Выражением «хождение за солнцем» в старину люди называли хоровод, поскольку в хороводе участники движутся по ходу солнца - «посолонь».
Цели урока:
- Формировать интерес к изучению народных традиций на примере праздника «Масленица»
- Формировать представления об истоках народного праздника «Масленица» средствами выразительности музыки и хореографии.
Метапредметные задачи урока:
- Формировать способность освоения и применения знаково-символических и речевых средств решения коммуникационных и творческих задач.
- Формировать умение определить связь между традициями, природой и жизнью человека.
- Формировать умение установить связь между различными видами символической деятельности: рисунок, танец, песня на основе понятий (ритм, повторение, чередование, круг, узор, знак-символ)
Предметные задачи
- Хореографические: слушание музыки, разучивание элементов танца «хоровод», разучивание ритмического рисунка танца, отработка синхронности движений.
Планируемые результаты
Личностные:
- формирование чувства гордости за культуру и традиции своей Родины, своего народа;
- формирование уважительного отношения к культуре и традициям своего народа;
- формирование эстетических потребностей в общении с искусством, природой, творческом отношении к окружающему миру;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла изучения нового; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
Метапредметные:
Регулятивные
- Умение оценивать правильность решения задачи, собственные возможности её решения
- Умение принимать задачу учителя;
Коммуникативные
- Умение согласовывать свои действия с действиями других участников образовательного процесс;
Познавательные
- Формирование умения познавать мир через визуально-художественный образ
- Формирование умения сравнения, анализа, синтеза, обобщения в процессе творческой деятельности;
Предметные:
- Формирование представления о роли музыки в жизни человека.
- Формирование основ музыкальной культуры на основе народной музыки России.
- Умение воспринимать, осознанно и эмоционально относиться к фольклору.
- Осознание ценности русской народной культуры через танец.
- Формирование основных понятий танцевальных элементов народного танца и стилистики.
- Развитие творческих способностей через импровизацию на материале народного танца.
Педагогический инструментарий
Подходы
- Системно-деятельностный подход
- Гуманистический подход
- Личностно-ориентированный подход
- Компетентностный подход
Принципы
- Системное единство образовательного и воспитательного образовательного процесса
- Единство и целостность партнёрских отношений субъектов образовательного процесса
Методы
- восприятие,
- разучивание,
- аудиальная и двигательная идентификация,
- объяснительно-иллюстративный метод,
- синхронизация,
- сравнение,
- обобщение, трансформация образа и перевод из одной знаковой системы в другую,
- беседа,
- проектный метод
Критерии оценивания результатов
Умения, которые совершенствуются:
По предмету хореография совершенствуются:
- умения ансамблевого исполнения,
- умения синхронизировать движение в ансамблевом исполнение в определенном темпе.
Развиваются - умение исполнения пластического движения в танце.
Способы оценивания результатов
- Вербальная оценка («хорошо», «молодец», «отлично», «великолепно», «достаточно» и др.)
- Самооценка учащихся (на основе перечня предоставленных учителем учебных действий).
Методические рекомендации
Участники: учащиеся 1-4 классов, педагог дополнительного образования, гости урока (родители, педагоги, администрация школы и др.)
Место и время проведения занятия музыкально-танцевальный зал, последняя неделя февраля, III четверть, один урок.
Уровень подготовки обучающихся к занятию (знание понятий ритм, узор, орнамент, рефрен; правила построения композиции в народном танце, народной музыке).
Компетенции и умения преподавателя: экспрессивные, дидактические, перцептивные, коммуникативные, личностные, организаторские.
Выявления рисков и пути их преодоления: выдержать хронометраж урока (резерв времени, отслеживание этапов урока в соответствии с запланированным временем), активность обучающихся на момент проведения урока (корректировка места урока в общем расписании занятий), разный уровень учебной подготовленности обучающихся (использование коллективных ), сбой в работе компьютерной и музыкальной техники (иметь в резерве методы замены, наглядный иллюстративный материал).
Реквизит, наглядный и раздаточный дидактический материал: русские народные костюмы (сорочки, сарафаны, пояса, косоворотки, кушаки) для педагога и учащихся, видеоролик «Празднование Масленицы» (подготовлен с использованием программы Corel Visual Studio и музыкальной темой на мотив песни «Вы блины, мои блины»), листы с символическими изображениями солнца в народном искусстве (для размещения на доске).
Оснащение урока: магнитная демонстрационная доска, видеопроектор, экран, музыкальный центр, стулья для гостей урока.
Описание содержания урока
Сокращения
- СУ - слова педагога
- ВУ - вопрос педагога
- ОУ - ответ обучающихся
Начало урока
1. Этап актуализации знаний и погружения в тему урока
Педагог в костюме с элементами русского народного стиля приветствуют обучающихся и гостей урока и открывают урок чтением строчек стихов-закличек о начале весны:
Идет Матушка-весна, отворяйте ворота!
Первый март пришел, всех детей провел.
А за ним и апрель отворил окно и дверь.
А уж как пришел май, сколько хочешь, гуляй!
Обучающимся и гостям, предлагают посмотреть видеоролик и определить, о каком празднике идет речь (цель показа – подготовить учащихся к диалогу о народном празднике Масленица, его символике и месте в календарном цикле народных обрядов).
Просмотр музыкально-изобразительного видеоряда.
На одном из последних слайдов учащиеся видят слова: Разгуляй, Обмануха, Жироеда, Обируха, Блиноеда, Полизуха, Мокрохвостка, Лакомка. Эти слова (названия Масленицы в народе) вслух громко, как на ярмарочном гулянье, выкрикивает педагог.
После просмотра видеоролика обучащиеся правильно определяют, что речь идет о празднике Масленица.
ВУ. Назовите главный символ праздника «Масленица».
ОУ. Блин.
ВУ. С чем его можно сравнить?
ОУ. С солнцем. Он такой же круглый, желтый и горячий.
СУ. С чем связана традиция печь блины на Масленицу?
ОУ. С приходом весны, солнце светит ярче, на земле становится теплее.
СУ. Наш сегодняшний урок называется «Хождение за солнцем». Учитель помещает на доску заготовленный заранее текст с названием темы урока.
2. Практический этап урока (танцевально-песенный)
1. Разучивание основного танцевального шага танца «хоровод».
2. Совместное исполнения и синхронизация движения и пения в танце «хоровод».


Беседа с целью показать обучающимся связь танца «хоровод» с солнцем и его символическими изображениями в народном искусстве. Педагог обращает внимание учеников на рисунки, представленные на доске (Рис. 1-7) и задает вопросы:
ВУ. Что это значит - «ходить за солнцем?»
ОУ. Искать солнце, встречать весну, смотреть на солнце, идти навстречу или вслед за солнцем и др.
ВУ. Как символически можно изобразить солнце?
ОУ. В виде круга, креста, пересекающихся лучей, спирали и др.
ВУ. На что похоже солнце на этих изображениях?
ОУ. На орнаменты и узоры.
ВУ. Где мы можем увидеть узор в жизни человека?
ОУ. На скатерти, на полотенце, на одежде, в вышивке.
ВУ. Что такое узор?
ОУ. Изображение, в котором элементы повторяются, чередуются.
ВУ. Может ли быть узор в танце?
ОУ. Может.
ВУ. Какой танец напоминает солнце?
ОУ. Хоровод. В хороводе люди встают в круг.
СУ. Символическая связь солнца с хороводом проявлялась и в том, что участники танца двигались по ходу солнца, что называлось «хождением за солнцем».
Педагог предлагает ребятам разучить основные танцевальные шаги и перестроения танца «хоровод» под песню «А мы Масленицу дожидаемся». В ходе танца педагог импровизирует и ведет за собой ребят в хороводе.
В ходе танца осуществляются хороводные перестроения: улитка (закручивание спиралью), змейка, ручеек, два малых круга, расхождение полукругами, схождение и перестроение в композицию круг в круге с противоположным вектором движения. Осуществляется совместное исполнение и синхронизация движения и пения в танце «хоровод».

Выполнение элементов танца «хоровод», синхронизация песенного исполнения с танцевальными движениями

Обсуждение вопроса о связи понятия узор с танцем и музыкой
Танцевальный этап урока завершается обсуждением практического результата.
Педагог предлагает выделить увиденные в танце узоры.

Обсуждение вопроса о связи понятия узор с танцем и музыкой
Обучающиеся определяют их: закручивание спиралью, змейкой, параллельные круги, круг в круге – в танце. Повторы, чередования, кольцевая композиция - в песне.
Красивой, яркой композицией мы встречаем весну.
4. Этап подведения итогов
ВУ. Какое понятие объединят музыку и танец на сегодняшнем уроке.
ОУ. Узор.
СУ. Народные традиции помогли нам понять универсальный смысл этого понятия.
Педагог благодарит ребят за активную работу, проявленную в танцевальной, песенной композиции и поздравляет всех с Масленицей.