Программа наставничества "Путь в профессию"

Разделы: Профессия — педагог


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа наставничества «Путь в профессию» создана в целях решения задач национального проекта «Образование» по внедрению целевой модели наставничества во всех образовательных организациях Российской Федерации, т.к. современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически готовый к реализации гуманистических ценностей и включению в инновационные процессы на практике.

Реализация Программы опирается на нормативно-правовую базу Российской Федерации:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 № Р145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества

Профессиональная помощь необходима и молодым, начинающим педагогам, и учителям, меняющим условия работы, специальность. Поэтому поддержка, адресное методическое сопровождение профессионального роста каждого специалиста является одной из ключевых задач образовательной организации.

Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу Наставника по развитию молодого педагога (Наставляемого лица) необходимых навыков и умения ведения педагогической деятельности и призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у наставляемого лица знания в области предметной специализации и методики преподавания.

Настоящая программа призвана помочь в организации деятельности Наставников с Наставляемыми лицами на уровне образовательной организации.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Название

«Путь в профессию»

Цель

создание организационно-методических условий для успешной адаптации молодого специалиста в условиях современной школы, закрепление в профессии.

Задачи

•определить уровень профессиональной подготовки наставляемого;
•выявить затруднения в педагогической практике и оказать методическую помощь;
•помочь адаптироваться к новым условиям трудовой деятельности;
•создать условия для развития профессиональных навыков молодого педагога;
•развивать потребность к самообразованию и профессиональному
самосовершенствованию.

Целевая группа

учителя общеобразовательных организаций с опытом работы до 3-х лет

Планируемые результаты

• активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
• повышение профессиональной компетентности молодого педагога в вопросах педагогики и психологии;
• обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания;
• умение проектировать воспитательную систему, работать с классом на основе изучения личности ребенка, проводить индивидуальную работу.

Основные исполнители

Администрация школы, учителя-наставники, молодые специалисты, руководители методических объединений учителей-предметников и классных руководителей

Теоретическая значимость

Определение основных направлений совершенствования методической деятельности в работе с наставляемыми

Практическая значимость

Позитивные изменения профессионально-значимых качеств личности и индивидуально-психологических особенностей наставляемых педагогов, помощь в достижении личностно-значимых целей

Применяемые формы наставничества и технологии

Исходя из образовательных потребностей образовательной организации, целевой моделью наставничества рассматривается форма наставничества «Учитель–учитель».

Применяемые в программе элементы технологии: ситуационное наставничество.

Основные виды деятельности:

  • Диагностика затруднений наставляемого специалиста и выбор форм оказания помощи на основе его потребностей.
  • Посещение уроков наставляемого специалиста и организация взаимопосещений
  • Планирование и анализ педагогической деятельности
  • Помощь наставляемому специалисту в повышении эффективности организации учебно-воспитательной работы.
  • Ознакомление с основными направлениями и формами активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время.
  • Привлечение наставляемого специалиста к участию в работе МО учителей школы.
  • Демонстрация опыта успешной деятельности опытными учителями
  • Организация мониторинга деятельности Наставляемого лица.

Формы и методы работы с наставляемыми: беседы; собеседования; тренинговые занятия; встречи с опытными учителями; открытые уроки, внеклассные мероприятия; тематические педсоветы, семинары; методические консультации; посещение и взаимопосещение уроков; анкетирование, тестирование; участие в различных очных и дистанционных мероприятиях; прохождение курсов.

Деятельность наставника

  • 1-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий наставляемого специалиста, а так же выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации
  • 2-й этап – основной (тренировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений наставляемого специалиста, помогает ему выстроить собственную программу самосовершенствования.
  • 3-й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности, определяет степень готовности наставляемого специалиста к выполнению своих функциональных обязанностей.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Требования, предъявляемые к наставнику:

  • знать требования законодательства в сфере образования, определяющие права и обязанности молодого и вновь прибывшего специалиста по занимаемой должности;
  • разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;
  • изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;
  • знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений;
  • вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);
  • проводить необходимое обучение;
  • контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий;
  • разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления;
  • контролировать работу, оказывать необходимую помощь;
  • оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
  • личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
  • участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;
  • периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;
  • подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

Требования к наставляемому специалисту:

  • изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность и функциональные обязанности по занимаемой должности;
  • работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
  • учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
  • совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
  • периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения

Механизм управления программой

Основное взаимодействие между участниками: «опытный педагог – молодой специалист», классический вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы.

Основными принципами работы с молодыми и вновь прибывшими специалистами являются:

  • Обязательность - проведение работы с каждым специалистом, приступившим к работе в учреждении вне зависимости от должности и направления деятельности.
  • Индивидуальность - выбор форм и видов работы со специалистом, которые определяются требованиями должности, рабочим местом в соответствии с уровнем профессионального развития.
  • Непрерывность - целенаправленный процесс адаптации и развития специалиста продолжается на протяжении 3 лет.
  • Эффективность - обязательная периодическая оценка результатов адаптации, развития специалиста и соответствия форм работы уровню его потенциала.

Организация контроля и оценки

Ответственность за реализацию программы наставничества внутри образовательной организации берут на себя:

  • администрация школы;
  • наставники - участники программы;

Контролирует и оценивает работу наставляемых, наставников и всей программы в целом заместитель директора по УВР. Оценка будет происходить в качестве текущего контроля и итогового контроля.

Текущий контроль будет происходить один раз в полугодие, а также по итогам каждого совместного мероприятия.

Итоговый контроль будет происходить в конце года на основании аналитической справки, составленной наставником.

Главным результатом становления молодого педагога следует считать не сумму единиц усвоенной информации, а необходимые изменения, предполагающие динамику личностного развития педагогов, самостоятельность, ответственность, креативность, достаточную сформированность базовых компетенций и функциональной грамотности педагогов, что предусматривает оценку их способности к решению различных проблем в предметном и метапредметном планах, не только на основе приобретенных знаний и умений, но и с учетом этического, ценностно - смыслового, коммуникативного, поведенческого и других аспектов, актуальных в данной ситуации.

ПЛАНИРУЕМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

Наименование мероприятия/виды деятельности по его подготовке и организации

ответственные

Август

 

Изучение и систематизация документов и материалов по проблеме наставничества

Администрация школы

 

Подготовка нормативной базы реализации программы наставничества

Администрация школы

Сентябрь

 

Информирование педагогов о возможностях и целях программы наставничества

Заместитель директора по УВР

 

Выбор форм и программ наставничества исходя из потребностей школы.

Заместитель директора по УВР

 

Анкетирование Наставляемого специалиста на выявление профессиональных затруднений, определение степени комфортности учителя в коллективе, разработка необходимых рекомендаций.

Учитель-наставник

 

Составление и утверждение индивидуального плана программы работы Наставника с Наставляемым лицом

Заместитель директора по УВР, учитель-наставник

 

«Неделя знакомства» в методическом объединении

Руководитель ШМО, учитель –наставник, учителя.

 

Посещение уроков Наставляемого лица с целью оказания методической помощи

Учитель-наставник

 

SOS – консультация: «Особенности работы педагога в условиях обновленных ФГОС НОО».

Учитель-наставник

Октябрь

 

Беседа: "Адаптация к процессу обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе".

Учитель-наставник

 

Посещение молодым специалистом открытых занятий наставников и коллег

Учителя ШМО

 

Анализ процесса адаптации наставляемого лица через индивидуальное собеседование .

Заместитель директора по УВР, учитель наставник

 

Работа Наставляемого в ШМО: определение темы самообразования.

Руководитель ШМО,
учитель -наставник

 

Консультация: Организация индивидуальной коррекционной работы с обучающимися по преодолению пробелов знаний и преодолению учебных затруднений.

Учитель-наставник

 

Консультация по текущим проблемам реализации рабочих программ

Учитель -наставник

 

Посещение уроков Наставляемого специалиста

Заместитель директора по УВР

 

Профессиональный диалог в рамках работы методических объединений школы

Руководитель ШМО, учитель –наставник, учителя.

Ноябрь

 

Беседа «Педагогические проблемы наставляемого специалиста»

Заместитель директора по УВР, учитель -наставник

 

Отработка структуры урока в условиях реализации ФГОС

Учитель -наставник

 

Посещение молодым специалистом открытых занятий наставников и коллег

Учителя ШМО

 

Консультация по теме «Организация проектной деятельности обучающихся в урочное и внеурочное время»

Учитель -наставник

 

Презентация педагогических идей для молодых учителей: «Технологии креативного мышления»

Руководитель ШМО, учитель–наставник, учителя.

Декабрь

 

Корректировка индивидуального плана работы наставника с наставляемым лицом

Учитель -наставник

 

Мастер-класс «Школьные праздники как одно из главных средств воспитания учащихся начальных классов»

Заместитель директора по УВР,
учитель-наставник

 

Консультация по теме: «Здоровьесберегающие технологии»

Учитель -наставник

 

Посещение уроков Наставляемого специалиста.

Учитель -наставник

Январь

 

Посещение молодым специалистом открытых занятий наставников и коллег

Учителя ШМО

 

Анализ промежуточных результатов программы наставничества

Администрация школы, учитель-наставник

 

Педагогический проект «Возможности использования интерактивной образовательной онлайн-платформы Учи. ру для повышения эффективности учебной деятельности и формирования положительной учебной мотивации на уроках в начальной школе»

Заместитель директора по УВР, руководитель ШМО, учитель –наставник, учителя.

Февраль

 

Посещение уроков Наставляемого специалиста

Учитель-наставник

 

Методическая неделя «Ступени мастерства»

Заместитель директора по УВР,
учитель наставник

 

Беседа по теме: «Корректировка рабочих программ»

Учитель -наставник

 

Круглый стол МО « Проблемы современного школьника и пути их преодоления»

руководитель ШМО, учитель –наставник, учителя.

Март

 

Посещение молодым специалистом открытых занятий наставников и коллег

Учителя ШМО

 

Открытое занятие наставляемого специалиста.

Наставляемый специалист

Апрель

 

Практикум «Мой первый шаг педагогической деятельности в начальной школе» (выступление на ШМО по теме самообразования.

Наставляемый специалист

 

Посещение уроков Наставляемого специалиста

Учитель -наставник

Май

  1.  

Посещение молодым специалистом открытых занятий наставников и коллег

Учителя ШМО

  1.  

Отчет о деятельности Наставника и Наставляемого лица

Учитель –наставник
Наставляемый специалист

  1.  

Перспективное планирование на основе мониторинга педагогических затруднений Наставляемого лица

Заместитель директора по УВР,
Учитель–наставник

ПЛАНИРУЕМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД

Наименование мероприятия/виды деятельности по его подготовке и организации

Ответственные

Сентябрь

1.

Информирование педагогов о возможностях и целях программы наставничества

Администрация школы

2.

Выбор форм и программ наставничества исходя из потребностей школы.

Администрация школы

3.

Составление и утверждение индивидуального плана программы работы Наставника с Наставляемым лицом

Заместитель директора по УВР, учитель-наставник

4

Посещение молодым специалистом открытых занятий наставников и коллег

Учителя ШМО

5

SOS – консультация: «Консультация «Планирование образовательной деятельности»

Учитель-наставник

Октябрь

6.

Беседа: «Контрольно-оценочная деятельность на учебном занятии»

Учитель-наставник

7.

Посещение уроков Наставляемого специалиста

Учитель-наставник

8

Анализ процесса адаптации наставляемого лица через индивидуальное собеседование.

Заместитель директора по УВР, учитель наставник

9.

Консультация по текущим проблемам реализации рабочих программ

Учитель -наставник

Ноябрь

10

Беседа «Педагогические проблемы наставляемого специалиста»

Заместитель директора по УВР, учитель -наставник

11

Посещение молодым специалистом открытых занятий наставников и коллег

Учителя ШМО

12

Методический семинар - практикум "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС"

Учитель–наставник, руководитель ШМО

13

Оказание практической помощи по вопросам, вызывающим затруднения.

Учитель -наставник

Декабрь

14

Корректировка индивидуального плана работы наставника с наставляемым лицом

Учитель -наставник

15

Вебинары по актуальным вопросам образования

Учитель-наставник

16

Консультация по теме «Оформление личного портфолио учителя»

Учитель -наставник

17

Посещение уроков Наставляемого специалиста.

Учитель -наставник

Январь

18

Анализ промежуточных результатов программы наставничества

Администрация школы, учитель-наставник

19

Участие в стажировочной площадке «Развитие профессиональных компетенций молодых педагогов по открытым вопросам реализации ФГОС»

Заместитель директора по УВР, руководитель ШМО, учитель–наставник

Февраль

20

Посещение уроков Наставляемого специалиста

Учитель-наставник

21

Консультация по вопросам методики проведения вне­классного мероприятия

Заместитель директора по ВР,
учитель наставник

22

Анкетирование на выявление
профессиональных затруднений,
определение степени комфортности учителя
в коллективе.

Заместитель директора по УВР, учитель наставник

23

Круглый стол ШМО «Использование инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе» (встреча с педагогами-новаторами).

руководитель ШМО, учитель–наставник, учителя.

Март

24

Посещение молодым специалистом открытых занятий наставников и коллег

Учителя ШМО

25

Консультация - практикум: «Знакомство с методикой подготовки учащихся к конкурсам, олимпиадам по предмету»

Учитель-наставник

26

Открытое внеурочное занятие наставляемого специалиста

Наставляемый специалист

27

Консультация по текущим проблемам реализации рабочих программ

Учитель-наставник

Апрель

28

Беседа: Содержание формы и методы работы педагога с родителями

Учитель-наставник

29

Посещение уроков Наставляемого специалиста

Учитель-наставник

Май

30

Посещение молодым специалистом открытых занятий наставников и коллег

Учителя ШМО

31

Отчет о деятельности Наставника и Наставляемого лица

Учитель–наставник
Наставляемый специалист

32

Перспективное планирование на основе мониторинга педагогических затруднений Наставляемого лица

Заместитель директора по УВР,
Учитель–наставник

ПЛАНИРУЕМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА НА 2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД

Наименование мероприятия/виды деятельности по его подготовке и организации

Ответственные

Сентябрь

1.

Выбор форм и программ наставничества исходя из потребностей школы.

Администрация школы

2.

Составление и утверждение индивидуального плана программы работы Наставника с Наставляемым лицом

Заместитель директора по УВР, учитель-наставник

3

Посещение молодым специалистом открытых занятий наставников и коллег

Учителя ШМО

4

Беседа: «Педагогические проблемы наставляемого специалиста»

Учитель-наставник

Октябрь

5.

Посещение уроков Наставляемого специалиста

Учитель-наставник

6

Оказание практической помощи по вопросам, вызывающим затруднения.

Заместитель директора по УВР, руководитель ШМО, учитель наставник

7.

Консультация по текущим проблемам реализации рабочих программ

Учитель -наставник

8

Практикум: «Подготовка обучающихся к конкурсам и олимпиадам по предмету».

Учитель –наставник,
руководитель ШМО

Ноябрь

10

Участие в сетевых образовательных мероприятиях различного уровня

Заместитель директора по УВР, учитель-наставник

11

Посещение молодым специалистом открытых занятий наставников и коллег

Учителя ШМО

12

Педагогическая дискуссия:  «Трудная ситуация на занятии и ваш выход из неё»

Учитель–наставник, руководитель ШМО, учителя

13

Оказание практической помощи по вопросам, вызывающим затруднения

Учитель-наставник

Декабрь

14

Корректировка индивидуального плана работы наставника с наставляемым лицом

Учитель-наставник

15

Обмен опытом по теме: «Участие в конкурсах профессионального мастерства как ресурс профессионального развития педагога»

руководитель ШМО, учитель–наставник, учителя.

16

Консультация по теме «Качественная рефлексия урока»

Учитель-наставник

17

Посещение уроков Наставляемого специалиста

Учитель-наставник

Январь

18

Анализ промежуточных результатов программы наставничества

Администрация школы, учитель-наставник

19

Вебинары по актуальным вопросам образования

Учитель–наставник

20

Участие в школьной «Неделе молодого специалиста»

Администрация школы, учитель-наставник

Февраль

21

Мастер-класс «Стиль и мастерство педагога»

Заместитель директора по ВР,
учитель наставник

22

Анкетирование на выявление профессиональных затруднений, определение степени комфортности учителя в коллективе.

Заместитель директора по УВР, учитель наставник

23

Беседа: «Содержание формы и методы работы педагога с родителями»

Учитель–наставник,

Март

24

Посещение молодым специалистом открытых занятий наставников и коллег

Учителя ШМО

25

Семинар-практикум по теме «Создание персонального сайта»

Учитель–наставник, учителя ШМО

26

Педагогическая гостиная «От идеи до результата»

Заместитель директора по УВР,
Учитель–наставник, руководитель ШМО.

Апрель

28

Консультация по текущим проблемам реализации рабочих программ

Учитель-наставник

 

Посещение молодым специалистом открытых занятий наставников и коллег

Учителя ШМО

29

Методическая выставка достижений молодого учителя

Учитель–наставник, наставляемый специалист

Май

30

Посещение молодым специалистом открытых занятий наставников и коллег

Учителя ШМО

31

Отчет молодого учителя о проделанной работе, выявление проблемных зон в педагогической деятельности

Учитель–наставник,
Наставляемый специалист

32

Круглый стол: «Легко ли быть молодым специалистом?»

Заместитель директора по УВР,
Учитель–наставник, руководитель ШМО