Потребность понять природу процесса творчества возникла, как следствие необходимости воздействовать на творческую деятельность, чтобы повысить её эффективность. Ещё древнегреческие философы Аристотель, Сократ и др.стремились развивать в детях творческое мышление.
Творчество – деятельность, результатом которой является созидание новых материальных и духовных ценностей, форма самореализации личности, неповторимое отношение к миру (22; с.15). С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова рассматривают творчество, как создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей Педагоги и психологи по-разному определяют понятие творчество (20; с.791).
С.Д.Максименко считает, что творчество – это процесс рождения нового, что объективно существует в природе или человеке, а сам творческий процесс приводит в результате к продукту оригинальному, объективно ценностному и самодостаточному. В.И.Загвязинский предлагает рассматривать творчество как «всегда созидание чего-то нового на основе преобразования познанного: нового результата или оригинальных путей и методов его получения. Новизна и преобразование – две наиболее существенные характеристики творчества» (10; с. 84).
Творчество, по мнению М.И.Кондаковой, В.С.Чуровой – это сознательная целеполагающая активность деятельности человека, направленная на познание и преобразование действительности, создающая новые, оригинальные, никогда ранее не существовавшие предметы, произведения и т.д., в целях совершенствования материальной и духовной жизни общества. Только в процессе творчества возникают новые идеи, создается реальная возможность ломки устаревших стереотипов, шаблонов, сдерживающих прогресс, вырабатывается новый стиль мышления и работы (14; с.19).
Творчеством является деятельность, порождающая нечто качественно новое, и отличается неповторимостью, оригинальностью. Творчество специфично для человека, также всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности. По мнению В.Ф.Овчинникова творчество – это качественное состояние деятельности, которое выражает степень созидательных способностей человека. По мнению Н.Г.Ярошенко Творчество, есть целенаправленный, упорный труд, приводящий к созданию нового в культуре, и потому имеющий общественное значение.
По мнению Л.Ю.Сироткина, А.Н.Хузиахметова любое определение творчества будет не полным, если оно лишится таких признаков как новизна, личностная ценность, социальная значимость, направленность на человека (26; с.25).
В этой связи ученые подчеркивают что творчество – это: универсальный признак человеческой личности, актуализация которого обусловлена осознанным ею объективным противоречием, требующим разрешения, а результат активности, направленной на снятие противоречия, обладает новизной и качественным своеобразием, личностной ценностью, социальной значимостью и направленностью на саморазвитие и самовоспитание творческих способностей личности.
Итак, обобщая все выше изложенное можно сказать, что в психологии и педагогике «творчество» определяется как мышление в его высшей форме выходящее за пределы требуемого решения возникшей задачи, уже известными способами, как универсальный признак человеческой личности.
При высшем проявлении творчества в сознании доминирует вдохновение, вплоть до озарения в личности – потребность в деятельности, а в деятельности – стремление к достижению новых, ранее не ставивших целей новым, ранее не опробованными средствами. Творческий процесс является реальностью, спонтанно возникающей и завершающейся.
Попытка целостного представления процесса творчества представлена в работе В.Н.Дружининой, где автор анализирует данные исследователей отечественных и зарубежных психологов в области психологии общих способностей, в том числе и творческих.
Процесс творческой деятельности при помощи действий, которые могут быть осуществлены при наличии способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создаётся определённый продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.
Подробнее рассмотрим такое свойство личности как «способности». А.Г.Маклаков обращает внимание на то, что обычно под способностями понимают такие индивидуальные особенности, которые являются условиями успешного выполнения какой – либо деятельности. Выделяют общие и специальные способности Общие способности – это такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществление различных видов деятельности. Например, интеллектуальные (5;с.231). Специальные способности – это специфическое проявление общих свойств нервной системы обеспечивающие успех человека в специфических видах деятельности. Например художественные способности , наличие певческого голоса.
Известный отечественный ученый Б.М.Теплов выделяет три основных признака понятия «способности»:
- Под способностями понимаются индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
- Это индивидуальные особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения какой – либо деятельности или многих деятельностей;
- Понятие не сводится к тем знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у данного человека (8, с.12).
Т.И.Ерофеева считает, что способности дошкольников – это:
Помимо природной одарённости, талантливости – это умения и возможность правильно воспроизводить какие-нибудь действия. Основываясь на определении. Б.М.Теплова автор подчеркивает что способности – это универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольников средств, которые в отличие от знаний, умений и навыков имеют не переходящее значение для всей человеческой жизни. Т.И.Ерофеева (10,с.142).
По мнению Л.А.Карпенко способности – это индивидуально – психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. При этом автор говорит о том, что способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью, в том, насколько индивид при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы ее организации и осуществления. Это же подтверждают Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко говоря о том, что способности существуют и развиваются в деятельности. От них же зависит и успешность овладения разными видами деятельности, возможность достижения того или иного уровня успешности в их осуществлении. А.М.Прохоров в этой связи уточняет, что способности обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. (Большой энцикл. словарь).
Таким образом, из вышесказанного следует, что способности это умение, воспроизводить какое-нибудь действие с помощью специфических средств.
Большое значение для развития личности имеют творческие способности. Творческие способности к относятся специальным.
Говоря о творческих способностях человека употребляют понятие «креативность» (психологическая энциклопедия) С психологической точки зрения «креативность» - это творческие возможности, способности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или её отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания. Креативность рассматривают как важнейший и относительно независимый фактор одарённости» (10; с.211 ).
По Я.А.Понамарёву, суть креативности, как психологического свойства, сводится к интеллектуальной активности и чувствительности, к побочным продуктам своей деятельности. Творческий человек видит побочные результаты, которые являются творением нового, а нетворческий- видит только результаты по достижению цели, проходя мимо новизны (3; с.25).
Дж. Гилфорд, выделил 4 основных критерия креативности:
- Оригинальность – способность продуцировать отдалённые ассоциации, необычные ответы;
- Семантическая гибкость – способность выделять функцию объекта и предложить его новое использование;
- Образная адаптивная гибкость – способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нём новые признаки и возможности для использования;
- Семантическая спонтанная гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации.
Вывод: Таким образом, рассмотрев сущность понятий «Творчество» в психолого-педагогической литературе можно сделать вывод, что творчество универсальный признак человеческой личности, актуализация которого обусловлена осознанным ею объективным противоречием, требующим разрешения, а результат активности, направленной на снятие противоречия, обладает новизной и качественным своеобразием, личностной ценностью, социальной значимостью и направленностью на саморазвитие.
Многими учёными решался вопрос о том, что лежит в основе творчества. С точки зрения В.М.Вильчека, природа творчества основана на природе человека как вида, который утратил в результате мутаций инстинктивную видовую программу деятельности. Проблема развития креативных способностей является многоаспектной и не простой. Сложность её заключается, прежде всего, в самой сущности явления.
По мнению В.Н.Дружининой, существуют, как минимум, три основных подхода объясняющих происхождение и природу творческих способностей:
- Как таковых творческих способностей нет. Главную роль в проявлении творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты(А.Дж.Ганненбаум, А.Олах, А.Маслоу).
- Творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором независимым от интеллекта (Дж.Гилфорд, К.Тейлор, Г.Грубер, Я.А.Пономарёв).
- Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот.
Многие из исследователей сводят проблему человеческих способностей к проблеме творческой личности; не существует особых творческих способностей, а есть личность, обладающая определённой мотивацией и чертами. В основу понимания креативных способностей положены два понятия «креативность» и «способности».
Развитие творческих способностей зависит от меры личных усилий самого человека, от стечения благоприятных обстоятельств.
Выделяется набор черт, потенциально относящихся к творческим: самостоятельность суждений, уверенность в себе, способность находить привлекательность в трудностях, эстетическая ориентация, способность рисковать. Такие личностные черты, как самоуверенность, смелость, свобода, самопроизвольность, признание самого себя не только свойственны творческим людям, но и повышают вероятность реализации их творческого потенциала.
Диапазон творческих задач необычайно широк, но суть их одна: при их решении происходит акт творчества, находится новый путь или создаётся нечто новое. Вот здесь и требуются, как указывают Л.Ю.Сироткин, А.Н.Хузиахметов особые качества ума: наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности - всё то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Исследования ученых доказывают, что способности не могут существовать не иначе как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем утрачивается. Следовательно, способности нуждаются в постоянном развитии и совершенствовании.
Процесс творческой деятельности невозможен без наличия у человека определенных способностей. Как и любые способности, они развиваются благодаря деятельности и являются необходимым условием ее успешного осуществления деятельности. Творческие способности необходимо развивать. Следовательно, развивать способности необходимо как можно раньше. Это обусловлено тем, что способности развиваются не благодаря только лишь наличию природных задатков, не сами по себе, а под влиянием окружающей среды и специально-организованного воспитания. В этой связи становиться актуальным вопрос о выборе средств, для развития творческих способностей детей. Известно, что игровая деятельность как нельзя лучше способствует эффективному решению задач воспитания и обучения. С этой целью используются различные виды игр, в том числе и подвижные.