтверждают, что систематические физические нагрузки снижают риск развития сколиоза на 30%. Комплексные упражнения важны в формировании осанки у школьников, в укреплении мышц спины, живота и плечевого пояса, что позволяет поддерживать позвоночник в естественном положении. Хореографические занятия оказывают значительное влияние на правильную осанку у детей, укрепляя мышцы и улучшая координацию движений Упражнения на равновесие и координацию развивают осознание своего тела, что помогает детям контролировать свою осанку в повседневной жизни. Исследования показывают, что среди детей, занимающихся хореографией, 80% демонстрируют значительные улучшения в осанке, что подтверждает эффективность таких занятий. Примером успешного применения комплексных упражнений в школе служит Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Танцевальный коллектив «Анкор», внедренная в МАОУ СОШ №184 «Новая школа» в 2018 году. В рамках этой программы дети регулярно выполняли упражнения на растяжку, равновесие и укрепление мышц спины, что привело к снижению числа учащихся с нарушениями осанки.

Опыт работы танцевального коллектива «Анкор» показывает, что систематический подход к проведению хореографических занятий может привести к значительным улучшениям в физической форме школьников. Важным аспектом является то, что физическое воспитание в образовании включает в себя проведение ежегодного мониторинга физической подготовленности и физического развития обучающихся. Регулярный мониторинг и комплексные занятия улучшают физическое состояние оптимизируют психологическое состояние ученика, способствуя общему развитию учащихся (см. Диаграммы 1–3). Приложение 1

Крайне важно учитывать возрастные особенности формирования осанки.

Начальное звено: особенности и подходы. В начальных классах (6–10 лет) активно формируется костно-мышечная система, когда кости детей ещё не полностью окостенели, они гибкие, но подвержены деформации при неправильной нагрузке. Мышцы спины и брюшного пресса, играющие ключевую роль в поддержании правильной осанки, недостаточно развиты, что требует целенаправленного укрепления через физические упражнения. Около 60% детей младшего школьного возраста имеют отклонения в осанке, что связано с недостаточной физической активностью и неправильным положением тела при письме и чтении. Важно уделять внимание регулярным занятиям, направленным на укрепление мышечного корсета и развитие правильных двигательных навыков. Психологические особенности младших школьников играют значительную роль в формировании правильной осанки. Дети восприимчивы к игровым формам обучения и положительному подкреплению. Мотивация к занятиям часто основывается на интересе и удовольствии от процесса, а не на осознании пользы для здоровья. Использование игровых элементов ─ танцевальных упражнений, способствует повышению вовлечённости детей. Это улучшает их физическое развитие и формирует позитивное отношение к физической активности в целом. Физическая культура и физическое воспитание становятся основополагающими ценностями в формировании здорового образа жизни и способствуют социальному развитию.

Для формирования правильной осанки у младших школьников применяются методики, включающие упражнения на растяжку, укрепление мышц спины и координацию движений, интегрируются в игровые формы, что делает их более привлекательными для детей. Занятия хореографией у детей 6–10 лет приводят к заметному улучшению осанки и предотвращению её нарушений, формируют привычку держать спину прямо, что положительно сказывается на их общем физическом состоянии и самочувствии. Хореография развивает эстетическое восприятие и уверенность в себе, танец способствует улучшению координации в пространстве, что особенно важно для детей с ограниченными возможностями.

Среднее звено: адаптация программ и методик. Средний школьный возраст характеризуется активным ростом костной системы, что приводит к значительным изменениям в пропорциях тела и делает детей более уязвимыми к нарушениям осанки. Постепенное увеличение нагрузки на позвоночник, вызванное как ростом массы тела, так и учебной нагрузкой, требует особого внимания к физическому состоянию школьников. Согласно данным ВОЗ, около 25% подростков в возрасте 10–15 лет имеют нарушения осанки, что подчеркивает необходимость профилактических мероприятий. Регулярные занятия физической культурой способствуют улучшению осанки у детей и подростков, что особенно актуально в условиях современного образовательного процесса.

Формирование осанки в среднем школьном возрасте связано с адаптацией к растущим физическим и умственным нагрузкам, когда дети часто проводят длительное время в сидячем положении, что может способствовать искривлению позвоночника. Активный рост костной системы и недостаточное развитие мышц-стабилизаторов требуют упражнений для укрепления мышечного корсета. Необходимо учитывать возрастные особенности и адаптировать хореографические программы для разных уровней обучения [13].

Занятия хореографией в среднем школьном возрасте важны в профилактике и коррекции нарушений осанки, т.к. развивают гибкость, координацию и укрепляют мышцы спины. Регулярные занятия хореографией могут улучшить осанку у 85% детей среднего школьного возраста, что делает этот метод эффективным инструментом в работе с подростками. Следует подчеркнуть значение танцевального искусства в формировании хореографической культуры, что повышает важность хореографии не только для физического развития, но и для культурного воспитания молодежи [3].

Для работы с подростками среднего школьного возраста необходимо адаптировать танцевальные программы с учетом их физиологических и психологических особенностей. Включение упражнений на развитие мышц-стабилизаторов и улучшение координации способствует эффективному формированию осанки. Программы должны повышать интерес подростков к занятиям через современные танцевальные стили. В России с 2018 года активно внедряются уроки хореографии в школьные программы, что способствует укреплению здоровья учащихся. Занятия хореографией не только способствуют физическому развитию детей, но и обогащают их духовно. Это гармоничное занятие привлекает как детей, так и родителей, а развиваемые на таких занятиях гибкость и координация движений положительно влияют на осанку, что снижает риск искривлений позвоночника.

Старшее звено: углубление и совершенствование навыков. Подростковый возраст характеризуется интенсивным ростом скелета, что приводит к изменению пропорций тела и увеличивает риск формирования неправильной осанки. В этот период активно растет мышечно-скелетная система, но несоответствие между ростом костей и развитием мышц часто приводит к трудностям в поддержании правильного положения тела. Это важно учитывать при разработке физических программ, направленных на укрепление мышц-стабилизаторов. Формирование правильной осанки у школьников возможно через активное вовлечение их в хореографическую деятельность, что, как отмечают, способствует улучшению физической формы и самочувствия.

В старшем школьном возрасте подростки начинают осознавать значимость внешнего вида и здоровья, что может стать стимулом для участия в занятиях, направленных на улучшение осанки. Высокий уровень стресса, связанный с учебной нагрузкой и экзаменами, может снижать их мотивацию к физической активности. Занятия хореографией способны эффективно привлечь внимание старшеклассников и повысить их интерес к поддержанию физической формы. Для старшеклассников полезны техники, включающие элементы балета и современные танцевальные направления. Они развивают гибкость, координацию и укрепляют мышцы-стабилизаторы, помогают подросткам осознать важность правильного положения тела в повседневной жизни. Специфические методики, такие как позиционные упражнения и растяжка, играют ключевую роль в профилактике нарушений осанки. Важно отметить, что танец является одним из основных выразительных средств в искусстве современного драматического театра [9]. Это подчеркивает значимость танцевальной практики не только в физическом, но и в культурном контексте. Систематичность занятий хореографией является основополагающей для достижения устойчивых результатов в формировании правильной осанки. Физическая культура и хореография играют важную роль в формировании правильной осанки у школьников, так как они способствуют укреплению мышечного корсета и улучшению координации движений [7]. Постоянные тренировки не только усиливают мышечный корсет, но и развивают привычку поддерживать правильное положение тела. Занятия должны быть структурированными и проводиться под руководством квалифицированного педагога, способного корректировать технику выполнения упражнений. Занятия хореографией оказывают положительное влияние на физическое состояние и на эмоциональный настрой подростков, способствуют снижению уровня стресса, повышению уверенности в себе и развитию социальной адаптации.

Учет уровней обучения хореографии предполагает разработку программ с адаптацией соответствующему возрасту.

Разработка программ для начальной школы. Младший школьный возраст характеризуется интенсивным физическим и психическим развитием, это требует особого подхода при разработке хореографических программ. Дети отличаются высокой подвижностью и любопытством, но их внимание и способность к длительной концентрации остаются ограниченными. Около 30% детей младшего школьного возраста сталкиваются с нарушениями осанки, что делает необходимым раннее включение профилактических мероприятий. Хореографические занятия, адаптированные под возрастные особенности, могут способствовать формированию правильной осанки, укреплению мышечного корсета и развитию координации движений. Формирование правильной осанки требует длительного процесса и значительного упорства со стороны детей, что подчеркивает важность регулярных и систематических тренировок. Игровая форма занятий является наиболее эффективным методом обучения младших школьников, она удерживает внимание детей, делает процесс обучения увлекательным. В хореографических программах для младших школьников могут применяться игры, развивающие гибкость, координацию и укрепление осанки, такие как танцевальные эстафеты и упражнения с элементами соревнований. Для младших школьников важно, чтобы упражнения были простыми и доступными для выполнения: Наклоны, растяжки и легкие танцевальные движения. Простота позволяет детям выполнять их с удовольствием, избегая перенапряжения, что особенно актуально в этом возрасте. Успех обучения зависит от подхода учителя и его способности заинтересовать и вдохновить учеников, создавая атмосферу поддержки и поощрения. Это способствует уверенности детей и мотивирует их на достижение новых успехов в обучении.

Методические рекомендации для среднего звена. Подростковый возраст характеризуется интенсивным ростом организма, в 11–14 лет происходит активное развитие скелета, связок и мышц, что создает предпосылки для формирования устойчивых привычек правильного положения тела. Наблюдается повышенная уязвимость к нарушениям осанки, вызванная несоответствием темпов роста костей и мышечной ткани. Развитие координационных способностей в этом возрасте способствует гармоничному становлению психофизиологических функциональных систем и поведения ребенка. Занятия хореографией включают упражнения, направленные на развитие гибкости, силы и выносливости. Элементы, такие как растяжка и укрепляющие движения, способствуют улучшению физической формы подростков [4]. Хореографические занятия могут значительно улучшать физическую форму и общее самочувствие детей и подростков. Регулярные занятия также снижают риск развития сколиоза на 30%, что делает их эффективным средством профилактики нарушений осанки (см. Диаграмму 1). Приложение 1

Программа занятий для подростков среднего звена должна учитывать возрастные особенности и уровень физической подготовки. Важно чередовать упражнения на развитие силы, гибкости и координации, чтобы занятия были разнообразными и интересными. Включение элементов самоконтроля, таких как зеркальные тренировки, позволяет учащимся самостоятельно оценивать и корректировать свою осанку. Адаптация хореографических программ для разных возрастных групп, становится важным аспектом в формировании правильной осанки у школьников.

Специфика хореографического обучения для старших классов. Цели хореографического обучения в старших классах направлены на углубление знаний и навыков, приобретенных на предыдущих этапах, а также на развитие осознанного подхода к физическому состоянию и осанке. Основной задачей становится подготовка учащихся к самостоятельной практике, что содействует формированию ответственности и дисциплины. Хореографические занятия в этом возрасте должны не только укреплять физическое здоровье, но и развивать эстетическое восприятие и чувство ритма. Старшеклассники находятся на этапе завершения физического развития, что открывает возможности для применения более сложных упражнений и техник. Учащиеся понимают важность физической активности, что делает их более восприимчивыми к обучению. Нужно учитывать особенности каждого ученика ─ уровень физической подготовки и возможные проблемы с осанкой, чтобы избежать перегрузок и травм. Занятия танцами, в частности, способствуют мотивации к высоким достижениям, что является важным для развития личностных качеств и креативности у детей и подростков. Для старшеклассников применяются методы и техники, направленные на развитие координации, силы и гибкости. Используются элементы классического танца и современные хореографические направления, которые способствуют развитию координации движений. Комплексный подход позволяет эффективно воздействовать на физическое состояние учащихся и формировать правильную осанку. Применение средств хореографии и танца в программах физического воспитания является дополнительным и эффективным инструментом для оздоровления как физического, так и психического состояния детей. Осознанное отношение к занятиям хореографией в старших классах подтверждается и результатами опроса, в котором старшеклассники показали более стабильное и спокойное отношение к танцу (см. Диаграмму 4). Приложение 1

Самостоятельная практика важна в обучении старшеклассников, способствуя развитию самодисциплины, ответственности и самостоятельности. Учащиеся могут закреплять полученные навыки и знания, что положительно сказывается на их физическом состоянии и осанке. Кроме того, такие занятия помогают осознать важность регулярной физической активности для поддержания здоровья.  Индивидуальный подход в хореографии для старшеклассников учитывает физические и эмоциональные особенности каждого ученика, что позволяет адаптировать программу обучения под конкретные потребности и повышает эффективность занятий.  Танец, будучи средством физического воспитания, может быть адаптирован для различных возрастных групп. Это создает комфортную и мотивирующую атмосферу, что особенно важно для достижения положительных результатов в формировании правильной осанки.

Хореография оказывает положительное влияние на общее здоровье школьников, помогает укреплению опорно-двигательной системы, улучшению эмоционального состояния и формированию уверенности в себе. Примером успешного применения комплексных упражнений служит деятельность танцевального коллектива «Анкор», в МАОУ СОШ №184 «Новая школа» в 2018 году. Важным аспектом является то, что физическое воспитание в образовании включает в себя проведение ежегодного мониторинга физической подготовленности и физического развития обучающихся [12]. По итогам мониторингов, проводимых в школе, при общей успеваемости 100%, качество дополнительного образования в танцевальном коллективе «Анкор». В школе проводится мониторинг освоения образовательной программы обучающимися танцевальном коллективе «Анкор». Результаты мониторинга показывают, что 34% обучающихся достигли высокого уровня сформированности личностных УУД, 39 % познавательных УУД, 30% регулятивных УУД и 39% коммуникативных УУД. (см. Диаграмму 5). Приложение 1

Достичь положительных результатов в формировании правильной осанки помогает универсальный комплекс упражнений, направленный на развитие гибкости, координации, улучшение растяжки и укрепление мышц спины и позвоночника. Приложение 2

Список литературы

  1. Аристов Павел. Влияние хореографии на здоровье ребенка. — Самара, 2016. — 15 с.
  2. Белова О.А. Роль лечебной физической культуры в коррекции нарушения осанки / О.А.Белова, О.В.Громова // Международный журнал экспериментального образования. – 2011. – № 5. – С. 35–36.
  3. Васильева Т.И. Балетная осанка – основа хореографического воспитания детей. – М.: Книга, 1993. – 246 с.
  4. Громова Е.В. Партерная гимнастика: учебно-методическое пособие для преподавателей школ искусств, хореографов-педагогов и студентов училищ культуры и искусства. – Череповец: ЧГУ, 2004. – 46 с.
  5. Евразийская ассоциация университетов, Координационный научно-методический центр кафедр физического воспитания университетов, Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Актуальные вопросы физического воспитания и спортивной тренировки: материалы междунар. науч.-практ. конф., посвященной 50-летию каф. физ. воспитания и спорта ВлГУ. 13–14 дек. 2014 г., г. Суздаль / Евраз. ассоц. ун-тов; Координац. науч.-метод. центр каф. физ. воспитания ун-тов; Владим. гос. ун-т им. А.Г. и Н.Г.Столетовых. — Владимир: Изд-во ВлГУ, 2014. — 372 с.
  6. Левченкова Т.В., Киселева Е.В. Физическое воспитание детей в современных условиях информатизации образования в России: материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной Году науки и технологий РФ, 19-20 апреля 2021 г. / Под общ. ред. Левченковой Т.В., Киселевой Е.В. — М.: РГУФКСМиТ, 2021. — 195 с.
  7. Лечебная физическая культура: достижения и перспективы развития / под ред. М.А.Иванова. — М.: Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, 2016. — 200 с.
  8. Лукьянова Е.А. Дыхание в хореографии: учебное пособие. – Москва; Краснодар; Санкт-Петербург: Лань: ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2017. – 183 с
  9. Лупандина-Болотова Г.С., Поляков С.Д., Стрижко Е.Н. Рекомендации по проведению ЛФК при разных типах осанки для младшего школьного возраста. – М.: Полиграфист и издатель, 2021. – 32 с.
  10. Панасенко Ю.В. Танцевальная педагогика будущего: теория и практика / Ред.-сост. Ю.В.Панасенко. — М.: РОСА, 2019. — 356 с.
  11. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии. – М.: АРКТИ, 2003. – 154 с.
  12. Формирование правильной осанки у детей младшего школьного возраста на занятиях хореографией. Методические рекомендации – https://uploads.sispp.ru/universal.landing/uploads/documents/common/method/244/metod-rekomendacii-agarkova.pdf
  13. Шкляренко А.П. Комплексный подход в использовании физических упражнений при нарушениях осанки у детей 8-11 лет / А.П.Шкляренко, Д.А.Ульянов, Т.Г.Коваленко // Вестник ВолгГУ. Серия 11, Естеств. науки. – 2016. – № 2 (16). – С. 22–27.