Мастер-класс "Хождение за солнцем"

Разделы: Дополнительное образование, Мастер-класс, Праздники встречи весны

Ключевые слова: Масленица, кукла Масленица


Выражением «хождение за солнцем» в старину люди называли хоровод, поскольку в хороводе участники движутся по ходу солнца - «посолонь».

Цели урока:

  • Формировать интерес к изучению народных традиций на примере праздника «Масленица»
  • Формировать представления об истоках народного праздника «Масленица» средствами выразительности музыки и хореографии.

Метапредметные задачи урока:

  • Формировать способность освоения и применения знаково-символических и речевых средств решения коммуникационных и творческих задач.
  • Формировать умение определить связь между традициями, природой и жизнью человека.
  • Формировать умение установить связь между различными видами символической деятельности: рисунок, танец, песня на основе понятий (ритм, повторение, чередование, круг, узор, знак-символ)

Предметные задачи

  • Хореографические: слушание музыки, разучивание элементов танца «хоровод», разучивание ритмического рисунка танца, отработка синхронности движений.

Планируемые результаты

Личностные:

  • формирование чувства гордости за культуру и традиции своей Родины, своего народа;
  • формирование уважительного отношения к культуре и традициям своего народа;
  • формирование эстетических потребностей в общении с искусством, природой, творческом отношении к окружающему миру;
  • развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла изучения нового; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

Метапредметные:

Регулятивные

  • Умение оценивать правильность решения задачи, собственные возможности её решения
  • Умение принимать задачу учителя;

Коммуникативные

  • Умение согласовывать свои действия с действиями других участников образовательного процесс;

Познавательные

  • Формирование умения познавать мир через визуально-художественный образ
  • Формирование умения сравнения, анализа, синтеза, обобщения в процессе творческой деятельности;

Предметные:

  • Формирование представления о роли музыки в жизни человека.
  • Формирование основ музыкальной культуры на основе народной музыки России.
  • Умение воспринимать, осознанно и эмоционально относиться к фольклору.
  • Осознание ценности русской народной культуры через танец.
  • Формирование основных понятий танцевальных элементов народного танца и стилистики.
  • Развитие творческих способностей через импровизацию на материале народного танца.

Педагогический инструментарий

Подходы

  • Системно-деятельностный подход
  • Гуманистический подход
  • Личностно-ориентированный подход
  • Компетентностный подход

Принципы

  • Системное единство образовательного и воспитательного образовательного процесса
  • Единство и целостность партнёрских отношений субъектов образовательного процесса

Методы

  • восприятие,
  • разучивание,
  • аудиальная и двигательная идентификация,
  • объяснительно-иллюстративный метод,
  • синхронизация,
  • сравнение,
  • обобщение, трансформация образа и перевод из одной знаковой системы в другую,
  • беседа,
  • проектный метод

Критерии оценивания результатов

Умения, которые совершенствуются:

По предмету хореография совершенствуются:

  • умения ансамблевого исполнения,
  • умения синхронизировать движение в ансамблевом исполнение в определенном темпе.

Развиваются - умение исполнения пластического движения в танце.

Способы оценивания результатов

  • Вербальная оценка («хорошо», «молодец», «отлично», «великолепно», «достаточно» и др.)
  • Самооценка учащихся (на основе перечня предоставленных учителем учебных действий).

Методические рекомендации

Участники: учащиеся 1-4 классов, педагог дополнительного образования, гости урока (родители, педагоги, администрация школы и др.)

Место и время проведения занятия музыкально-танцевальный зал, последняя неделя февраля, III четверть, один урок.

Уровень подготовки обучающихся к занятию (знание понятий ритм, узор, орнамент, рефрен; правила построения композиции в народном танце, народной музыке).

Компетенции и умения преподавателя: экспрессивные, дидактические, перцептивные, коммуникативные, личностные, организаторские.

Выявления рисков и пути их преодоления: выдержать хронометраж урока (резерв времени, отслеживание этапов урока в соответствии с запланированным временем), активность обучающихся на момент проведения урока (корректировка места урока в общем расписании занятий), разный уровень учебной подготовленности обучающихся (использование коллективных ), сбой в работе компьютерной и музыкальной техники (иметь в резерве методы замены, наглядный иллюстративный материал).

Реквизит, наглядный и раздаточный дидактический материал: русские народные костюмы (сорочки, сарафаны, пояса, косоворотки, кушаки) для педагога и учащихся, видеоролик «Празднование Масленицы» (подготовлен с использованием программы Corel Visual Studio и музыкальной темой на мотив песни «Вы блины, мои блины»), листы с символическими изображениями солнца в народном искусстве (для размещения на доске).

Оснащение урока: магнитная демонстрационная доска, видеопроектор, экран, музыкальный центр, стулья для гостей урока.

Описание содержания урока

Сокращения

  • СУ - слова педагога
  • ВУ - вопрос педагога
  • ОУ - ответ обучающихся

Начало урока

1. Этап актуализации знаний и погружения в тему урока

Педагог в костюме с элементами русского народного стиля приветствуют обучающихся и гостей урока и открывают урок чтением строчек стихов-закличек о начале весны:

Идет Матушка-весна, отворяйте ворота!
Первый март пришел, всех детей провел.
А за ним и апрель отворил окно и дверь.
А уж как пришел май, сколько хочешь, гуляй!

Обучающимся и гостям, предлагают посмотреть видеоролик и определить, о каком празднике идет речь (цель показа – подготовить учащихся к диалогу о народном празднике Масленица, его символике и месте в календарном цикле народных обрядов).

Просмотр музыкально-изобразительного видеоряда.

На одном из последних слайдов учащиеся видят слова: Разгуляй, Обмануха, Жироеда, Обируха, Блиноеда, Полизуха, Мокрохвостка, Лакомка. Эти слова (названия Масленицы в народе) вслух громко, как на ярмарочном гулянье, выкрикивает педагог.

После просмотра видеоролика обучащиеся правильно определяют, что речь идет о празднике Масленица.

ВУ. Назовите главный символ праздника «Масленица».

ОУ. Блин.

ВУ. С чем его можно сравнить?

ОУ. С солнцем. Он такой же круглый, желтый и горячий.

СУ. С чем связана традиция печь блины на Масленицу?

ОУ. С приходом весны, солнце светит ярче, на земле становится теплее.

СУ. Наш сегодняшний урок называется «Хождение за солнцем». Учитель помещает на доску заготовленный заранее текст с названием темы урока.

2. Практический этап урока (танцевально-песенный)

1. Разучивание основного танцевального шага танца «хоровод».

2. Совместное исполнения и синхронизация движения и пения в танце «хоровод».


Беседа с целью показать обучающимся связь танца «хоровод» с солнцем и его символическими изображениями в народном искусстве. Педагог обращает внимание учеников на рисунки, представленные на доске (Рис. 1-7) и задает вопросы:

ВУ. Что это значит - «ходить за солнцем?»

ОУ. Искать солнце, встречать весну, смотреть на солнце, идти навстречу или вслед за солнцем и др.

ВУ. Как символически можно изобразить солнце?

ОУ. В виде круга, креста, пересекающихся лучей, спирали и др.

ВУ. На что похоже солнце на этих изображениях?

ОУ. На орнаменты и узоры.

ВУ. Где мы можем увидеть узор в жизни человека?

ОУ. На скатерти, на полотенце, на одежде, в вышивке.

ВУ. Что такое узор?

ОУ. Изображение, в котором элементы повторяются, чередуются.

ВУ. Может ли быть узор в танце?

ОУ. Может.

ВУ. Какой танец напоминает солнце?

ОУ. Хоровод. В хороводе люди встают в круг.

СУ. Символическая связь солнца с хороводом проявлялась и в том, что участники танца двигались по ходу солнца, что называлось «хождением за солнцем».

Педагог предлагает ребятам разучить основные танцевальные шаги и перестроения танца «хоровод» под песню «А мы Масленицу дожидаемся». В ходе танца педагог импровизирует и ведет за собой ребят в хороводе.

В ходе танца осуществляются хороводные перестроения: улитка (закручивание спиралью), змейка, ручеек, два малых круга, расхождение полукругами, схождение и перестроение в композицию круг в круге с противоположным вектором движения. Осуществляется совместное исполнение и синхронизация движения и пения в танце «хоровод».

Выполнение элементов танца «хоровод», синхронизация песенного исполнения с танцевальными движениями

Обсуждение вопроса о связи понятия узор с танцем и музыкой

Танцевальный этап урока завершается обсуждением практического результата.

Педагог предлагает выделить увиденные в танце узоры.

Обсуждение вопроса о связи понятия узор с танцем и музыкой

Обучающиеся определяют их: закручивание спиралью, змейкой, параллельные круги, круг в круге – в танце. Повторы, чередования, кольцевая композиция - в песне.

Красивой, яркой композицией мы встречаем весну.

4. Этап подведения итогов

ВУ. Какое понятие объединят музыку и танец на сегодняшнем уроке.

ОУ. Узор.

СУ. Народные традиции помогли нам понять универсальный смысл этого понятия.

Педагог благодарит ребят за активную работу, проявленную в танцевальной, песенной композиции и поздравляет всех с Масленицей.